Красные линии

Очень хотелось рассмотреть этот кейс ещё на прошлой неделе, когда она заполонила собой все социальные сети. Но, к сожалению, не успел. Суть этой истории проста как дверь: мужчина захотел помолиться в кафе куда он пришел покушать, но делать ему это в зале где едят посетители – не разрешили. Его жена-блогер подняла шум и тут выяснились обстоятельства, которые из жертв произвола превращают их в агрессоров и абьюзеров.
Заур Газиев
Когда вы слышите о том, что некого брать на работу и грамотной молодёжи почти не осталось вспоминайте почаще историю, которой посвящен этот текст. Люди ведь бегут из Дагестана не только потому, что здесь плохо платят, нет сервиса и вообще коммунальная катастрофа – люди бегут и от засилия таких вот воинствующих клерикалов.
***
В телеграм-канале «Махач, чё стало?» было опубликовано более-менее адекватное изложение того, что произошло. «Семейная пара пришла на обед, наступило время намаза, они обратились к заведению с просьбой сделать намаз. И вот тут начинается самое интересное: две стороны начинают говорить впоследствии разное о происходящем. Пара говорит, что им отказали в просьбе, а заведение говорит, что они дали им коврик и показали где можно сделать намаз (речь шла о подсобном помещении, где молятся сами работники), но пояснили что специальной молебной у них нет.
Дальше мы слушаем свидетелей, они повторяют слова заведения, то есть коврик был всё-таки дан, но человек хотел помолиться прямо в зале, а вот в этом ему уже было отказано. В дальнейшем пара, которая оказалась из касты блогеров, выложила пост о происходящем и свою точку видения этого конфликта. В общем, я что хочу сказать, если дело было так, как говорят свидетели, то пара тут конкретно неправа. Коврик дали? Да. Место показали? Да. Единственное у меня вопрос к сммщику, который отвечал со страницы заведения. Что значит «не было модным»? Сейчас всех собак можно спустить именно на него за глупое и непрофессиональное ведение аккаунта. А всем тем, кто призывает бойкотировать и чуть ли не забить камнями хозяев и работников заведения…»
Хочется уточнить по поводу возражения слову «модно». Дело в том, что сммщица – русская девушка, принявшая ислам, отвечая написала, что когда заведение проектировалось, то комнаты для намаза ещё не были в моде. Это и возмутило Махача.
***
С другой стороны – это центр города, тут каждый квадратный сантиметр аренды стоит очень дорого. Мало с этого кафе выжимает налоговая система, арендодатель, санитарные службы, трудовая инспекция, пожарные службы и т.д., так теперь им ещё нужно платить за каждый квадратный метр дополнительной площади для молебной? При том, что в двух минутах ходьбы стоит большая мечеть на ул. Малыгина! И это две минуты хода моим инвалидским хромым шагом! Очень странные требования надо сказать для человека, который позиционирует себя как верующий. Такое чувство, что некоторые люди воспринимают веру в Господа, как доставку пиццы: покупатель всегда прав и услугу должны доставить туда, где я сейчас нахожусь. Но вера в моём восприятии – это всё же какие-то усилия над собой. Вера – это ценности. Вера – это какой-то набор обязательств, которые ты добровольно принимаешь на себя, жертвуя какими-то сиюминутными капризами.
***
И может быть тема сама по себе улеглась бы если бы жена-блогер не начала поднимать волну хейта против этого кафе. Ну а если учесть, что наших земляков хлебом не корми, дай кого-нибудь пообвинять, то началось тут действительно очень активное действо с оскорблениями, нравоучениями, призывами к насилию и игнорированию. В общем жена-блогер, муж которой хочет, чтобы за ним ходили с молебной комнатой и готов светиться от святости, подняла волну ненависти и агрессии. Спасибо большое каналу ННТ, которые приехали, задали свои вопросы, посмотрели видеозапись с камер видеонаблюдения, сравнили все ответы и выяснилось то, что эту пару установленные обстоятельства высветили в очень неприглядном свете. Да, само заведение не дремало и вызвало пару в шариатский суд. Пара сначала согласилась, но потом почему-то отказалась.
И здесь началась другая история, которую можно было бы охарактеризовать, как битва блогеров. Выходят один за одним известные блогеры, которые говорят о том, что намаз надо делать в мечети, а не на полу в кафе, но им отвечают другие, что человек должен сделать намаз там, где его застало время. И вообще «мы все тут толпой пытаемся убедить общество, что совершение намаза в общественных местах не является миссионерской деятельностью, а тут один инцидент и всё насмарку. Для чего требовать разрешать совершать намаз в публичном месте? Для распространения ислама – значит миссионерская деятельность».
