Фото к тексту_www.change.org

История с выселением целого семейства из дома, построенного на чужой земле, всколыхнуло все виртуальные дагестанские дебри. Мнения действительно полярно разделились. Если дом построен на чужой земле, то как бы хорошо он ни был построен – земля под ним не станет вашей. Даже если вы сто лет там проживёте – имущественные права должны быть незыблемыми. Нельзя просто так прийти и присвоить чужое.

Магомедтагир Муртазалиев

Начнём с того, как эта новость выглядела глазами информационных пабликов. «В Махачкале по улице Речная, 2, третьи сутки сотрудники службы судебных приставов выселяют семью из девяти человек, в числе которых шестеро несовершеннолетних детей. По сообщениям, два суда подтвердили собственность этой семьи на дом. Однако, новый собственник принимает меры по выселению. Просим прокуратуру республики обратить внимание, проверить изложенные факты и, если они подтвердятся, дать им правовую оценку».

Видеоролик, снятый на месте происшествия, производил очень гнетущее впечатление. Истошные крики женщин, вой детей, визги, ор, скандал, какая-то пожилая женщина пытается убить себя ножом, к ней подбегает судебный пристав и выхватывает нож. Затем на неё наваливается несколько человек и выносят её из помещения. Она в этот момент ужасно плачет. При этом во всей этой истории нет ни одного мужчины со стороны тех, кого выселяют. И снова крики, и снова ругань. Понятно, что людей выгонять из дома – это страшное дело.

В социальных сетях люди тоже в шоке: «Девушки с детьми, которые там стоят, вы чем руководствуетесь, когда пребываете там с детьми??? Как вы думаете, видя это всё и слыша эти крики, психика ребёнка останется в порядке? А потом удивляются, почему ребенок писается в штаны, заикается, становится замкнутым. Себя не жалеете, хоть детей пожалейте. А взрослые? Ну разве криками это решится? Разве после криков сотрудники оставят свою работу и пойдут домой? Сабур».

Это кстати один их самых часто встречающихся комментов. «Эти самозахватчики с гор идут. Они строят дома на земле, по шариату им не принадлежащей, и потом тихо-мирно документы делают. И делают не совсем халяльным методом, а потом им какой-то непонятный имам делает эту землю халял, и живут они и думают, что в судный день такое прокатит! У многих в горах дома есть, но они так хитро играют бездомных! Аллагь все видит!»

И в тот момент, когда я готов был проникнуться историей, в которой обвиняют жильцов этого дома, вылезает ещё одна трагедия, узнав о которой, я не тороплюсь осуждать хозяев дома.

***

Жильцов частного дома в Махачкале выселяют приставы, потому что хозяин якобы не выплатил кредит. В 2012-м Магомед под залог дома взял у банка деньги, со временем долг погасил. Когда пришёл за документами на жильё, внезапно узнал, что выплатил не всё, поэтому бумаги не получит. Вскоре банк со скандалом лишили лицензии и закрыли. Мужчине пришла повестка в суд – задолженность всё ещё есть, если её не погасить, дом уйдёт с аукциона. Магомед хотел предоставить выписку из банка, но заветную бумажку не получил, поэтому судья вынес решение не в пользу семьи и выставил жильё на торги.

Сам Магомед считает, что представители организации выкрали документы, а суд просто игнорирует нарушения. На днях в дом мужчины пришли приставы, начался конфликт. По словам жильцов, исполнители вели себя неадекватно, таскали людей за волосы и даже стреляли в воздух. Магомеду-таки удалось получить выписку, по документам долг и правда погашен, но дом всё равно пытаются отнять. И чем иным это можно назвать, если не свинством? При том, что сами бизнесмены и устраивают такие сюрпризы.

Моя знакомая много лет назад недоплатила две копейки с кредита. Тогда ей никто ничего не сказал, но сейчас, когда она с ребёнком ехала на машине, эта новость её чуть не убила о стенки отбойника. Поэтому судить людей, которых можно обозначить как должников, я не стал бы. Но как уже звучало чуть раньше, решение этого вопроса лежит в юриспруденции, каким бы трудным этот путь не казался. Кстати, не видел во всей этой странной истории юристов. Такое чувство, что люди на этом видео думали, что могут решить свои проблемы исключительно криком.

***

Супруги Магомедовы живут с четырьмя детьми в бывшем сарае, который перестроен под дом. Махачкалинские чиновники назвали здание «самовольной постройкой» и выгнали семью на улицу. Сарай приказано снести.

