17 февраля и 30 марта 2012 г. в газете «Республика» были опубликованы мои авторские материалы под названием «Долгий путь к реабилитации» и «Долгий путь к реабилитации — 2», в которых я излагал своё видение проблемы, связанной с восстановлением Ауховского района.

При подготовке материала я руководствовался мнением и информацией, предоставленной одной (чеченской) стороной, допустив отход от одного из главных принципов журналистской этики: представить на суд читателя только всесторонне проверенную и объективную информацию. Это стало поводом неоднократных обращений возмущенных дагестанцев, прежде всего жителей упомянутых в материалах районов: Казбековского, Новолакского и не только, в органы власти разного уровня. Последовало также и судебное разбирательство.

Анализ произошедших событий, более тщательное изучение вопроса заставили меня переосмыслить написанное, взглянуть на проблему с позиции закона и здравого смысла, не ставя под сомнение исторические моменты из жизни дагестанцев.

Я пришел к осознанию того, что заигрывания в рассматриваемом вопросе — это хоровод вокруг пороховых бочек. Сторонним взглядом я увидел себя аналогом Прометея, с факелом в руке. Порядочность, честность, требующиеся от журналистской профессии, память об ушедших от нас предков, ответственность за будущее потомков и святой долг каждого дагестанца перед родной республикой ежеминутно как бы шепчут мне: «Не тронь историю, не издевайся над ней!»

Мои публикации и некомпетентность в рассматриваемом вопросе, вкупе с однобокостью в отношении к проблеме министра по делам национальностей РД Б. Бекмурзаева, выраженное в организации и стиле проведения 24 марта 2012 г. в Миннаце так называемого круглого стола с приглашением внушительной делегации чеченцев и нескольких представителей с. Ленинаул и Калининаул, а также нескольких лакцев, стали поводом к экстренному созыву 27 марта в с. Ленинаул форума выходцев из с. Алмак с участием 320 делегатов со всех концов республики. В опубликованном мною в газете «Республика» от 30 марта материале мною была дана информация следующего содержания: «Как стало известно, после встречи в Миннаце в Ленинауле состоялся многолюдний митинг. Среди прочего звучали призывы быстро распределить землю, разбив ее на участки, между жителями села … Эксперты расценивают эти действия как попытку давления на республиканскую власть с целью заставить ее принять в этом споре однобокое, в пользу аварской стороны, решение. «Р» следит за ходом конфликта». Стоит заметить, что это были авторские вымыслы. Как впоследствии выяснилось, ни о какой раздаче земель речь не шла, а весь форум (а не многолюдный митинг) был посвящен одному вопросу: осуждению моего материала, опубликованного в газете 17 февраля 2012 г., принятию резолюции, один из пунктов которой требовал освобождения от занимаемой должности некомпетентного министра Бекмурзаева … и только.

При использовании представленного одной (чеченской) стороной материала, теперь я сознаю, стоило хотя бы посмотреть на карту республики и убедиться в том, что с.с. Ленинаул и Калининаул территориально входят в Казбековский район и административно подчиняются данному муниципальному образованию, а также в том, что не существовал и не существует населенный пункта под названием Бурсум.

В своих материалах я старался показать трагичность депортации чеченцев, но этим самым нанес оскорбление дагестанцам, насильственно депортированным на освободившиеся земли, согласно постановлениям СНК СССР от 9 и 11 марта 1944 г. Должен признаться, что эта не менее трагично для дагестанцев, чем депортация в Среднюю Азию для чеченцев.

Если первоначально предусматривалась депортация 6300 семей дагестанцев до 15 апреля 1944 г. (ГУ «ЦГА РД». Ф.р-168. Оп-35,д.21. л.189,191), то уже по новой разнарядке, к 1 августа 1944 г., из 21 района было полностью депортировано 144 села, 109 колхозов, частично — 110 сел. В первые 2 года жизни, осваивая новые земли, 25% всех депортированных дагестанцев погибло от малярии. Я осознал, что был неправ, утверждая в материале «Долгий путь к реабилитации — 2» (газета «Республика» от 30.03.2012 г., стр. 18, колонка 4) о том, что на освободившиеся от чеченцев земли дагестанцы переезжали с песнями и танцами. Пусть меня простят за такое кощунственное утверждение тысячи дагестанцев (в том числе аварцы из с.с. Ленинаул и Калининаул), ставшие жертвами такого «празднества», и их ныне здравствующие потомки, проблемы которых мною сведены к нулю.

