Фото к тексту_www.islamicfinder.org

Помощник Рамзана Кадырова пообещал «беседы» с женщинами без платков в Чечне. Очень интересная тема, учитывая, как интересно складываются события на Северном Кавказе. С одной стороны, показательно светская Махачкала, где есть откровенно открытые девушки и женщины, но вместе с тем есть и закрытые дамы, вплоть до никабов. С другой стороны – Грозный, где нельзя ходить без платка, но и никабов там тоже нет. За последние десятилетия в Чечне выработалась некая социальная норма, нарушение которой вызывает возмущение. В Дагестане же общество спорит и не соглашается друг с другом. И по обе стороны конфликта в Дагестане есть те, кто готов открыто отстаивать свою позицию.

Заур Газиев

Попытки лично пристыдить тех, кто ходит открыто, для своих инициаторов закончились очень неприятно. Женщины вместо ожидаемого убегания и желания забиться в угол – начинали отстаивать свои права. И при этом у них была масса тех, кто их поддерживал. Как бы мы не хватались за голову по поводу архаизациции нравов, всё ещё есть огромное число тех, кто придерживается светских устоев. А если учесть свойственное советскому человеку троемыслие (думаем одно, говорим другое, делаем третье), то понять, какой процент наших верующих действительно искренен, практически невозможно. Заставить насильно, конечно же, можно кого угодно, но на это уйдёт столько энергии, а результат настолько не прогнозируем, что тем, у кого подобное в планах, лучше не начинать. А если говорить, как есть, то у дагестанцев столько реальных проблем, что придумывать себе новые – мало кому захочется.

Ну и прибавьте к этому ещё и то, что в дагестанском обществе женщины всегда принимали активное участие в экономической деятельности. Здесь посадить под замок человека, который может приносить в дом денег больше, чем муж, никому в голову не придёт. Тем более, такой человек никогда не позволит отнимать у себя права и свободы. Поэтому, когда я услышал от одной блогерши, что в Дагестане лучше родиться собакой, чем женщиной, я не очень понимал о чём она. У нас столько женщин занимаются бизнесом и предпринимательством, находятся на госслужбе и в бюджетных отраслях, что говорить о дискриминации, наверное, можно только в отдельных случаях, но не как о системном подходе. Так устроено дагестанское общество. Я понимаю, что на теме дискриминации женщин всегда можно стать известным, получить грант, найти кучу обиженных жизнью последовательниц, но если речь идёт о среднестатистической семье, то униженное положение женщины не является нормой. Мужчина, поднимающий руку на женщину, не гордится этим поступком. Мы по-прежнему гордимся, когда наши девочки получают хорошее образование, а жены достигают каких-то успехов помимо домашней работы. Да, современная реальность, конечно же, внесла свои коррективы, и мы видим странных блогерш с надутыми губами, переделанным лицом, отлетевшей крышей и надевших хиджабы. От таких и мат не редкость и вечное недовольство всем, что их окружает…

Но в основном наши женщины – это предмет нашей гордости. И для меня лично не имеет значения: ходит ли она с непокрытой головой, в платке ли, в хиджабе ли. Для нас имеет значение содержание этого человека. Ну а что касается одежды, то она совсем не показатель праведности. 100% закладчиц, которых ловили за последние два года – были в хиджабах. И ничего с этой статистикой вы не сделаете. Ну, взрослая женщина в платке – это не показатель закабалённости, а скорее определение места, которое она по праву заслуживает – место уважаемого человека.

***

В Чечне же популярен несколько другой подход. Там начнут проводить разъяснительные беседы с женщинами без платков. Помощник Рамзана Кадырова заявил, что женщины с покрытой головой с точки зрения эстетики и традиций выглядят красивее тех, кто не носит платок. Летом этот же чиновник критиковал женские магазины Чечни за то, как они рекламируют свои товары. Чеченские женщины должны носить платки, так они выглядят красивее и достойнее, заявил помощник главы республики и первый заместитель министра по делам молодежи Амир Сугаипов, передает «Чечня Сегодня».

«Большинство девушек, которые распускают волосы и выходят без платка, думают, что так они красивее. Но это не так. С точки зрения эстетики, религии, чеченских адатов, традиций и обычаев с покрытой головой девушка выглядит гораздо достойнее и красивее. И я сейчас говорю не о хиджабе, а об обычном платке или хотя бы полоске – о простом, скромном элементе, который отражает уважение к культуре и традициям», – сказал он.

