Фото к тексту

Этот человек был всегда, сколько я себя помнил. С детства мне говорили о нём как о примере жизненного и карьерного успеха. И знаете, говорили об очень правильных вещах. Надо стремиться к знаниям, как это делает Магомедали Магомедович, надо быть терпеливым, как Магомедали Магомедович, надо быть трудолюбивым, надо быть мудрым… Не счесть поводов и причин, по которым мне его ставили в пример. И что самое приятное – эти ценности не потеряли своей значимости и сейчас. И, наверное, никогда не потеряют, пока мы существуем в системе координат «Добро – Зло».

Заур Газиев

Магомедали Магомедович ушел от нас холодным днём 4-го декабря 2022 года. Столько всего произошло за это время, что кажется он с нами был в совсем другой жизни… С другой стороны, говорят, что для того, чтобы время бежало быстрее, его надо наполнять событиями. А за эти два с половиной года их было столько, что на целую жизнь хватило бы. Мы и оглянуться не успели! Может поэтому порою кажется, что ещё совсем недавно Магомедали Магомедович был с нами, и как-то в числе ушедших он не воспринимается… Иногда думается, что он сидит себе дома и занимается пенсионерскими делами: общается с внуками, читает газеты, смотрит телевизор, играет в домино, нарды или шахматы, которые он так любил … Но реальность, к сожалению, совсем другая – его с нами нет, и с этим ничего не поделаешь… А вот уже ему и памятник поставили…

Кстати, его 95 летний юбилей не стал скорбной датой. Люди вспоминали о нём с теплотой и улыбкой. Он оставил о себе такую массу таких тёплых историй, что иногда кажется, как будто это был не один человек, а несколько. Я таких людей обожаю. Благодаря им жизнь меняется к лучшему. Они оставляют вдохновляющие примеры, после которых ты видишь, что в конце тоннеля есть свет и по-другому быть не может! Парнишка из села строит свою жизнь: получает образование, заводит семью, дружит, помогает людям, живёт общественной жизнью … И всё без связей и протекции – своими силами! Он построил свою карьеру благодаря своему уму и харизме! С таких людей хочется брать пример, срисовывать жизнь. Его ценности и мировоззрение позволили ему добиться успеха в одной из самых консервативных политических систем XX века! Мы не знаем и доли процента того, через что ему пришлось пройти, чтобы обрести свой социальный статус. Я это не к тому, чтобы мы его пожалели, я это к тому, что пройдя через все эти испытания, он остался нормальным человеком, нормальным горцем. Он понимал природу людей и не обозлился на них, он жалел их, он не осуждал их… Когда я оказывался рядом с этим человеком, я всегда чувствовал человеческое тепло. Но всегда было немного страшновато, потому что мы знали о нём как о человеке, который знает о тебе намного больше, чем ты сам.

***

Большой трёхметровый памятник поставили как раз в том месте, через которое он проходил в 1998 году, когда шел в захваченный бандитами дагестанский Белый дом. Точка, безусловно, знаковая. Где-то до этого места его ещё отговаривали идти в здание правительства, предлагая переселить руководство республикой в другое место, но потом, видимо поняв, что уговоры бесполезны, дали ему сделать то, что он считал нужным. И он спокойно шел в Белый дом, который в этот момент грабили мародёры, вскрывая сейфы и вынося компьютеры, мебель. Магомедали Магомедович был спокоен и ничего не боялся, потому что это было его место работы. Он делал то, что должен был сделать любой нормальный горский мужчина. Тебе принадлежит лишь то, что ты можешь защитить. Потому что это место было его по праву, и отдавать его бандитам он не собирался.

Я помню эту историю как сейчас. Помню толпу на площади, разбитые окна, разорённые кабинеты и коридоры дома правительства. И вот Магомедали Магомедович уже сидит во главе стола за которым находятся организаторы этих беспорядков и те, кто их морально поддерживал. У организаторов стихийного митинга, а потом и погрома, тоже была своя правда – мы о ней тоже узнаем. Это отдельная история – сегодня о ней не будем. Скорее всего, они даже не думали, что всё закончится таким образом. Однако случилось то, что случилось. До сих пор, просматривая архивы, я вижу удивление на их лицах, потому что руководителя республики на месте их преступления никто из них не ожидал. При этом те, кто сегодня читает историю захвата махачкалинского Белого дома, должны понимать, что это был за тип людей. В начале девяностых они были известны как криминальные авторитеты, рэкетиры или попросту бандиты. Обычно от них все убегали. Это ведь было время, когда милиция ни во что не вмешивалась, бандиты делили города, выгоняли из домов людей, захватывали чужую собственность, и никакой ответственности за это они не несли.

