134405916435

27 февраля 1997 года было объявлено об успешном опыте по клонированию овечки Долли. С тех пор прошло 18 лет, мы как-то привыкли к тому, что технология клонирования доступна человечеству. Автора первых успешных опытов зовут Иен Уилмут, живет он в Англии. Таким образом, мы и об этом научном достижении можем сказать: «Британские ученые установили…» Мне это почему-то приятно. Британские ученые обычно справляются собственными силами, в отличие, например, от американцев, которые любят покупать чужих гениев со всего мира.

Теймур Абдуллаев

ОВЕЧКА ДОЛЛИ

До клонирования Долли уже предпринимались попытки создать полноценные клоны. Среди них овцы Мэган и Мораг, созданные той же группой исследователей из эмбриональных клеток. В процессе «создания» Долли в 277 яйцеклеток были перенесены ядра, взятые из вымени шестилетней овцы-донора. Из них образовалось 29 эмбрионов, один из которых, Долли, выжил. Из этой клетки была создана особь, генетически идентичная матери. Овечку, рожденную с помощью генной инженерии, назвали Долли. Она стала первым млекопитающим, выращенным путем клонирования. Долли прожила около шести лет и умерла от воспаления легких. Она принесла потомство из шести ягнят. Ее содержали в помещении, и она, вероятно, не была так закалена, как обычные животные. Этот опыт, на мой взгляд, был абсолютно успешным.

А меньше чем через год в Париже 19 стран подписали протокол о запрете опытов клонирования человека. Протокол присовокупили к Европейской конвенции прав человека.

Когда я учился в школе, в нашей школьной программе были темы, обозревающие основы генетики. В институте тоже пришлось изучать эту науку, по-моему, даже пару семестров. Генетика мне казалась самой ненужной из биологических наук, слишком теоретической. И вдруг оказалось, что это самая что ни на есть практическая дисциплина. Клонирование представляет собой получение генетически идентичных организмов. Ребенок-клон является копией своего отца, в отличие от обычного ребенка, несущего в себе гены и отца и матери.

Применительно к животным этот метод не вызывает никаких особых вопросов, кроме технических. Мы получаем возможность размножить потомство от быка, победителя какой-нибудь мировой выставки. От быка-чемпиона. Мы можем таким образом сохранить и приумножить численность редких и исчезающих видов животных. На сегодняшний день эта методика, видимо, остается еще слишком дорогой, но в будущем станет доступной. Кроме того, это прорыв в прикладной биологии, настолько важный, что его значение трудно переоценить.

КЛОНИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Как упоминалось выше, запрет на клонирование подписали 19 стран. Сегодня, наверное, еще больше присоединилось. Останавливало ли это когда-нибудь кого-нибудь? Я такого не помню. Джинн выпущен из бутылки. Клонирование млекопитающих – это прогресс, а прогресс остановить невозможно. Не удалось отказаться от атомного оружия, от автоматического стрелкового оружия и т.д.

В детстве я часто встречал в фантастической литературе рассуждения писателей о различных этических и юридических проблемах, связанных с клонированием человека. Тогдашнее представление об этих процессах было связано с не очень правильным пониманием этой технологии. Клонирование они представляли как производство взрослых копий какой-то личности. Создается большое количество взрослых копий с помощью каких-то технологий. Таким образом, можно было создать армию из идеальных и одинаковых бойцов, и тому подобное. В реальности, сегодня мы это видим, можно создать большое количество копий одного человека, но в возрасте зародыша, а потом – младенца. Это немного другое. Я разговаривал с несколькими юристами об этой проблеме, но ни один из них не смог мне сформулировать, в чем юридические трудности различения или идентификации детей, созданных обычным способом и клонов. Давайте попробуем разобраться в этом вместе. В чем отрицательные и в чем положительные моменты клонирования?

Создание жизни было привилегией Бога, теперь это как бы в руках образованного специалиста. Этот тезис не выдерживает критики. Технология клонирования не подменяет природных законов. Эмбрион растет и развивается в рамках общебиологических законов. Человек не в силах заставить живую клетку функционировать, он просто использует ее возможности для роста плода. Ни один эмбриональный процесс человек имитировать не может. Тут нет попрания природных или божественных законов.

Продолжительность жизни овечки Долли была в два раза меньше, чем у обычного животного того же вида. Это не аргумент. Она умерла не от того, что была клоном, а потому что попала в процент неблагоприятного отхода. Кроме того, технологии совершенствуются, может быть, в последующем продолжительность жизни клонов будет больше среднего статистического значения для биологического вида.

