День скорби

Восьмидесятилетие Победы в Великой Отечественной войне отметили громко. И никакая занятость на других проектах не дала ни единого шанса пропустить мимо себя эту скорбную дату. Скорбная – не потому, что наши выиграли спустя четыре страшных года, а скорбная потому, что наша страна потеряла столько человеческих жизней. Это огромная трагедия, последствия которой до сих пор сказываются на демографической ситуации. Но есть и другие страшные последствия…
Заур Газиев
Мой дед – отец моего отца – погиб в июне 1941 года. Отец родился в сентябре, тогда, когда его папа числился в пропавших без вести. Отец мой был человек пылкий и эмоциональный, он всю свою жизнь жил раздираемый соблазнами и желаниями, но не было в его жизни желания сильнее, чем увидеть хотя бы место, где был похоронен его отец. Он вырос в любви и уважении к своей матери и тёте, которая во многом компенсировала ему тепло, что не могла ему дать родная мать. А не могла потому, что должна была пахать как проклятая, дабы выжила её собственная семья и семья её родителей. Но любовь и уважение к отцу, который отдал свою жизнь за Родину, были в нём, пожалуй, самыми сильными чувствами. Он до конца своей жизни каждое 9 Мая ходил на Русское кладбище, куда приносил охапки цветов к могилам неизвестных солдат. Наверное, ему становилось от этого полегче. «Может быть, среди этих выбеленных столбиков есть тот, под которым покоились останки отца», – наверное, думал он. Была в нём надежда, что он, возможно, попал в плен и где-то живёт, вспоминая о нём.
Но как бы не искал он своего отца, так он его и не нашел. Ну а 9 Мая, когда весь день звучат по телевизору песни военных лет и показываются военные фильмы, был для него днём особенным. Для него – это был день со слезами на глазах. Не получалось называть праздником окончание такой страшной войны – это День Победы. И самое интересное в этом, что он ведь никогда не был ультрапатриотом или государственником, но День Победы для него был чем-то особенным. А ведь он помнил время, когда 9 Мая был обыкновенным рабочим днём! Это только спустя 20 лет при Хрущеве, который сам воевал на фронте, этот день стал отмечаться официальным выходным днём. А до этого, кажется, делалось всё, чтобы забыть эту войну, как огромную травму. И я понимаю почему. Тем более что для нас Вторая Мировая война началась не в 1941 году, а в 1939 году…
9-го мая 2025 года Президент России Владимир Путин сообщил о 29 миллионах погибших советских граждан, но, судя по всему, их было гораздо больше. К примеру, учитывался ли в этом списке, пропавший без вести мой дед Магомед Газиев, если нет его ни в одном из списков погибших. А сколько ещё таких как он, чьи косточки до сих пор откапывают следопыты на самых разных местах боевых действий той страшной войны…
***
Говоря о потерях Советского Союза в годы Великой Отечественной войны, мы привыкли оперировать либо количеством убитых военнослужащих, либо количеством всех погибших и умерших по разным причинам за тот период. Последние официальные данные были представлены в 2011 году специально созданной межведомственной комиссией. Согласно исследованиям, общие демографические потери страны за военный период составили 26,6 млн. человек, из них потери действующих вооруженных сил – 8,6 млн. Однако, если посчитать, сколько детей так и не родилось из-за войны, то цифру 26 млн можно смело увеличить многократно.
Война, прежде всего, нарушила баланс полов и поколений. Так по переписи 1959 года наибольшие потери мужчин наблюдались в возрасте от 34 до 44 лет: это те, кто вступили в войну в возрасте 17-27 лет. Произошло сокращение доли мужчин и в более старших возрастах. В разных возрастных категориях на 100 женщин приходилось от 40 до 83 мужчин. Население страны во время войны и в послевоенные годы сильно постарело. В РСФСР численность лиц в возрасте 60-69 лет в 1959 году в сравнении с 1939 годом составляла 129%, 70 лет и старше – 177%. В то же время детей, родившихся во время войны и сразу после войны, было очень мало, около 7%. Невысок был удельный вес и лиц, чье рождение пришлось на предвоенные годы, – 9,8%. На их долю выпало тяжелое военное детство.