И вот Магомедали Магомедович их не испугался и пришел на своё рабочее место. Храбрость это качество настоящего мужчины, которое появляется тогда, когда человек чувствует уверенность в своих силах и свою правоту. Мне кажется, что именно поэтому Магомедали Магомедович тогда шел в Белый дом. Вряд ли он думал, что войдёт в историю…

***

Памятник – это всегда символ тому, что мы считаем для себя важным именно в тот момент, когда его устанавливаем. Это всегда духовное переосмысление того исторического материала, который ложится в основу памятника. Магомедали Магомедович – это символ Дагестана, который сумел выйти из девяностых и не погрузиться в гражданский конфликт, что разрешается только через применение силы. Этот человек символ здорового дагестанского консерватизма, понимающий, что качество жизни людей важнее того, сколько независимости от федерального центра вы проглотите, когда вам дадут такую возможность.

А ещё Магомедали Магомедович, скорее всего, сам не ведая того, являлся убеждённым институционалистом. Он был за то, чтобы создавать где это нужно, и развивать где для этого есть возможность государственные институты. Ибо вхождение в цивилизацию – это, прежде всего, создание институтов, которые гарантируют соблюдение прав человека, его безопасность, возможность зарабатывать деньги, получать образование и медицинскую помощь и т.д. Здоровая бюрократия – это основа любой государственной модели. Люди, работающие в системе, скорее всего, будут способствовать тому, чтобы эта система существовала и развивалась. У него много раз была возможность отпустить Дагестан на самотёк и повести историю по сценарию соседнего региона. И мы бы погрузились в страшное смутное время, через которое прошли наши соседи. Да, было много компромиссов, которые по сегодняшним временам кажутся излишними, но тогда никто не знал, как поступать правильно и вообще куда всё придёт.

Я убеждён, что у Магомедали Магомедовича главным мотивом поступков были его ценности, то что он считал полезным для Дагестана, и то, что он считал вредным для Дагестана. И здесь личное всегда отходило на второй план. И ещё кое-что важное. Магомедали Магомедович Магомедов считал дагестанский народ субъектом истории, субъектом в отношениях с государством. Для него это были люди, обладающие своей агентностью. Ему было важно, что думают эти люди и какое решение они примут. Когда в 1999 году он принял решение дать людям возможность получить оружие для защиты республики – его спросили: «А вдруг они повернут оружие против нас?» И тогда он ответил: «Если они это сделают, значит мы этого заслуживаем!» Для него дагестанский народ были гражданами, а не просто населением или биомассой, которую и спрашивать то не о чем. В трудные минуты он старался защитить интересы республики, а не делать вид что всё нормально, как это сейчас происходит, к примеру, с «Телеграмом».

***

И ещё один момент в этой истории, о котором в последнее время все забывают. Дагестан остаётся одним из самых информационно-свободных регионов. Это наследие того времени, когда в республике были независимые от государства СМИ. В течение нескольких десятилетий для огромного количества людей эти СМИ были чуть ли не единственной возможностью озвучить свои проблемы и рассказать миру о том, что какие-то вещи делаются не так. Много раз со страниц «Черновика» или «Нового дела» Магомедали Магомедович получал критические стрелы. Он мог с этим миллион раз не соглашаться, но при этом он никогда не позволял разрушать независимые СМИ как институцию. Для меня, как для журналиста, который публиковался в самых разных изданиях, эта возможность оказалась чрезвычайно важной.

***

В заключение мне хотелось искренне поблагодарить всех тех, кто участвовал в создании замечательного памятника на проспекте Расула Гамзатова. Прежде всего, это – Алла Николаевна Умарова! Без её упорства и настойчивости осуществить этот проект было бы очень сложно.

Огромное спасибо городским властям, которые взяли на себя решение многих вопросов по установке памятника! Насколько я понимаю, бульвар ожидает новое общее мощение и обустройство.

Спасибо тем, кто организовывал мероприятия, посвященные 95-летию Магомедали Магомедовича! Это и ректор ДГУ Муртузали Рабаданов, и Мурад Ахмедов, и канал РГВК в лице автора фильма Патимат Расуловой и гендиректора Камиллы Гамзатовой.

Огромное спасибо детям, родным и близким нашего патриарха, которые поддержали порыв людей сохранить память об их отце. Магомедали Магомедович останется в нашей истории как человек, который был патриотом Дагестана, за которым он видел большое будущее!