Сугаипов рассказал, что с теми, кто не выполняет такую рекомендацию, будут проводить разъяснительные беседы. «Мы действуем с благими намерениями. Согласитесь, приятно, когда видишь культурную, скромно одетую девушку с покрытой головой. А с теми, кто не будет слушать, мы будем проводить личные беседы – и с ними, и с их родителями», – сказал он.

Помощник главы Чечни добавил, что разъяснительные беседы уже прошли с теми, кто публиковал в соцсетях неподобающий контент. «Никто никого не ругал. Все всё поняли, удалили публикации», – сказал он.

В июле Сугаипов заявил о необходимости регистрации представительниц модельной индустрии и владельцев магазинов женской одежды и салонов красоты в республике. Некоторое время спустя в Грозном были опечатаны несколько магазинов женской одежды после того, как Сугаипов посетил их. Претензии к ним были связаны не с ассортиментом, а с тем, как его рекламируют. Помощника главы региона возмутила съемка моделей с разных ракурсов и в замедленной съемке, что, по его словам, подразумевало «демонстрацию тела», а не одежды. Сугаипов обещал, что после устранения недочетов магазины откроют. Тогда же он стал участником встречи с собственниками магазинов женской одежды, где проводилась разъяснительная беседа о допустимом поведении в сфере торговли и публикаций в соцсетях.

***

Узнав обо всём вышеизложенном, я никого не хочу осуждать или писать, что кто-то лучше, а кто-то хуже. Они, там за Герзельским постом, лучше знают, что им подходит. Не наше это дело. Но вот посмотреть на них и подумать, как дела обстоят у нас, никогда не может быть лишним. Хотя наше политическое устройство отличается от их, на уровне институций, и повторить их опыт у нас на 100% невозможно. Даже если кто-то очень захочет.

Кроме этого, у нас есть активное и очень шумное гражданское общество, которое умеет привлекать внимание к своим проблемам, и никогда не молчит, когда это касается чувствительных тем, стараясь быть максимально объективными. В недавней истории с человеком, которому не разрешили молиться в зале работающего кафе, оппонировали сами религиозные люди, объясняя, что его требования неправомочны. Хотя, казалось бы, они всегда за своих только заступаются. И именно это не дало скандалу вырасти в гражданский конфликт, с воплями и истериками, что людям не разрешают теперь молиться. Вот что значит механизм развитого гражданского общества, который выстраивает баланс общественных сил, способствуя примирению самых разных точек зрения.

***

Есть вещи, которые мне очень трудно понять. Возможно, что для этого нужно быть женщиной. Когда девушка из хорошей семьи, где нет религиозной доминирующей, вдруг надевает черный хиджаб или даже никаб, невозможно понять, что перевернулось в её голове, чтобы она захотела полностью закрыться. Может любовь к какому-то мужчине… Я никому не судья. Это их личное дело. Но я же помню фильмы про то, как убивали женщин востока за то, что те снимали платки и называли это формой закабаления. Знаем, что многие за право жить так, как они хотят, платили очень высокую цену. Вспомните поэму Расула Гамзатова «Горянка». По историческим меркам это ведь было не так давно. Да и не было у нас отношения к женщине как к домашней скотине. Во всяком случае, в тех местах, откуда родом мои предки. Да и у других народов Дагестана были поэты, которые воспевали женщин. К примеру, Махмуд из Кахаб-Росо. Он воспевал женщину гор, называл её красным цветком и ласточкой – дочкой весны. За свои стихи он был наказан ханскими плетьми, отправлен в солдаты. Даже в Карпатах он сохранил нежность к горянке.

Мы понимаем, что жизнь изменилась, и нынешнее поколение сильно отличается от тех, что были раньше, но когда абьюзер тиранит свою жертву – не нужно искать причины в историческом опыте. Это просто дурное воспитание и неспособность сочувствовать конкретно этого человека. Но, как бы там ни поворачивалась жизнь, Дагестан, как большой водоём, находит возможность очиститься и найти баланс, который позволит людям жить без бетонной плиты запретов, висящих у них над головой.