В материале под названием «Долгий путь к реабилитации» (газета «Республика» от 17.03.2012 г. стр. 8, колонка 1, абзац 2), касаясь ситуации вокруг с. Новомехельта Новолакского района, я эмоционально описал митинг чеченской стороны: «…Особенно активны были члены организации «Новая молодежь», готовые к самой решительной борьбе… Лишь вмешательство двух президентов — Чечни и Дагестана — помогло нормализовать ситуацию. Но удастся ли удержать молодежь в следующий раз? Вопрос непростой…»

Мне и сегодня непонятно, что эта за организация, существует ли она, никто не показал ни ее учредительных документов, ни свидетельства о регистрации. Написал со слов чеченских представителей и сожалею о представлении непроверенной информации.

Теперь относительно Закона РФ «О реабилитации репрессированных народов». В эпоху правления страной Б. Ельцина такие законы и постановления принимались потоком, без всесторонней экспертизы вопросов. Во всех регионах он был воспринят как декларативный акт, за исключением нашей республики, где 21 июля 1991 г. 3 съездом народных депутатов ДАССР было принято Постановление «О практических мерах по выполнению решений съездов народных депутатов ДАССР и реализации Закона РСФСР «О реализации репрессированных народов». Необходимо отметить, что чеченцы, проживающие в Дагестане, задолго до принятия этого закона были реабилитированы: политически — в 1957 г., признав ссылку 1944 г. незаконной, территориально — предоставив после возвращения лучшие земли, в 2 раза превышающие площадь просуществовавшего всего лишь 4 месяца Ауховского района, экономически — оказав материальную помощь.

Но самое главное, что и в российском законе, и в постановлении 3 съезда НД ДАССР (ст. 4) говорится, что в процессе реабилитации репрессированных народов не должны ущемляться права и законные интересы насильственно переселенных народов. Ключевым является также статья 5, где говорится, что восстановление Ауховского района и прежних исторических названий населенных пунктов, входивших в его состав, производится в соответствии с действующим законодательством (1991 — 1992 годы). Это означает, что за включение с.с. Ленинаул и Калининаул из Казбековского в состав восстанавливаемого Ауховского района на референдуме должны проголосовать более 28 тысяч избирателей района. Тут комментарии излишни. К великому сожалению, к осознанию этого я пришел только после публикации своих материалов.

В своих публикациях я подверг критике действия аварцев Казбековского района, несогласных с пунктами протокола согласительной встречи (не закона, не постановления, а всего лишь простого протокола) от 24.09.1991 г.

Ни для кого не секрет, что аварцы и чеченцы согласились на совместное проживание в с.с. Ленинаул, Калининаул в составе Казбековского района. Однако при подготовке материала для публикации я был введен в заблуждение, в результате чего появилось мое утверждение: аварская часть населения (Ленинаул, Калининаул, Бурсум), последнего поселения, как было отмечено выше, не существует, останется в этих поселениях и будет совместно проживать с чеченцами-акинцами в восстановленном Ауховском районе. Аварцы с этим решением в тот момент согласились, однако с течением времени их подход к данному вопросу переменился. Сегодня они, как мне сказали, уже не хотят жить среди чеченцев, а настаивают на передаче этих поселений в состав Казбековского района. Вникнув в проблему, я понял, что аварцы действительно отозвали свои подписи под согласительным протоколом, только не с течением времени, как мне сказали, а спустя несколько дней, после того как Р. Хасбулатов, занимавший в то время пост председателя ВС РСФСР, в интервью одной из газет подписание протокола оценил как согласие аварцев на вхождение в восстанавливаемый Ауховский район. Отзыв подписей со стороны аварцев является не нежеланием совместного проживания, а отказом от хасбулатовской трактовки пунктов протокола. К тому же в с.с. Ленинаул и Калининаул (не Новолакского, как я написал, а Казбековского района) они составляют более 2/3 населения. И как от истинных интернационалистов идея о совместном проживании исходила именно от аварцев, а чеченская сторона изначально была против этого.

