Фото к тексту_ТГ-канал мэрии Махачкалы

Если вы чего-то не заслуживаете, то вы это непременно потеряете. То, что происходит сейчас с Махачкалой, иначе как распадом не назовёшь. Когда я критиковал мэра Амирова, я и не предполагал, что Махачкалой можно управлять несравнимо хуже. И дело ведь не только в финансировании города, дело в общем параличе управления. Нет ни одной проблемы, в которую мы тыкаем пальцами, кричим и привлекаем к ней внимание, по поводу которой мы получили бы обратную связь. Ни одной…

Заур Газиев

Ну, во-первых, мы не понимаем откуда берутся эти «гениальные» управленцы, которых по какой-то непонятной причине всегда выбирает Меликов. Понять логику в его назначениях мне так и не удалось. Она, наверняка, есть, но мой скромный ум, вероятно, постичь её не в состоянии. Иначе как во власти могут оказываться такие люди, про которых мы знаем всю подноготную ещё до того, как Меликов предположил, что станет руководить Дагестаном. Чем новый мэр Махачкалы отличается от тех, кто был до него? Чем таким выдающимся занимался Джамбулат Салавов до того, как оказаться на посту врио мэра Махачкалы, чтобы заслужить право руководить столицей Дагестана? Вы хотя бы ради приличия перечислите его успехи, расскажите, чем он лучше других, с какими идеями он приходит на эту должность. Написать, что он управлял Хасавюртовским районом – это, скорее, дискредитировать человека, нежели обосновать его назначение на эту должность.

Просто поездка через Хасавюртовский район оставляет после себя самое удручающее впечатление. Такого бардака с коммуналкой, застройкой, религиозной составляющей, юридическим статусом поселений и т.д. вообще мало где найдётся. Хасавюрт и Хасавюртовский район – это квинтэссенция всего негативного, что происходит в республике. Не виню в этом Салавова, но про его успехи в этом районе я ничего не слышал. Искренне желаю ему, чтобы в Махачкале у него получилось решить хотя бы пару проблем, мы и за это будем благодарны, но я сильно сомневаюсь, что у него хватит опыта и понимания того, что такое Махачкала на самом деле.

То, что уже началось, никакого оптимизма не вызывает. Рядом с нашей редакцией находится целый ряд гастрономов. Они все кормятся за счёт мамочек, что лежат в первом роддоме. Между этими гастрономчиками стояла будка с Кизлярской молочной продукцией. Там мы покупали по ценам производителя всегда свежую молочку. Тут началась борьба с незаконными кофейнями, будки собирают по всему городу. Под замес попадает и дармановская будка с молочной продукцией. Какими тупыми нужно быть, чтобы перепутать с кофейней будку с молочной продукцией! Здесь всегда отоваривались люди из соседних офисов, мамочки из роддома, пенсионеры и т.д. В один день мы её просто не находим. Она стояла там как минимум лет 15 и никому не мешала! Ну и естественно все проклятия от старушек посыпались в адрес нового руководства города. Хоть я и не исключаю, что новый мэр Махачкалы вообще не в курсе этого. Но если у него уже такое начало, то чего ждать дальше, даже предположить боюсь.

***

Мне самому осточертели эти кофейни на каждом шагу. Но, в конце концов, это личное дело горожан, чем они хотят зарабатывать себе на жизнь. Если это помещение законное – то флаг им в руки. Но если человек мошенническим способом обзавёлся землёй в зелёной зоне, то такие же решительные действия, как с дармановской будкой, я считаю вполне уместными. Мы много раз писали про самовольно установленного лежачего полицейского на улице Абдулхалимова. Об него ломаются машины, он затрудняет движение низких автомобилей, рядом с ним нет положенного предупреждающего знака, но городские власти десятилетиями игнорируют обращения горожан. Почему с такой же решительностью не сносят выдвинутые заборы, которые просто съели тротуары? У нас есть много поводов для активности городских властей, и мы готовы в этом их поддерживать, не задавая лишних вопросов. Но для начала им бы разработать хоть какой-то план действий, а не просто кидаться направо и налево, пытаясь пометить территорию. Вы даже себе не представляете, насколько это смотрится фальшиво и раздражающе.