Интересно, что после окончания войны в Советском Союзе случился всплеск количества брачных союзов. В 1946 году регистрировали 12,3 брака на 1000 населения. Объяснялось это в том числе тем, что в супружество вступали люди, которые откладывали брак из-за войны. Впрочем, это было кратковременное явление. Из-за возрастного и полового дисбаланса, а так же физического сокращения количества мужчин, кривая браков быстро пошла на убыль.
***
При этом в послевоенные годы наблюдался значительный рост разводов: в 1946 году на 1000 зарегистрированных браков в РСФСР было зафиксировано 7,9 разводов, а в 1955 уже – 68,3. При этом мужчины, как правило, были женаты, часто заключали браки неоднократно в течение жизни, тогда как огромное количество женщин оставались незамужними, разведенными и матерями-одиночками. Если говорить о рождаемости, то и здесь спад был значительным: в 1939 году на 1000 человек появлялось 47 детей, в 1959 уже 25. Потери в Великой Отечественной сказались и на сокращении размеров семьи. По данным переписи 1959 года, в РСФСР средний размер семьи составлял 3,6 человека, тогда как в 1939 – 4,1. Не стоит забывать и о здоровье. Тяготы войны привели к росту сердечно-сосудистых, легочных и онкологических заболеваний. И как следствие, к увеличению смертности от этих болезней.
Наблюдалась высокая смертность детей от врожденной слабости, преждевременного рождения и различных болезней новорожденных. В начале 50-х годов в Российской Федерации смертность среди недоношенных составляла ежегодно около 20%. В 1954 году по сравнению с 1953 года число мертворожденных выросло более чем на 2%. По мнению специалистов это свидетельствовало об ухудшении генофонда населения.
Более того, война отрицательно сказалась на физическом развитии новорожденных. К примеру, в Ленинграде уже к 1942 году младенцы стали весить в среднем на 600 граммов меньше, чем в довоенные годы. На 2 см. сократился рост младенцев, значительно сузились голова и грудная клетка. В Москве такая же картина наблюдалась уже в 1943 году. В целом по стране значительно ухудшилось физическое развитие детей во время и после войны. Так же уменьшился их рост и вес. Объективно дети и подростки того периода были значительно слабее своих довоенных сверстников. В СССР физическое развитие населения нормализовалась только к концу пятидесятых. Это приводило в последующие годы к росту заболеваемости и смертности у поколений людей, переживших войну, особенно в младенческих и детских возрастах.
Анализ медицинской статистики показал, что у поколения людей, родившихся в 1941-1948 гг., заболеваемость и смертность, в том числе среди молодых и средних возрастов, значительно выше, чем у лиц предшествующих и последующих лет рождения. Прекращение увеличения продолжительности жизни в нашей стране к началу 70-х годов, а затем и уменьшение этого показателя, во многом объясняется пониженным жизненным потенциалом людей, родившихся в войну и первые послевоенные годы.
***
Негативных последствий у Великой Отечественной войны было предостаточно и помимо демографической ямы, в которую угодила наша страна. Напомню, что к началу сороковых годов наша страна уже не была той крестьянской империей, где в семьях было по 10-12 детей, и потеря каждого человека это удар по демографии. Великая Отечественная Война оказала катастрофическое влияние на демографию нашей страны. Десятки миллионов людей погибли, еще больше не родились. Население ослабло физически, стало больше болеть и умирать. Институт семьи претерпел значительные изменения. Стало меньше рождаться детей. Негативные последствия обостряются со сменой поколений.
И так примерно через каждые 25 лет. При этом надо учесть, что Россия к 1941 году уже прошла через Первую Мировую, Гражданскую войну, революцию, массовую эмиграцию, голод и репрессии. По словам директора Института демографии Высшей школы экономики Анатолия Вишневского, если бы не эти катаклизмы, к концу ХХ века население России могло быть на 113 млн человек больше, чем было в действительности. Соответственно и мы бы сейчас не оказались в той демографической яме, именуемой не иначе как Русский крест.
***
Сегодня, когда мы столкнулись с демографическими последствиями не только Великой Отечественной войны, но и тяжелых девяностых. У нас есть замечательный повод для переосмысления того, насколько важно беречь людей и не принимать решения, которые влекут как личные трагедии, так и трагедии, которые приводят к депопуляции. Хотел написать ещё и о послевоенном росте преступности, но это, кажется, требует отдельного текста.

Добавить комментарий