Семья Магомедовых живет в этом бывшем сарае с 2001 года. «Квартирка» расположена по улице Гусаева, 4. «Раньше мы жили в соседнем доме, в квартире в 28 квадратных метров вместе с родителями мужа. Было очень тесно. Поэтому с разрешения соседей мы отремонтировали сарай, который стоит во дворе и стали там жить», – рассказала Нажават Магомедова. Десять лет спустя, в 2012 году, семья попыталась узаконить эту жилплощадь, подготовила техпаспорт. «В администрации Махачкалы ответили, чтобы я обратился в суд. В 2014 году в иске мне отказали», – вспоминает Магомедова.

Неожиданно объявился хозяин территории, на которой расположен сарай, – некий Абдулмумин Багамедов. Землевладелец заявил, что участок площадью 225 квадратных метров в районе ул. Гусаева и Лёвина ему перепал благодаря постановлению экс-мэра Магомеда Сулейманова за № 3653 от 6 июля 2015 года. Семью Магомедовых назвали самовольными захватчиками и попросили покинуть «квартиру». Махачкалинская мэрия даже подала на многодетную семью в суд.

1 июня Кировский суд Махачкалы вынес решение: семья Магомедовых должна снести дом за свой счет. На это дается 30 дней. Глава семейства Ахмед Магомедов попытался оспорить решение в Верховном суде республики. Но разжалобить Фемиду не удалось – приговор оставили без изменения.

Магомедовы отчаялись, однако за семью вступилась региональная прокуратура. Сотрудники ведомства потребовали аннулировать решение махачкалинских чиновников. Согласно прокурорским данным, Абдулмумин Багамедов получил 225 квадратных метров земли с нарушением закона. Начались новые судебные разбирательства. Есть шанс, что многодетная семья всё же не останется на улице.

***

Жители Степного микрорайона в Махачкале заявили о мошенничестве: они приобрели квартиры по предварительному договору, а в итоге оказалось, что жилье принадлежит администрации города. Об этом рассказали трое пострадавших.

Айшат Курбанова сообщила, что купила квартиру у Арсена Махдиева за 1,7 миллиона рублей в мае 2020 года. Во время покупки, она подписала у нотариуса Зубейды Бултановой предварительный договор. Курбанова вложила в квартиру материнский капитал, а также для покупки жилья взяла кредит.

Такая же история у другой жительницы Махачкалы – Саиды Магомедовой. Она рассказала, что после оформления предварительного договора продавец обязался в ближайшие три месяца заключить официальный документ купли-продажи.

«Мы составили предварительный договор у нотариуса вместе с Арсеном, который сказал, что он представитель администрации. Он сослался на карантин, из-за которого сразу не могли составить договор. Через какое-то время Махдиев должен был составить с нами основной договор, но в итоге он кормил нас завтраками: то начальника нет, то начальники поменялись, то карантин», – рассказала Магомедова.

Женщины вспоминают, что три месяца назад к ним обратились из городской администрации и сообщили, что квартиры продали мошенники на незаконных основаниях, на самом же деле жилье принадлежит муниципалитету и предназначено переселенцам. По словам Курбановой, всего пострадали от фиктивной продажи жилья около 40 человек, среди них есть пенсионеры и люди с инвалидностью.

Магомедова и Курбанова добавили, что с мая Махдиев находится в СИЗО по обвинению в мошенничестве. По «Таким делам» не удалось установить, в чем именно обвиняют мужчину.

«Пока Арсена вообще ни к чему не приговорили, как я знаю. Его взяли под стражу по заявлениям о мошенничестве. Говорят, что якобы суды идут, а следователи так никого и не вызвали. По каким показаниям это всё делается, тоже неизвестно. Опер и следователь, которые вели это дело, по семейным причинам ушли в отпуск и передали дело другому», – рассказала Курбанова.

Сейчас она и другие покупатели муниципальных квартир продолжают в них жить. «Некоторым угрожали, что их выселят, заваривали дверь. Нас это не коснулось», – отметила Магомедова.

Три покупателя квартир обратились в региональную прокуратуру, рассказала одна из них – Шафа Макарова. Кроме того, они отправили заявления в Нотариальную палату и председателю Совета при главе Дагестана по развитию гражданского общества и правам человека Зикруле Ильясову.

«В отношении нас совершили мошеннические действия, и мы пострадали от рук злоумышленников. Теперь же нам грозят выселением, так как данные квартиры якобы не подлежат продаже. Нам негде жить и некуда идти», – говорится в заявлении Ильясову.