Мы понимаем, что управление таким городом, как Махачкала, это сложная задача. Особенно учитывая, что за те деньги, что здесь платят, специалиста в любой сфере найти очень сложно, а проблемы решать всё равно нужно. К слову сказать, мы очень давно не сталкивались с таким катастрофическим оттоком специалистов, как сейчас. Мы понимаем проблемы городских властей. Но нам сейчас важно было бы увидеть готовность решать проблемы. К примеру, незаконные стройки и хаотичная застройка. Тот ужас с застройками, что сейчас происходит на улице Примакова, это какой-то национальный позор. Проявить бы городским властям свой энтузиазм на этой территории, пока её не заселили, а то мы уже видим каменные джунгли из 15-20 этажных домов похуже, чем на Гапцахской в Редукторном поселке.

***

Наблюдается какая-то свистопляска с мэрами, коих за последние несколько лет сменилось уже четыре! И никого из них сами махачкалинцы не выбирали. Да чёрт с ними с этими выборами – вы хоть потрудитесь придумать причину, по которой вы избавляетесь от одного, и сажаете на должность другого. Скажите хотя бы, что заболел предыдущий или ушел на СВО, или по семейным обстоятельствам. Ну есть же масса причин – проявите фантазию. Политическая жизнь должна быть разделена циклами. Для людей – это важно. Для государственной жизни – это важно. Не хочу тут заниматься политологическим просвещением. Люди живут от одного электорального события до другого. А то, что происходит, всё больше походит на какой-то барский каприз или же попросту на волюнтаризм. Тем более, что у нынешней власти нет вообще никакой опоры на дагестанский народ, ни в какой его части. Народ и без этого говорит и пишет, что главной движущей силой являются чемоданы. Зачем давать повод подтверждать в свою сторону самые негативные слухи, которые и без вашего участия возникают в раздраженном и наэлектризованном дагестанском обществе.

Я убеждённый институционалист и сторонник того, чтобы государственные институты не теряли свой авторитет в глазах сограждан. Боюсь, что те, кто противостоит властям в нашей республике, зачастую противники именно такого государственного порядка. В то время как я считаю, что нужно этот порядок вещей реформировать, доводить до ума, совершенствовать государственные и правовые институты. Сегодня ведь мы уткнулись в одну из самых тяжких проблем – проблему человеческого ресурса, которому просто неоткуда взяться. Качество жизни в Дагестане падает, цены растут, зарплаты не растут. Если раньше отсюда уезжали те, кто был уверен в своих силах и у них в другом месте было хорошее предложение по работе, то сейчас бегут даже те, кто в себе сильно сомневается, потому что убитая коммуналка, отвратительное качество управления и низкие зарплаты – это идеальные условия для законного побега.

***

Город – это исторический и социальный объект, который возникает тогда, когда общество дорастает до какого-то уровня своего интеллектуального и социального развития. У кочевников не бывает городов. У диких племён не бывает городов. У нас в Дагестане есть города, но организовывать в них жизнь у нас, к сожалению, разучились. Системы общественного транспорта практически нет. Генерального плана развития города – нет. Насколько я понимаю, у нас нет даже городской карты электрических сетей! Та же история с канализацией и водоснабжением. Застройщики при этом творят что хотят, а мэров меняют быстрее, чем они поймут, что входит в их обязанности.

Ещё совсем недавно нам казалось, что есть замечательный духоподъёмный пример Дербента. И мы махачкалинцы с надеждой ждали, что и к нам придут люди, готовые вернуть Махачкале её лучшие стороны. Но пока мы видим только охамевших застройщиков, которые скупают каждый угол, и готовы втыкать там многоэтажки, несмотря на отсутствие парковок, сетей и полного пакета разрешительной документации.

История с увезённой дармановской будкой говорит о том, что исполнителям указания мэра было безразлично, как их действия отразятся на жизни простых граждан. Им дали указание увозить кофейни, а не точки сбыта молочной продукции. Между тем для пожилой женщины, что работала там, это был единственный источник дохода. Поддерживать своих внуков она больше не сможет, да и с дорогими лекарствами ей будет сложнее. Как за всё это она будет благодарить новоназначенного мэра – я не знаю…

Я понимаю, что статистика у нас находится в загоне, но даже те цифры, которые время от времени попадаются на глаза, вызывают тревогу. Дагестан на первом месте в стране по оттоку населения. Начиная с 2018 года, мы сокращаемся как этнос и в последние годы эта тенденция усилилась. Махачкала, которая имеет все шансы, чтобы привлекать к себе интересных горожан с деньгами, всё больше «хасавюртезируется» и превращается в типичный город третьего мира, в котором не хочется жить! Люди, которые могли бы многое дать этому городу, бегут из него.

Как остановить это, мне неизвестно. Но делать вид, что всё нормально и ничего не происходит, уже просто нет сил.