К тому же пункт 3 протокола гласит, что Верховный Совет РСФСР на текущей сессии принимает Закон «О реабилитации депортированных народов и их представителей (до конца октября 1991 года). Появления на свет такого закона вот уже 21 год с нетерпением ждут миллионы людей в стране, в их числе и сотни тысяч дагестанцев, депортированных и их представителей. У меня теперь возникает вопрос: если на протяжении такого периода игнорируется 3 пункт согласительного протокола, стоит ли брать во внимание остальные?

Считаю необходимым цитирование отрывка из письма ныне покойного министра по делам национальностей РД Гаруна Курбанова, написанное в июле 2009 г. в адрес главы МО «Казбековский район» А.Н. Махачева, выражающее позицию руководства республики по данному вопросу: «Уважаемый Абдула Нухиевич! В адрес председателя Народного Собрания Республики М. Сулейманова обратились представители чеченского населения с.с. Ленинаул и Калининаул Казбековского района с просьбой оказать содействие в выполнении ФЗ «О реабилитации репрессированных народов» и решений 3 съезда народных депутатов ДАССР, имея в виду решение вопроса о вхождении данных населенных пунктов в восстанавливаемый Ауховский район. По поручению председателя НС РД Министерство по делам национальностей рассмотрело данное обращение: согласно п. 5. постановления съезда НД ДАССР «О практических мерах по выполнению решений съездов народных депутатов ДАССР и реализации Законов РСФСР «О реабилитации репрессированных народов», восстановление Ауховского района производится в соответствии с действующим законодательством. В данном случае это законы, регулирующие вопросы местного самоуправления, административно-территориального устройства республики.

Согласно данному законодательству, вопросы административно-территориального устройства решаются с учетом мнения населения, проживающего на соответствующей территории.

Этого же требует и федеральное законодательство, регулирующее вопросы местного самоуправления, административно-территориального устройства и реабилитации репрессированных народов, в том числе и территориальной.

Так, в соответствии с Законом РФ «Об установлении государственно-территориального разграничения в Российской Федерации» от 03.07. 1996 г. и Указом президента РФ «О мерах по осуществлению территориальной реабилитации репрессированных народов № 948 от 16.09.1995 г. территориальная реабилитация репрессированных народов осуществляется с «соблюдением прав и интересов других народов, проживающих на соответствующих территориях» и « по согласованию территориальных интересов сторон».

Нарушение же действующего законодательства влечет за собой соответствующее административно-уголовное наказание.

Учитывая изложенное, а также в целях сохранения межнационального мира и согласия в районе просим вас, уважаемый Абдула Нухиевич, провести соответствующую разъяснительную работу среди депутатов районного и сельских уровней, особенно с.с. Ленинаул и Калининаул, представителей Общественного совета чеченского населения о необходимости решения спорных вопросов, только в рамках действующего федерального и республиканского законодательства, используя правовые методы.

И в конце цитата из ответа начальника Управления правительства РД по вопросам переселения и реабилитации репрессированных народов в адрес жителя с. Калининаул А. Магдигаджиева: на ваше обращение в адрес президента РФ Д.А. Медведева Управление правительства РД по вопросам переселения и реабилитации репрессированных народов сообщает, что согласно волеизъявлению аварцев-алмакцев и чеченцев-акинцев Казбековского района постановлением Съезда народных депутатов ДАССР от 23. 07. 1991 года и протоколу согласительной встречи от 24.09.1991 года одобрен вариант совместного проживания этих народов в населенных пунктах Калининаул и Ленинаул Казбековского района. При этом будут неукоснительно соблюдены условия для спокойного совместного проживания аварского, чеченского и другого населения в Казбековском районе.

Багаудин Узунаев