Фото к тексту_www.ilcorrieredellacitta.com

Эта новость пришла к нам в минувшие выходные. И поверить в неё было очень сложно. Ведь женщину, преподававшую даргинский язык, знали и уважали коллеги, ученики и соседи. И вот появляется новость о том, что уроженка села Сергокала Сергокалинского района Дагестана, состоящая на учете в РПДН и лечащаяся от психического заболевания, убила свою родную мать. Люди, которые писали эту новость, указали на то, что причины и обстоятельства преступления неизвестны. Хотя психиатрический диагноз, уже сам по себе, многое объясняет.

Муслим Алиев

На данный момент женщина задержана и угрозы обществу не представляет. Однако новостные заголовки продолжают нас настигать, добивая подробностями. «Дочь убила топором мать – известного педагога с 45-летним стажем». Женщина, состоявшая на учёте в РПДН и лечившаяся от психического заболевания, не получила благословение на брак с избранником и поэтому напала на Патимат Абдуллаеву. Почётный работник образования РФ, преподававшая даргинский язык в махачкалинской гимназии, не выжила.

Педагог с 45-летним стажем и высшей квалификационной категорией была в последний раз на работе в прошлый понедельник, пишут в сети. Больная девушка натворила делов, убила будучи в неадекватном состоянии, и убила она в Махачкале. А видели её на остановке в селе Викри Сергокалинского района.

– «Почему она жила дома, а не в психиатрической лечебнице под присмотром специалистов?» – задаются вопросом пользователи социальных сетей.

– «Не все родственники хотят своих держать в психушке для принудительного лечения. Да и к тому же у нас не принято такие диагнозы афишировать. Никто не хочет, чтобы на всю остальную семью перешли подозрения в психической неполноценности».

– «Обычно в подростковом возрасте уже предпосылки бывают, и до 20 лет болезнь выявляется. Одна из причин – это черепно-мозговая травма, потом генетика и дальше другие факторы. Вот мне рассказали, что шизофрения передается как родословная. У кого-то она есть, у кого-то – нет, и развивается она по-разному. У нас был мужик один, лет до 30-40 жил как обычный человек. Работал, помогал родственникам и друзьям, а потом развилась шизофрения (у них по линии у кого-то была в семье). После этого он стал странно себя вести, ходил туда-сюда… Орал за машинами и т.д. А потом он умер. В больницу не положили его только потому, что матери было сложно отправлять своего единственного сына туда».

– «Эта девочка, что убила свою маму, выглядела абсолютно нормальной, никогда голос не повышала и совершенно никакой опасности не представляла. Таких в больницу не кладут. Ничем не отличалась от здоровых людей. Школу с медалью закончила, два высших образования. Мне ее очень жаль и ее маму тоже. Были очень доброжелательные люди. А что творилось внутри их семьи, мне неизвестно. Говорят, что нужно было просто контролировать её психическое здоровье, периодически проходить диспансер».

***

Психиатрический учет в нашей стране делится на две формы, в зависимости от тяжести состояния больного, поступившего к психиатру, – консультативный и диспансерный.

Консультативный учет устанавливается, когда пациент не представляет потенциальной опасности для себя и окружающих. Он сохраняет критический образ мышления, трезво оценивает свое состояние, осознает болезнь. Также этот вариант возможен, когда человек сохраняет свою трудоспособность, имеет заболевание, легко поддающееся лечению, с быстрым наступлением ремиссии, ну и попал в поле зрения психиатра впервые. Кроме того, он подтверждает добровольность осмотра у врача, дает согласие на прием прописанных медикаментов.

При консультативном учете пациенту не обязательно наблюдаться у психиатра через четкие промежутки времени. Если он перестанет посещать врача, тот не станет выяснять причины и местоположение пациента. Длительность консультативного учета – по необходимости, зависит от состояния здоровья пациента.

Диспансерное наблюдение – это именно та форма контроля, которую в народе называют «психиатрическим учетом». В каких случаях назначается диспансерный учет: психическое расстройство протекает с частыми обострениями, плохо поддается лечению, серьезно влияет на восприятие реальности; больной представляет опасность для себя и окружающих – суицидальные мысли и попытки, агрессивное невменяемое поведение, галлюцинации.

Кроме того, он назначается, когда у больного нарушена критика своего состояния – он не осознает болезнь, принимает искажения реальности за истину. Больной и раньше попадал в психиатрию, и ремиссии его заболевания короткие и нестойкие. Больной попал к врачу в принудительном порядке – при вызове скорой психиатрической помощи родственниками, или по решению суда после совершения правонарушений.

Решение о диспансерном наблюдении принимает комиссия психиатров по инициативе лечащего врача. Поэтому на диспансерный учет не ставят после первого же приступа болезни – нужно изучить характер и течение заболевания. При диспансерном наблюдении пациент обязан посещать врача через заданные промежутки времени – для осмотра и выписки препарата, коррекции курса лечения.

