Фото_Во всей стране в октябре родилось детей всего на 2,7% меньше в сравнении с прошлогодними данными

Председатель правительства Республики Дагестан Артём Здунов уехал в Москву для участия в экономическом форуме. Для экономистов нашей страны это, пожалуй, одно из самых главных событий года. Главнее него, наверное, только принятие главного финансового документа страны – бюджета. Именно на этом форуме озвучиваются направления и концепции экономического будущего нашей страны, поэтому не следить за этим событием мы не могли.

Магомедтагир Муртазалиев

И вот самый громкий доклад первого дня мероприятия – это прямая речь Татьяны Голиковой. Бывший министр здравоохранения сообщила шокирующую весть. За 11 месяцев 2018 года в России умерло на 200 тысяч человек больше, чем родилось. «Мы рассчитываем, что негативная тенденция по естественной убыли населения начнет меняться в 2023-2024 годах», – отметила она. Наиболее высокая убыль населения – 7 человек на тысячу жителей – отмечается в Псковской, Смоленской, Тамбовской, Тверской и Тульской областях. Естественный прирост фиксируется на Северном Кавказе, в Тюменской области, а также в Туве и Якутии.

Ранее, 12 января, сообщалось, что Россия попала в десятку рейтинга смертности из-за вредных пищевых привычек, составленного немецкими учеными на основе данных с 1990 по 2016 год (291 смертельный исход на 100 тысяч человек). Первое место занял Узбекистан. И самое интересное – почему такое происходит. Ведь мы не голодаем. У нас была ситуация гораздо хуже, чем сейчас, однако такого сокращения населения не наблюдалось. Ответ здесь и простой и сложный одновременно. Людям для того, чтобы комфортно существовать, недостаточно только еды, красивой одежды и удобств. Людям нужны свободы, людям нужны возможности для самореализации. А с этим у нас как раз начинаются сложности. Люди не крысы и не мыши, они не могут увеличить свою популяцию в условиях, которые являются для них агрессивной средой. Не может быть благоприятным моральный климат в обществе, раздираемом внутренними конфликтами, которые к тому же не имеют возможности вырваться наружу.

И дело даже не в тех омерзительных ток-шоу, которые бесконечно идут на федеральных каналах, дело в общей атмосфере, которая буквально погружает в состояние тревоги, стресса.

***

И, казалось бы, всё это от нас далеко, да и на Кавказе всегда была хорошая рождаемость. Однако, по данным Росстата, в октябре 2018 года в Дагестане родилось детей на 24,6% меньше, чем за тот же период прошлого года, падение рождаемости с 4566 до 3445 за один год. Кстати, в прошлом году наоборот отмечался прирост родившихся в октябре на 0,6%. В Чечне наблюдается еще более сильное снижение числа новорожденных – на 26,2%. В Ингушетии тоже упала рождаемость, но не столь критически – на 10,8%. Таким образом, Дагестан и Чечня по данному показателю оставили далеко позади остальные субъекты, в которых ситуация не сильно изменилась. Во всей стране в октябре родилось всего на 2,7% меньше в сравнении с прошлогодними данными, причем в 32 субъектах рождаемость выросла. Чечня и Дагестан также оказались лидерами по снижению смертности. Количество умерших в октябре по сравнению с прошлым годом упало на 42,6% и 20,1%, а между ними расположилась Северная Осетия-Алания с 22,5%. Сложно сказать, носят ли такие перепады естественный характер или они связаны с возможными изменениями в учете демографических событий, но эти изменения все же значительны.

И здесь самое время задаться вопросом, что стало причиной этого и каковы последствия падения рождаемости. Самая первая причина это, безусловно, падение доходов. Но не только это. В девяностые годы падение доходов было несравнимо большим, однако рождаемость не падала. И здесь, скорее всего, работают уже другие факторы. Прежде всего это повышение запросов населения. Сегодня просто родить ребёнка недостаточно – люди понимают, что одеть, обуть, накормить – этого мало. Нужно воспитать его, дать образование, привить правильные привычки. А это уже другая задача. Дети стали дорогим удовольствием. И как бы это ни звучало парадоксально – чем выше качество жизни, тем меньше детей в семьях. И самый главный вывод из всего сказанного состоит в том, что Дагестан качественно изменился. И если кто-то думает, что можно вернуть какие-то процессы назад и погрузить республику в средневековье – они уже сильно опоздали.

