фото к тексту      wishescards.ru

Подобного тому, что происходит в Махачкале с электроснабжением нынешним летом, я не видел уже давно. Такого количества отключений, в том числе даже в центре Махачкалы, что называется и «старожилы не припомнят». Понятно, что инфраструктура ветшает, а кондиционеров становится всё больше. При этом, никаких денег не хватает на то, чтобы латать дыры дряхлой электросети, а тут ещё на нашу голову один из самых высоких процентов чёрных майнеров. И чтобы с ними хоть как-нибудь боролись – в последнее время я не припоминаю. Но, впрочем, обо всём по порядку.

Заур Газиев

«Максимальное значение потребления в республике превышено c 15 по 24 июля в шесть раз. Это привело к множественным аварийным отключениям электроэнергии, число которых, тем не менее, оказалось ниже, чем в предыдущие годы: в июле этого года их зафиксировано 255, в прошлом году – 332, а в 2023-м – 439. Основные причины аварийных ситуаций – изношенное состояние линий электропередачи, резкий рост потребления, недостаточный объем инвестиций в ремонт и модернизацию сетевой инфраструктуры, хаотичная и незаконная застройка, в том числе в частном секторе Махачкалы. Изношенные линии электропередачи не справляются с возросшей нагрузкой». Это цитата главы республики на заседании по общим вопросам, которое прошло 4-го августа. И на следующий день на сайте главы мы читаем следующее: «…зафиксировал в июле свыше 13 тысяч обращений. Почти половина из них, по словам руководителя АГиП РД Махача Омарова, касалась отсутствия электроснабжения. В тройке тем – перебои с водоснабжением и проблемы с вывозом мусора. По поручению главы региона председатель правительства Абдулмуслим Абдулмуслимов провёл расширенное совещание по ситуации. Она была обсуждена с ресурсоснабжающими организациями. «Дагэнерго» ввел особый режим работы»… Это говорит о том, что ситуация для наших властей в общем-то понятна. Ни для кого не сюрприз, что огромные районы города погружаются во мглу по причине горящих как свечки трасформаторных подстанций. И надо сказать, что пока «Дагэнерго» руководил Арсен Гаджиев, мы хотя бы понимали, что какая-то работа ведётся и стоит потерпеть, потому, что иначе привести в порядок отрасль не получится. Но вот сейчас нам даже примерно не рассказывают о том, есть ли свет в конце тоннеля. И что-то мне подсказывает, что они сами не очень в этом уверены. Мы уже почти не видим, чтобы накрывались майнинг-фермы. Нам неизвестны случаи, когда свет выключали по причине того, что идёт замена проводов или оборудования. Рядом с тем местом, где я живу, на улице Манташева – бывшая Оскара – раскопали участок дороги размером с квартал. Рядом положили трубы, которые планируются к замене старых. Как вы понимаете, улица стала непригодной для перемещения.  И вот я регулярно хожу смотреть, как идут работы. А работ никаких не проводится! Уже больше месяца стоит раскопанная улица, и ни одного рабочего не видно! И кто-то нас может убедить, что проблемы с электроснабжением решаются как-то иначе!?

***

И чтобы не повторять тезисы, уже изложенные до меня, самое время процитировать коллегу Альберта Эседова: «С развитием экономики и бизнеса в Дагестане выросли нагрузки на энергосистему, – такой тезис звучал сегодня на совещании в республиканском правительстве. Однако, на мой взгляд, в нашем случае очень интересно получается – в то же советское время в Дагестане в три смены и практически бесперебойно работало множество предприятий, в том числе оборонных. В них было множество всякой техники, кранов, станков и механизмов с огромным энергопотреблением. На этих предприятиях работали сотни тысяч дагестанцев. Количество заводов и фабрик сравнимо с современным периодом, когда «с развитием экономики и бизнеса в Дагестане выросли нагрузки» было больше, чем сейчас. Города республики также бурно строились, работали краны, а также те же заводы железобетонных конструкций. В той же Махачкале функционировал троллейбусный парк. Парк троллейбусов был укомплектован достаточно неплохо, а следовательно, и потребление электроэнергии было значительным. В каждом доме стоял ламповый телевизор, который больше грел, чем показывал, и, естественно, потреблял электричества в десятки раз больше нынешних. В каждом доме и подъезде были лампы накаливания, которые потребляли в десятки раз больше электричества, чем нынешние светодиодные. Лампы уличного освещения тоже не отличались экономией. Те же кондиционеры, у кого они были, потребляли намного больше электроэнергии, чем современные. Так, что же подразумевается под «с развитием экономики и бизнеса в Дагестане выросли нагрузки на энергосистему»? Что конкретно нагружает нашу энергосистему?»

