Фото_к тексту

Это был очень необычный год. Мы в этом году сталкивались с тем, о чём ещё некоторое время назад и подумать не могли. Вы только подумайте: правительство региона чуть ли не в полном составе вывозят с мешками на голове в Москву, и при этом вводится практически внешнее управление. Нам в кои веки дали надежду, что бессовестное воровство и мздоимство будут наказаны не потому, что это война одной группировки с другой, а просто потому, что это незаконно.

Магомедтагир Муртазалиев

Для Дагестана это был трудный год. В 2018 году дагестанское общество определялось по каким-то очень важным ценностным категориям. И мы нежданно для себя увидели: есть огромное количество людей, жаждущих возвращения Сталина; при этом у нас большое количество активного населения, ратующего за клерикальное правление. Согласитесь, это прямо противоположные, взаимоисключающие идеологии. К слову сказать, ни те, ни другие не представляют себе последствий, которые могут повлечь данные идеологические концепции, будь они воплощены в жизнь в наше время. Мир давно ушел в другом направлении, и успешные страны получили ключи от дверей в будущее, отказавшись от тоталитарных идеологий. Дагестан не будет исключением. Малограмотные, ограниченные в своём понимании жизни, способные призывать только к концлагерю, казням, запретам люди, никогда и никого не сделают счастливыми. Им всегда нужно находить врагов и кого-то осуждать.

В 2018 году мы могли наблюдать эту ситуацию во всей красе. Мы видели, как в течение года ситуация в Дагестане намеренно обострялась и раскачивалась. Мы видели, как определённые силы искали возможности стравить одних дагестанцев с другими. Источник этих вибраций был вполне определённым, а цели и задачи вполне конкретные – расчленить Дагестан. В качестве рупоров использовались и известные чемпионы, задаренные подарками, и местные комедианты. И поводом для скандала становилось то, что никогда в Дагестане проблемой не было: люди всегда были терпимы по отношению к представителям другой национальности, другой религии, других идеологических взглядов. Первыми, кто призвал к нетерпимости по отношению к согражданам, к сожалению, стали Хабиб Нурмагомедов и К° в своём знаменитом обращении, получившем название «Топливо для ада». В конечном итоге оно привело к травле в соцсетях всех, кто был с этим не согласен.

Поэтому, подводя итоги года и отдавая должное спортивным достижениям Нурмагомедова, мы должны отметить и его крайне негативную роль в общественной жизни. Спортивных побед у дагестанцев было много, они будут еще, но тех, кто потрясал основы стабильности и настраивал одних дагестанцев против других, – единицы.

***

В этом году мы увидели, что Дагестан нуждается во внутреннем гражданском договоре, где были бы определены какие-то важные ценностные моменты, способные объединить всё общество. Надо сказать, что за это время и новые дагестанские власти постепенно начали разбираться, кто есть друг, а кто враг. Ранее они были более осторожны, будучи наполнены пиететом перед нашей самобытностью. Теперь для тех из них, кто посмотрел «Игру престолов», фраза «ночь темна и полна ужасов» наполнилась реальным содержанием. Проблема ведь уже не в конкретных персоналиях, а в коррозии государственных институтов, в их полной дисфункции. У нас и раньше зачастую реальную работу заменяли имитацией бурной деятельности, но происходящее до последней смены руководства превзошло все возможные и невозможные границы.

Новым людям во власти приходится заново отстраивать политическую систему. Если за короткий промежуток задержанными оказались три мэра, и четвёртый сидит по террористической статье, то у нас проблема более чем серьёзная. Это институциональный кризис.

Владимир Васильев признался в одном из своих недавних интервью, что не ожидал столь плачевной ситуации в Дагестане. Ну а мы, люди привыкшие, уже давно не замечали всего ужаса происходящего. Да, конечно, и сейчас у нас много вопросов по поводу того, как делаются те или иные вещи, к примеру, как были распределены в этом году гранты главы республики. Но мы-то понимаем, что старые кадры никуда не делись, и тех, кто привык врать и воровать, от этих привычек отучить весьма сложно. Однако есть серьёзная надежда, что в 2018 году мы сумели развернуть общественные процессы в сторону оздоровления, что дагестанское общество взрослеет, постепенно избавляясь от вещей, которые тянут нас в средневековье и мракобесие. И происходит это за счёт внутренних ресурсов. История с войнами в Инстаграме показала, что мы устали от воинствующего мракобесия и агрессии. Людям нужен спокойный уважительный диалог, а не склока. Очень радует тот факт, что в нынешнем году дагестанцы уже не видят такую бурную отрицательную реакцию на ёлки или новогодние праздники. Люди устали от агрессии, от конфликтов, от нравоучений малограмотных Инстаграм-сплетников.