***

И ещё немного статистики. За последние шесть лет нашу страну покинуло 1,7 миллиона человек. Статистика гласит, что в 2017 году выехало почти в два раза больше граждан России, чем в 2012. Наверное, это о чём-то да говорит. Сравнение со статистикой других стран по прибывшим из России показывает: данные Росстата занижены в разы. Свежие данные (последние на 2017 год) доступны лишь по некоторым странам, и вот что они говорят. Министерство внутренней безопасности США в 2017 году насчитало у себя в 6 раз больше прибывших россиян, чем зафиксировал Росстат. Сильнее всего от цифр Росстата отличаются данные по Чехии и Венгрии – в 12 и 14 раз. В целом в 24 страны ОЭСР, по которым доступны зарубежные данные на 2016 год, из России выехало в 6 раз больше людей, чем говорят в Росстате.

В Росстате признают факт недоучета эмигрантов: «Многие не снимаются с регистрационного учета и не попадают в число эмигрантов. Эти люди по документам числятся в России, а фактически проживают в других странах». Главная причина эмиграции – поиск лучшей жизни. И уже даже не для себя, а для детей. Молодые, талантливые, активные предпочитают опуститься на несколько ступеней социальной пирамиды вниз, но дать своим детям хоть какой-то шанс на будущее. Они не видят иного выхода. При этом уезжают люди с хорошим образованием, с качествами, которые необходимы стране, которая хочет развиваться. Делается ли что-то, чтобы этот поток остановить? Нам об этом ничего неизвестно. Большинство эмигрантов последнего времени – люди трудоспособного возраста. Чаще они выбирают страны дальнего зарубежья, а не СНГ. Больше всего их привлекают Китай, Южная Корея и Индия. Пожилые люди для спокойной старости выбирают Германию, Грузию и Израиль. Больше всего склонны к эмиграции молодые россияне.

Самое большое число эмигрантов наблюдается среди людей в возрасте от 20 до 34 лет. При этом самые молодые выбирают страны дальнего зарубежья – туда стремятся люди от 20 до 24 лет. В страны СНГ чаще отправляются те, кому за 30.

***

Эти же самые показатели статистики для Дагестана несравнимо хуже. Из республики уезжают сейчас практически все, кто имеет хоть какие-то конкурентные преимущества для того, чтобы обустроиться в центральных регионах. Даже самый поверхностный опрос показывает, что практически 100% учеников школ, идущих на хорошие баллы по ЕГЭ, планируют выехать для поступления в вузы Москвы, Санкт-Петербурга и других российских регионов. Вслед за детьми уезжают родители, так как студенты нуждаются в поддержке. Детей нужно кормить, одевать и морально поддерживать. Огромные суммы ежемесячно уходят из республики для оплаты учёбы в платных вузах, для оплаты съёмных квартир, питания, проезда и просто жизни. Разрушаются семьи, так как, оставшись один, кто-то из партнёров заводит себе новую пару. И, как следствие, возникают семейные трагедии. При этом реальное падение доходов дагестанцев всё ощутимее.

По итогам 2018 года Дагестан не освоил 4 миллиарда рублей, которые вернулись в бюджет страны. При этом многие министры из нового кабинета совсем не озабочены тем, что это деньги, которые могли бы заработать дагестанцы. К примеру, какая печаль Сергею Снегирёву или Екатерине Толстиковой до дагестанцев? Этим людям безразлично, каковы последствия их деятельности для республики, они выполняют свои собственные задачи. Но при этом страдают дагестанцы. Отдельной историей в этой ситуации стоит выезд за рубеж. Конечно, количество дагестанцев, уезжающих за рубеж, не сравнится с количеством бегущих чеченцев, но и у нас эта цифра весьма внушительна, и если бы на другой стороне не начали опускать шлагбаумы, то выезжающих было бы гораздо больше. Для дагестанцев главной причиной бегства является бедность.

Регионы Кавказа по статистике ООН вообще одни из мировых лидеров по эмиграции. И, безусловно, первой из причин является бедность и необустроенность. Хотя как такое получилось при таком благоприятном климате – предмет отдельного исследования.

***

Наш председатель правительства уехал на гайдаровские чтения. Это замечательная новость, но хотелось бы, чтобы в этом году мы услышали от него и хоть какую-то внятную программу экономического развития нашего региона. По сегодняшний день нет ничего даже на уровне деклараций. Пока мы будем иметь дело с всё ухудшающейся статистикой и потерей образованного населения, которое замещается хабибовцами в их самом страшном для развития страны варианте.