Чиркейское море проблем

Когда смотришь на то, о чём пойдёт речь чуть ниже по тексту, думается, что очень хорошо не находиться рядом со всем этим. Религиозные споры – по определению неразрешимы. Но когда к ним примешивается личное, когда в этот водоворот попадают люди с ограниченным мышлением, то завариваются конфликты, исход которых, чаще всего, бывает негативным. Примерно, как это было в селе Чиркей.
Заур Газиев
Эта новость облетела социальные сети ещё 7 июля: «В селе Чиркей братья Ацаевы (Абдулла и Хамзат) потребовали от смотрителя кладбища Шахбана Джахбарова покинуть дом в течение трех суток. Спустя несколько дней толпа их последователей избила старика и еще двух человек, совершив разбойное нападение на дом, несмотря на наличие женщин и детей в доме. Нападавшие забросали помещение камнями и вынесли оргтехнику. Шахбан, его сын Ахмад Джахбаров, а также студент медресе Магомед Магомедов получили телесные повреждения».
История, конечно же, странная. Старика безусловно жалко, но что заставило вдруг толпу людей вести себя так агрессивно. Тем более, что речь идёт о смотрителе кладбища, а это, мягко говоря, совсем не вершина социальной пирамиды. Оргтехника у смотрителя кладбища тоже несколько странно. В общем, после каждого предложения этого новостного текста, вопросы сыпались как из рога изобилия. И самое главное, в этой новости не было ни слова о причинах, по которым вдруг целое село дружно возненавидело работника кладбища. Копать слишком глубоко и долго не пришлось.
***
Письмо одного из чиркейцев к тому времени уже разлетелось по интернету: «Шахбан приехал в Чиркей по приглашению Гамзата Ацаева (сына Саида Афанди) 10 лет назад. Он был смотрящим за кладбищем, где похоронен Саид Афанди, ему предоставили жилье, зарплату и все необходимое. Совсем недавно вышло голосовое Шахбана, где он оскорбляет и унижает шейха Абдужалила Афанди, больших ученых Дагестана и Абдулу Ацаева.
Молодежь села Новый Чиркей по этой причине оказалась очень возмущенной. Аксакалы села несколько дней после выхода голосового сообщения с трудом удерживали молодежь от активных действий по отношению к Шахбану. И когда поняли, что конфликт не успокаивается, пошли разговаривать с виновником того, что произошло.
Шахбану объяснили всю ситуацию и передали, что джамаат крайне недоволен его поведением. Они обратились к нему с просьбой покинуть Чиркей и вернуться в свой родовой район. Передали ему также, что боятся происшествий, что они еле удерживают молодежь. Однако Шахбан просьбу проигнорировал. Имам села три дня не вмешивался в вопрос.
Через некоторое время группа молодых людей пошла к Шахбану, но оказалось, что Шахбан собрал тухум и ждал, что к нему придут. Молодежь попросила Шахбана в течении трех дней покинуть село. Когда молодые люди уходили зять Шахбана начал снимать на видео их и комментировать. Увидев, что происходит, его попросили удалить снятое. Между ними случилась словесная перепалка и зять Шахбана ударил одного из жителей Чиркея. Началась драка. И с той, и с этой стороны получили ущерб. Шахбан кинул в одного из ребят кирпич, и чудом удалось избежать смертельного попадания.
Надеюсь правоохранительные органы всерьез возьмутся за людей, которые разжигают межнациональную и межрелигиозную рознь и провоцируют конфликты, а зятю Шахбана уделят особое внимание за провоцирование драки. А Имам как занимался разделением джамаата, так и занимается! Суть претензий в том, что в том злополучном голосовом Шахбан матом кроет чиркейцев, которые ему дали дом и работу, когда его выгнали из другого села. Именно это и возмутило людей!»
***
А между тем сотрудники МВД Дагестана разбираются в инциденте, произошедшем в селении Чиркей Буйнакского района. Затяжной конфликт, происходивший между жителями села в течение некоторого времени, привёл к открытой потасовке, переросшей в драку 45-летнего мужчины с 62-летним сельчанином и его 31-летним сыном. Все они госпитализированы.