Ну и им отвечают другие: «Больше похоже на провокацию ровно под недавно прогремевший инцидент, с целью усугубить спорные моменты и подбросить огня в натянувшиеся отношения между мусульманами и российским обществом. Подобных блогеров и провокаторов как раз и надо выселять из страны. Пусть отправляются в те страны, где в обязанность владельцев общепита входит разрешать посетителям совершать намаз там, где они пожелают».
Конца края этим высказываниям не было. Я читал и думал о том, в какое болото всё-таки зашло дагестанское общество. Для меня, как для взрослого человека очевидно, что блогерка просто решила прохайпиться на чувствительной теме и привлечь к себе побольше внимания. И всё! Одного взгляда на её профиль хватает, чтобы понять о каком человеке идёт речь.
***
Психологи много раз рассматривали ситуацию, когда неофиты, оказываются более ревностными, доходящими до агрессии верующими. Неофитам важно, чтобы все увидели насколько они религиозны и праведны. И ради этого они готовы пойти на многое.
– «Вы тот, с кого стоит брать пример? Вы всё совершаете, предписанное Аллахом? Не забывайте о благом нраве. Лучшее место для совершения молитвы – это мечеть, а второе место – это дом (не считая хаджа). Так зная об этом мусульманин, живя в Махачкале, зная, что у него есть дом в Махачкале, и, зная, что есть мечети и не одна мечеть, не будет молиться в таком месте, где набивают животы, если и музыка там, то вообще это не то место».
– «Но только тот, кто намеренно пропускает намаз, набивая живот, не дорос оценивать таким образом того, кто хотя бы так заботиться о своей религии. Среди верующих есть люди с разной степенью имана. И все они превосходят друга в этой степени, а также у всех разная степень грехов и их количество. И если тот, кто видит перед собой того, кто соблюдает религию, лучше, чем он, ищет в нем какие-то изъяны, сравнивая с идеалом мусульманина, хотя ему далеко и до идеала, и до того, кто лучше заботится о своей религии, то это не дает ему права осуждать его за то, что он не идеально соблюдает. Щас понятно или как? Это же признак лицемерия».
Ну чтобы вы, уважаемые читатели не сломали глаза и не повредились рассудком – я поставил в этом тексте какие-то знаки препинания, поделив его на предложения. В орфографию я глубоко не вдавался. Но иначе понять логику автора комментария было бы трудно. Ну и что я хочу сказать – люди живут в этом. Для них не существует вариантов развития жизни. Либо должно быть так как им кажется правильным, либо они начнут убивать всех, кто с ними не согласен. Моральные обоснования для этого у них уже есть. Это я ещё не цитирую радикальные комменты, дабы не попасть под какую-нибудь статью.
***
Как бы это не звучало странным – государство должно наградить эту блогершу. Вряд ли она об этом догадалась, но она показала всем, кто анализирует ситуацию в республике, что аэропорт тут может возникнуть в любой момент. Её муж может не стал бы поднимать весь этот шум, но вот она соблазнилась на всеобщее сочувствие. И не прогадала. Только она не знала, что всё это обернётся против неё. Религия – это очень чувствительная составляющая в жизни огромного количества наших сограждан. Если на этот раз по поводу перехлёста говорили блогеры и муфтиятовские спикеры, то сколько их окажется на следующем витке – никто не знает. В течении недели люди с интеллектом «инфузории туфельки» упражнялись в том, кто напишет больше оскорблений и проклятий в адрес кафе, которое виновно лишь в том, что двое капризных людей захотели молиться не в мечети или подсобке, а там, где сидят и кушают посетители.
***
Немного повторюсь, чтобы подвести к еще одной стороне этой истории. В Сети разошлась история, что в махачкалинском кафе «Dolce Salato» посетителю якобы отказали предоставить место для молитвы. Пользователи интернета стали писать гневные сообщения администрации общепита и даже угрозы. Пресс-секретарь МВД по Дагестану Гаяна Гариева опубликовала видео с героем инцидента, распространившим эту историю.
Сотрудники кафе показали коврик и место, которое предложили клиенту, – в подсобке. Там периодически делает намаз персонал заведения. Однако посетитель хотел помолиться в зале, из-за чего разгорелся спор. Мужчина на видео сообщил, что между ним и сотрудниками произошло недопонимание. Он не захотел делать намаз в месте, которое ему предоставили, и покинул заведение.
На эмоциях он опубликовал пост, который разлетелся по соцсетям и вызвал негатив жителей. «Братья, не поддавайтесь таким роликам, где есть какая-то искаженная информация, которая не соответствует действительности. Для совершения намаза у нас в республике очень много мест, мечетей, молебных комнат, элементарно дома. Поэтому давайте оставим эти ненужные сплетни в социальных сетях и будем соблюдать нашу религию и жить мирно», – заключил он.

Добавить комментарий