Общая усталость

В день, когда писался данный текст, анонсированное обращение Сергея Меликова было только запланировано. Мне не было известно, на что там будут сделаны акценты, и я не мог знать, какие из тем покажутся главе республики наиболее значимыми. И вообще мне трудно понять, как он чувствует своё место в Дагестане. Для него эта работа – новый опыт, которого прежде у него не было. Прибавьте к тому, что Дагестан – это особенное место с особенными людьми. Однако сейчас республика находится в каком-то переходном для себя состоянии. От старого привычного порядка мы уже ушли, но к новым берегам пока не вышли.
Заур Газиев
Вникая в общие настроения, про Дагестан можно сказать только то, что общество погрузилось в какую-то безоглядную усталость и эмоциональное выгорание. Ощущение такое, что если в республике что-то и объединяет граждан, то только одно – желание, чтобы нас оставили в покое и не трогали. Иногда кажется, что мы в республике и двигаемся даже по инерции, из нас как будто выкачали жизнь.
За последние пять лет я не услышал ни одной новой песни, которую бы у нас вдруг подхватили все! Не вижу, чтобы вдруг все объединились в общем интересе к чему-то. К примеру, как это было, когда болели за Хабиба против Конора. Ничего подобного сейчас нет! Какими бы громкими не были последние победы других спортсменов – к ним нет и половины былого интереса, как это было тогда. Посмотрел записи последнего алиевского турнира – на финальных схватках трибуны пустые! Я такого просто не помню!
Говорить о том, что у нас осталась хоть часть той пассионарности, которая была лет 30-40 назад, уже не приходится. Свидетельства этому мы видим на каждом шагу. Просматривая новости и ориентируясь на те, где есть наибольшая обратная связь с гражданами в виде комментариев, лайков, перепостов, можно однозначно делать выводы о том, что на самом деле интересует наших сограждан. И это точно не то, о чём рассказываем мы в официальных или независимых СМИ. Сейчас единственное что интересует людей: склоки, убийства, скандалы, аварии, адюльтеры и т.д. Больше всего просмотров именно там. «Народ обмельчал!» – скажете вы. И я не буду спорить с вами. «Великие умы обсуждают идеи, средние умы обсуждают события, а мелкие умы обсуждают людей», – процитирую я Элеонору Рузвельт. Если раньше наши школы учили детей, стараясь их сделать гражданами страны, прививая им знания, уважение перед наукой, которое люди потом понесли бы в течение своей жизни, то сейчас ни у школ, ни у вузов этой задачи как будто бы нет. Куда не глянешь, всё по ощущениям какое-то бутафорское. Те, кто не уехал – сидят на чемоданах, обдумывая как это можно сделать. Те, кто не может уехать физически, уехали во внутреннюю эмиграцию.
Общество атомизировалось до предела. Когда энергия общества долгое время институционально не направлена в общее русло созидания, то она распыляется по самым разным направлениям. Некоторые из этих направлений для общества оказываются весьма вредными, как, например, экстремистские идеи, которые выдаются за панацею от всех общественных болезней. Но потом наступает момент, когда общественная энергия, не находя общей цели, просто исчезает. Потому мы и чувствуем себя сейчас такими опустошенными. И приметы этого, кажется, на каждом шагу.
***
И ещё одно интересное наблюдение. Записывая серию ток-шоу «Время говорить молодым» мы столкнулись с тем, что немалый процент умных студентов говорит о том, что молодёжи не нужно интересоваться политикой – пусть это делают те, кто профессионально к этому готовится. «Жаль, что это так, – думал я – они уже готовые подданные, но, к сожалению, пока не граждане!»
Спустя несколько программ, мы пригласили к себе на запись представителей молодёжного парламента. И большего позора я просто не припомню. Начнём с того, что по виду им всем было очень сильно за тридцатник. Описывая их, я бы стал применять слово «молодые», если бы сравнивал их с пенсионерами, они очень даже зрелые товарищи. По сравнению со студентами вузов, они смотрелись как их родители. Сам председатель Баркаев оказался редкостным хамом. Я хамов за свою жизнь повидал, но у Баркаева получилось меня удивить. Пересказывать телефонный диалог с ним не буду, но ощущения были такие, что я разговаривал с самым большим начальником в России. Виртуальная корона на нём просто царапала все потолки…
Из тех, кто из молодёжного парламента пришел к нам на запись ток-шоу, грамотными я бы назвал там от силы пару ребят и одну девушку. И та сбежала, будучи не в состоянии высидеть два часа записи. Честно говоря, большая часть тех, кто пришли из молодёжного парламента, лучше бы этого не делали, потому что образованием или каким-то новым взглядом, с которым нужно двигаться в будущее, здесь даже не пахнет. Просто наглые мажоры, которые видят своё будущее на месте своих пап, дядюшек или других толкачей. Глядя на эту публику, скорее, вспоминались представители из девяностых или номенклатурщики из восьмидесятых, нежели какое-то явление, определяющееся прилагательным «молодёжный». И вот этих прекрасных людей кто-то пригласил в качестве тех, кто будет управлять республикой через какое-то время. Не удивительно, что грамотная молодёжь, как только чувствует свои силы, отсюда убегает. Как я не один раз уже писал – здесь остаются только хабибовцы или те, кого не отпустили от себя родители. По доброй воле грамотные молодые люди оставаться в Дагестане не хотят.