Длительность диспансерного учета – 5 лет! По истечении этого срока лечащий врач может полностью снять пациента с учета – при полном выздоровлении. Кроме того, перевести пациента на консультативный учет – если пациенту стало ощутимо лучше, но он всё еще нуждается в помощи врачей. Продлить срок диспансерного учета – если пациент всё еще нуждается в пристальном наблюдении врачей. При диспансерном учете врач имеет право приходить к пациенту домой и проверять его состояние, помогать в решении бытовых и социальных проблем – даже при оформлении письменного отказа пациента. При этом врач не может принудительно давать лекарства.

***

Со слов знакомых с женщиной, убившей свою мать, причина, которой она объяснила убийство, заключается в том, что якобы мать запретила ей выходить замуж. Дочь спланировала убийство до минуты, подождала пока отец уйдет на работу, а потом накинулась на мать. Убив, она отправила сообщение отцу: «Патимат сдохла», собрала все документы, свои личные вещи и уехала скрываться в село Новые Викри. Со слов знакомых, убийца была в школе самым прилежным ребенком, отличницей, успешно закончила высшее учебное заведение. Но были отклонения психические, о которых никому не рассказывали.

Бригада медиков по звонку соседей приехала в квартиру, где женщина лежала лицом вниз. Прибывшие вызвали полицию – по предварительным данным, женщина скончалась в результате смертельных травм, предположительно нанесённых топором. По словам медиков, на теле были множественные повреждения, что указывает на попытки сопротивления.

– «На первый взгляд не скажешь, всегда была вежливая. За детьми смотрела как няня во дворе. Каждый день видела её, и подумать не могла, что такое возможно! А убитая была моя учительница по даргинскому языку в школе. Такая хорошая женщина была. Я когда узнала, дар речи потеряла. Просто представляю ее мучения, кошмар какой-то».

– «И таких случаев по городам России много происходит, когда скрывают своих психически больных и наркозависимых, а потом вот дело доходит до убийств… Здоровые люди в состоянии аффекта творят что угодно, а уж люди с психическими отклонениями», – писали в соцсетях.

Врачи, конечно, понимают и знают, кого надо держать в изоляторе, а кому достаточно таблеток. Но проблема в том, что очень многие из тех, кто в этом нуждается, просто перестают принимать таблетки, вот и случаются рецидивы. Не удивлюсь, если в этой истории тоже так было.

***

Это убийство стало настоящим шоком для всех, кто познакомился с этой историей. И самое обидное, что беду эту предотвратить было невозможно. Если уж у человека психиатрический диагноз, то ожидать можно чего угодно, только неизвестно когда. И переключение это предсказать невозможно. Его, кстати, может и не произойти. И вдруг получится, что совершенно зря вы держали собственного ребёнка вместе с остальными душевно больными. Это очень трудный выбор. Я не знаю, как в этом случае было бы поступить правильнее. Но то, что здоровые люди должны следить за тем, чтобы больные принимали регулярно лекарства и следили за изменениями в поведении – это обязательно. Хотя… как говорится судьба, она и на печке найдёт.

***

Я читал пару месяцев назад сообщение на медицинском форуме. Там женщина – мама девушки – обращалась за советом и помощью к врачу. У неё дочка, также прилежная отличница, и в универе хорошо училась и работала. Но у неё началась шизофрения. Забросила учебу, работу, из дома не вылезала, пока к ней родители не приехали. Из-за этого её положили на лечение, на что она сама была согласна. Вскоре ей стало лучше, снова продолжила учебу и работу. Через полгода где-то, снова её накрыло. Но уже намного хуже. Она утверждала, что её любит начальник, где она работает, и скоро она выйдет за него замуж. И вообще она хорошо с работой справляется, вся компания за счёт неё держится.

В итоге родители узнали, что с работой она абсолютно не справлялась, и с начальником ничего не было. Он даже уволить её хотел, но пошел навстречу, предложив работать удаленно. Но и так она не справлялась. Учебу тоже забросила. Хотели на лечение отправить, она упирается и ни в какую. Очень грубо вела себя с матерью, говорила, что это ей нужно на лечение, это она ненормальная, а не я. С отцом контакт был более-менее. Когда у неё приступы проходили, она очень любила свою мать и была привязана к ней, но как только начиналось обострение, то всё – ненависть к матери.

Я читал эту переписку – мамы и врача-психиатра. Там очень долгая переписка была. Читать всё это, а именно проблему человека, было очень тяжело. Мама не знала, что делать и кого просить о помощи. Её переписка с врачом была года 4 назад, и чем там всё закончилось неизвестно, так как она больше не писала. Но такую тяжесть вся эта ситуация оставила в моем сердце, что решил здесь выговориться, чтобы некоторые, немного несмышлёные индивиды хоть имели какое-то понимание всей трагедии. Думаю, у девушки, убившей свою мать, было аналогичное расстройство.