***

Если судить по ощущениям, то это был год, в котором случилось столько событий, что их хватило бы на несколько лет вперёд с запасом. А ещё в этом году многое стало понятно. Во всяком случае, чётко обозначились тренды, по которым будет развиваться Дагестан. Ещё более разделились федеральная повестка дня и события, волнующие людей в Дагестане. Хотя было и так, что республиканская повестка дня становилась федеральной.

Ещё одно открытие 2018 года – это Елена Еськина. Да, мы знали Лену как хорошего диктора, неравнодушного человека, красивую молодую женщину, но вот такой серьезной правозащитной позиции не ожидали! Она действительно сломала стереотипы. И пусть теперь хоть кто-нибудь скажет, что дагестанская журналистика умерла, что нет людей, способных говорить от имени своей аудитории. А всего-то один вопрос про братьев Гасангусейновых, который должен был быть задан до неё несколько раз. Но других посланцев Дагестана это не интересовало. И здесь мы увидели, как можно вернуть уважение аудитории, которое журналисты растеряли в многочисленных интернет-срачах по самым ничтожным поводам. И за это Елене Еськиной большое спасибо! Она ещё раз напомнила коллегам, что наш журналистский долг – озвучивать проблемы, которые волнуют общество, и здесь уже не имеет значения, хочет это кто-то услышать или нет. По этой причине Лена, безусловно, – Человек года, и спорить здесь не о чем.

***

Одна из самых важных тем этого года – попытка обновления аппарата управления республикой. Это очень серьёзная работа, которую нужно было начинать делать давно. Конкурс в кадровый резерв проходил и до этого, но раньше ему не уделялось такого внимания. Когда-то первый президент Чехии уволил всех прежних сотрудников госаппарата и набрал новых людей. Его пугали, что государственная система перестанет работать, что бюрократическая процедура не может быть соблюдена неопытными людьми. На что Гавел ответил, что лучше пять лет ошибок, чем пятьдесят лет саботажа.

В Дагестане это правило не является исключением. Либо у нас, хотя бы в ручном режиме, запускаются социальные лифты, либо у нас всё остаётся по-старому. Молодые мозги – это не только новый взгляд на привычные вещи, это, в первую очередь, новые методики и освоение новых возможностей. Во всяком случае, в среде молодых людей тяга к этому значительней, чем у взрослых. Хотя бывают исключения в обоих вариантах.

Проблема Дагестана в том, что наши молодые кадры, стремящиеся в органы управления, это чаще всего охамевшая золотая молодёжь, которую тащит во власть их клан или толкают родители. Привыкшие интриговать и толкаться локтями родители не могли не научить тому же своих детей. По этой причине качество наших молодых управленцев не идёт ни в какое сравнение с теми, кто присутствует в списках кадрового резерва в других регионах нашей страны. Да и сами конкурсы в кадровый резерв пока небезупречны.

Во всяком случае, зная тех, кто через это сито прошел, и тех, кто в нем остался, нет сомнений, что конкурсы и тесты ещё нужно шлифовать. Как и тех, кто принимает решения. Одной моей знакомой, которая будучи на голову выше тех, кто её обошел в конкурсе, так и сказал человек, принимавший решение: «А что ж ты мне не позвонила!» На что та недоумённо ответила, что предполагала, что хоть здесь оценивают людей по достоинствам, а не по звонкам.

***

Новый год – это замечательный праздник, который даёт нам возможность подвести итоги того, что было сделано в прошедшем году. Он даёт возможность подвести черту под неудачами и ошибками для того, чтобы всё начать сначала. Вот только, как гласит народная мудрость, жизнь можно начать с чистого листа, вот только почерк всё равно останется прежним. Всех с Наступающим!