***
Иногда складывается такое ощущение, что в Дагестане реализуют какие-то примеры, которые нужно показать именно для того, чтобы больше это нигде и никто не повторял. Это когда родители образованнее, чем их дети, а их внуки просто классические представители Средневековья. И даже не знаешь кого тут винить. Прислали послушать, что говорила Уполномоченная по правам ребёнка в Дагестане Марина Ежова на собрании после той массовой драки. Скажу одно: русский человек, закончивший школу, так говорить не должен. Просто какой-то бессмысленный набор слов. Не буду всё это цитировать. Кому интересно сам найдёт и соприкоснётся с этим филологическим кошмаром. Зачем её держали при Абдулатипове – мы понимали. Но сейчас-то чего!? Хотя, после назначения Исрафилова, вообще уже ничего не удивляет. Берут то, что есть, видимо, выбирать совсем не из кого. И, судя по эскапистским настроениям в обществе, дальше будет только хуже. Если верить материалу, размешенному на ленте РИА «Дагестан», «самая существенная миграционная убыль населения в Российской Федерации была зафиксирована в Дагестане. Согласно статистике, этот регион возглавил рейтинг из 50 наименее привлекательных для переезда регионов. Так, население республики уменьшилось на 2 142 человека за счет уехавших в другие субъекты России и страны».
И здесь я бы не стал никого конкретно винить. Ежова или Исрафилов – это, скорее, симптом того, как на самом деле идут дела. Здесь я вообще не злорадствую, скорее сочувствую. Людей ведь нет не только для работы в офисах и редакциях. Их нет вообще, и с этим ничего невозможно сделать. Просто страшно себе представить, к чему всё может прийти ещё через пару лет. Людей больше не становится, скорее наоборот. А с умными людьми всё ещё хуже. Школы наши учить лучше не стали. Болеть люди стали чаше. Ну а рождаемость у нас меньше смертности, как я понимаю, еще с 2018 года. При этом супружеских пар, стоящих в очередь на ЭКО, становится с каждым годом всё больше и больше. Можно, конечно же, не замечать такие новости или же настроиться на позитив, но как быть с одними из самых низких по стране зарплат. Это уж точно гонит из республики людей, похуже любой эпидемии.
***
Мы живём в очень непростые времена, есть целый пласт нашей жизни, который просто не хочется обсуждать. Да и опасно о нём писать, дабы не нарваться на обвинения в непатриотичности. Но это не значит, что эти факторы не влияет на нашу жизнь. Вопрос в том, насколько вообще можно дистанцироваться от всего происходящего и жить в состоянии внутренней эмиграции. Примерно так, как это рекомендовали некоторые молодые люди на вышеупомянутом ток-шоу, предлагая оставить политику тем, кто решил этим заниматься всерьез. Просто они называли это другими словами. Но человек существо социальное – ему важна связь с окружающим миром, ему важно понимать, что происходит вокруг него и почему. Человеку важно понимать, что у него есть будущее, в котором у него всё будет лучше, чем сейчас. Другое дело, с чем он связывает это лучшее будущее, и насколько в этом ему помогает государство.
С другой стороны, строятся школы, дороги, больницы, ремонтируются социальные объекты. Конечно, не так быстро, как хотелось бы, но растут зарплаты. И вот вопрос – почему на всё это мы внимания не обращаем, а вот какого-нибудь стоматолога, который изменил своей жене, записав весь процесс на видео, обсуждают с удовольствием и не один день. При том, что новость эта вообще никакого значения ни для кого из нас не имеет. Серьёзные исследования того, что с нами происходит, по большому счёту интересны только профильным специалистам. Общественного интереса к ним нет. Это говорит не только об уровне грамотности нашего населения, который, очевидно, за последние годы сильно упал, это говорит об общественной апатии, которая всегда очень плохо заканчивается.
***
Я считаю, что то, что расскажет Сергей Меликов в своём Послании, безусловно, важно и нужно для людей. Но боюсь, что в нынешнем состоянии общества всё, что можно сделать, это имитировать интерес к этому мероприятию, но не больше… К моему большому сожалению. Очень хотелось бы ошибиться.

Добавить комментарий