Ребенок, рожденный путем клонирования, не является уникальным, это образ ядерного донора, и у него нет индивидуальности. Такой ребенок всегда будет восприниматься как товар, который можно произвести снова и снова. Это говорят скептики. У меня несколько лет назад вырезали, к примеру, аппендикс. Я заплатил за эту операцию определенную сумму. От этого я не становлюсь товаром, не теряю своей уникальности. Потеряв в процессе своей жизни руку или пережив тяжёлую болезнь, я не становлюсь личностью, утратившей свою индивидуальность. Почему тогда мы должны переносить свое пренебрежение на людей, появившихся на свет путем клонирования. Мы не различаем детей, рожденных обычным способом, и детей, появившихся через кесарево сечение. Это просто один из методов родовспоможения.

Допустим, кто-то создаст сотню или тысячу копий Чикатило. Это может создать опасность для всего остального человечества. Это предположение тоже неправомерно по своей сути. Я уверен, что такие люди как Чикатило, Гитлер или Гиммлер, – социальные, а не биологические явления. Для ограничения их злого воздействия мы и держим армию, полицию, суд, надзорные органы. Разве то, что мы своими руками развиваем агрессивные виды спорта, к которым я отношу все единоборства, не хуже умозрительной опасности от клонирования Гиммлера или Геббельса? Сотни тысяч людей на тренировках несколько раз в неделю пытаются забить своих соперников. Где тут гуманность? Просто воспитывать детей надо лучше. Это проблема всего человечества, а не отдельных возможных клонов.

Одна из самых больших проблем клонирования человека состоит в том, что оно создает уникальную и непростую социальную конфронтацию. Если человек клонирует себя и растит ребенка как своего, то это создает странную ситуацию. Вместо того чтобы быть отцом клона, он становится братом клона. В обществе клоны также оказываются в очень неловкой ситуации. Как нам следует их воспринимать? Когда добавляется новый член семьи, он состоит в родственных отношениях с остальными членами семьи, а клоны появляются как бы «ниоткуда». Отношение с другими членами семьи являются простым понятием, но не реальностью. Такая социальная неловкость приводит к психологическим препятствиям в развитии клона. Об этом я прочитал в Интернете. Но! С биологической точки зрения, может быть, это и справедливо, но человек – существо социальное. Допустим, вам судьба предписала обязанность заботиться о своем брате или сестре младше вас на 15-20 лет и растить их. Такие случаи бывают, согласитесь. Но разница в возрасте сама по себе убирает все эти противоречия. Вы относитесь к нему так, как к собственному ребенку, несмотря на то, что он приходится вам братом.

Теперь вспомним о положительных аспектах клонирования. Бесплодные пары получают возможность иметь своих родных детей. Те, кто помнит о собственных ошибках, могут исправить в ребенке, который для них будет открытой книгой, свои ошибки. Если бы у меня, вашего автора, была бы возможность еще раз прожить свою жизнь, я бы в ней кое-что исправил, вне всякого сомнения. Думаю и каждый из тех, кто читает эти строки, тоже. И мы действительно можем подсказать своему клону то, что могло бы оказаться неподходящим для собственного ребенка. Кроме того, мы можем таким образом улучшать человеческую породу. Умные мужчины и красивые женщины будут давать прекрасное потомство. Считалось, что это гитлеризм. Евгеника, селекция человеческой породы, имеет много положительных моментов. Считалось, что это негуманно по отношению к «обычным» людям. Но этот процесс, согласитесь, идет и без нашего вмешательства. Рождаются умные и талантливые дети. Кому плохо будет от того, что их станет в несколько раз больше?

Еще один момент. Технология клонирования позволяет использовать биологический материал для производства не целого организма, а отдельных его частей. Допустим, у вас больное сердце, вам нужен донор. Вы стоите в очереди за донорским сердцем, что, с этической точки зрения, хуже, потому что вы подспудно желаете смерти совершенно незнакомому вам человеку. Это пересаженное сердце будет всю жизнь отторгаться вашей иммунной системой, и вы всю вашу оставшуюся жизнь будете принимать препараты, подавляющие ваш иммунитет. Взамен этого технология клонирования позволяет вырастить из вашего биологического материала полноценное и родное для вас сердце, которое и будет вам пересажено. Плохо? По-моему, нет. Развитие этого направления в медицине может привести к значительному росту продолжительности человеческой жизни.

Нам с вами довелось жить в эпоху перемен. Это, конечно, плохо. Каждый хочет жить в золотую эпоху своей цивилизации. Но научная революция, которая происходит сегодня на наших глазах, неизбежно приведет к улучшению качества жизни всего общества. Следовательно, и к улучшению качества самого нашего общества и всех его членов.

 

Подпись под фото: Овечка Долли и ее создатель Иен Уилмут