Материал проводимой проверки зарегистрирован 6 июля, все участники происшествия установлены, назначены судебно-медицинские экспертизы в отношении пострадавших на предмет установления тяжести полученных ими повреждений.
После окончания разбирательства в причинах и обстоятельствах произошедшего, действиям каждого из участников инцидента будет дана правовая оценка». В этом месте становится понятно, что конфликт длится не один год. Каковы претензии к чиркейцам со стороны человека, который работал у них на кладбище, понять человеку со стороны было сложно.
***
И вот в социальных сетях мне попадается видео, на котором следующий диалог:
– Мы пришли не для того чтобы тебя напугать….
– Мы хотели остановить молодых, но не в этом суть…
– Спасибо, что ты прослужил, но мы услышали, что ты что-то про нас говоришь… Мы не верили… но сегодня дошло до точки кипения. Тебе, конечно, спасибо… Но убирайся из этого дома. Ты понял?
– Не уйду. Меня сюда послали….
Далее запись обрывается, и мы понимаем, что люди ищут возможности выйти из конфликта по мирному. Очевидно, что это старейшины села Новый Чиркей. Как им тогда казалось, человек, которого они когда-то пригласили к себе, уходить отказывался. Для всех понятно, что в интересах Шахбана уехать из этого села как можно быстрее. Но ехать ему, видимо, некуда, а может он не чувствует опасности от своего пребывания там. Иначе собрал бы вещи и съехал бы.
Надо сказать, что и чиркейцы тоже поработали в социальных сетях, объясняя, что на самом деле происходит со смотрителем их кладбища: «Разницы нет старик или молодой. Если за языком человек не следит, должен держать ответ. Человек этот приехал из Закатал. Попросил оставить его пожить, ради Аллаха. Через определённое время начал помогать заключать тайные браки для одноразовых встреч, и дальше рассказывать об этом другим. Сплетни распускать. У человека мат-перемат на устах. Пришли к нему и спокойно сказали спасибо, можешь ехать к себе на родину. Драку затеял его племянник, ну и получили люлей, и они соответственно».
Здесь конечно есть вопросы ко всем сторонам. Почему когда вы поняли, что этот человек занимается потворствованием прелюбодеяниям, вы не выгнали его сразу же! Тем более, что в соответствии с их системой ценностей – это смертный грех, и те, кто его поддерживает, враги веры.
***
И вот более-менее становится понятным расклад, который сложился в Новом Чиркее. С одной стороны мы имеем упрямого, недалёкого, несдержанного на язык смотрителя кладбища, и с другой стороны – джамаат, который он покрыл оскорблениями. В этой ситуации возраст смотрителя вообще не имеет значения. Он оскорбил людей, которые ему дали кров и хлеб.
В свою очередь, есть община, взрослые члены которой готовы не мстить Шахбану за оскорбление, но он должен уехать, иначе его накажут так, что он не обрадуется. И здесь мы понимаем, что дурака не переубедить, а горячие головы, даже если и остынут, то обида останется и Шахбан – не жилец. Полиция тут следов не найдёт. Тем более, что вся оргтехника, вместе с камерами, из дома уже вынесена. Если вы читали хоть один криминальный роман, это идеальное положение дел для убийства. В этих обстоятельствах человека просто надо забирать и увозить подальше от Нового Чиркея вместе с семейством. Но кто-то Шахбана убеждает, что он должен остаться там, где он находится сейчас. И, скорее всего, случится трагедия, которая никому не нужна. А даже если этого не случится, я не очень понимаю, каково это жить среди людей, которые тебя ненавидят и ждут малейшего повода, чтобы избавиться от тебя. И от этого страдают все твои близкие, которым сельчане высказывают все претензии, которые хотели бы высказать тебе. Очень некрасивая ситуация, при которой тебе начали высказывать все обиды, о которых им раньше хотелось бы забыть.
Но случилось то, что случилось, и всё что нам остаётся – это ждать развязки. И что-то мне подсказывает, что добром тут ничего не закончится. Крепкий джамаат перемелет упрямца, не следящего за языком.

Добавить комментарий