Заводы, фабрики, производства? Или тупо – население же выросло, значит, и потребляем больше? Вам говорят, что «около 2 млн туристов приезжают в регион, они живут в гостиницах, пользуются бытовыми приборами, растет общая нагрузка, появляются новые объекты общественного питания и так далее». Ах вот кто беспощадно нагружает нашу энергосистему, которая – то и дело слышим – ежегодно модернизируется на миллиарды рублей? Судя по перебоям в электросети и постоянным авариям, туристы со своими фенами в гостиницах без электричества, того и гляди, окончательно угробят наше электрическое хозяйство. Да, ещё теплицы, которые на газе, сильно нагружают электросети… Кошмар. Держимся. Пробьемся. Главное, чтобы 2 млн фенов в руках туристов работали бесперебойно – это базис, это наши экономика и бизнес.

И ещё одно замечание из этой же истории. Из сотен каналов в Телеграме, из десятков каналов с аналогичным и даже большим количеством подписчиков, ПАО «Россети» выбирает для своих отчётных публикаций именно тот канал, который нещадно критикует республику и его руководство. В связи с чем ещё и ещё раз напрашивается вывод – а не они ль заказывают критику, раз регулярно там себя хвалят: «Для ликвидации аварий на энергообъектах Дагестана мобилизованы 678 энергетиков и около 300 единиц спецтехники». Опять информацией о количестве впечатлить хотят? А можно качеством работ? Про 2000 электриков нам уже рассказывали?»

***

Как выглядит типичное утро, день и вечер последних трёх недель в городе без света, мы себе хорошо представляем. Не функционируют светофоры, лифты, люди не могут приобрести лекарства (без света фармацевт не может их пробить), нарушена подача воды, большинство жизненно-важных процессов нарушены! У нас и при включенном то электричестве не всё так гладко, а когда наступает электрический коллапс, жизнь начинает играть совершенно иными красками. И главная эмоция, которая в эти дни витала в воздухе – это гнев. Люди страшно обозлены и разочарованы происходящим. И самое интересное, как всё происходящее объясняют обыватели. «Вот до чего довело коммунальное хозяйство непрофессиональное управление республикой!», – говорят очень многие граждане. Объяснять им, что коммуналка, это епархия другого большого начальника, сейчас уже просто бесполезно. В сознании граждан вот такие отключения прочно прибиты к личности Меликова. Конечно, это несправедливо. Начальство сетевое вообще сидит в Пятигорске и дагестанские проблемы их сильно не волнуют. В этом смысле у них одни цели, а у Сергея Меликова другие. Первым нужно прибыль получить, другим – чтобы ситуация в республики не дошла до бунта. И то, что какая-то часть стрел летит в главу республики, энергетики просто игнорируют, и обижаться на них не нужно. В этой гонке каждый сам за себя. Хотя есть вопрос о том, чтобы платежи граждан доходили бы до «Дагэнерго». На заседании правительства под руководством Сергея Меликова прозвучали следующие факты: « …Двое суток в Унцукульском районе не было электричества. Жители связали задержку в восстановлении подачи электроэнергии с передачей местных сетей Гумбетовским РЭС и увольнением сотрудников, потребовав отменить объединение. Аварийные бригады из соседних районов оперативно восстановили подачу энергии, а Минэнерго РД взяло ситуацию на контроль. Главной причиной оптимизации местной организации, по данным «Дагэнерго», стала неэффективная работа: в Унцукуле – 80% потерь энергии при сборе платежей лишь 53%. Ситуацию усугубляет незаконный майнинг. На сегодня из 38 сотрудников 35 уволились, отказавшись работать под новым названием, а их действия, включая самовольные отключения, мешали ремонту. Глава Дагестана отметил, что проблемы требуют системного решения. «Почему оптимизировали организацию? Потому что средства за 80% электроэнергии не доходили до «Дагэнерго», хотя местные жители платили за услуги. Вместо помощи аварийным бригадам – митинги. Прошу проверить всех сотрудников, включая уволившихся и сокращенного. Результаты аудита должны стать публичными», – заявил Сергей Меликов.

Поручено: Минэнерго – усилить контроль за сетями и сборами платежей, провести переговоры с персоналом и администрацией, провести срочный конкурсный набор на вакантные должности, направить оперативную группу для обеспечения бесперебойного энергоснабжения и пресечения актов вандализма. Органам муниципальной власти – активнее реагировать на жалобы граждан.