72097518622

Как всем известно, в России две беды: дураки и плохие дороги. Причем плохие дороги, в принципе, перестают быть бедой. Японцы, немцы, корейцы поставляют нам достаточно внедорожников, так что плохие дороги теперь этакое легко преодолимое зло. Хороших дорог как бы можно и не строить.

Теймур Абдуллаев

С дураками же по-прежнему ситуация острая. Они злодействуют в разных местах, с разными намерениями и с разными целями. При этом уровень глупости и разгильдяйства кажется уже константой и никак не уменьшается, хоть тресни. Недавние трагические события в городе Крымске Краснодарского края проиллюстрировали это.

Почему-то некоторые крымчане, да и вообще россияне, сочли виновными в этой трагедии власть предержащую. Крымчан, переживших наводнение и находящихся в шоке, еще можно понять. Им хочется выяснить причину бедствия и найти виновных, которых быть в этом случае не может. Остальных обвинителей я не понимаю. Я никогда не был защитником властных структур, но это обвинение мне кажется абсурдным. Ясно, что губернатор Ткачев и президент Путин не виноваты в наводнении, повлекшем столько жертв. Они, возможно, и виновны в чем-нибудь другом, но уж точно не в этом.

Требование отставки Ткачева после наводнения является абсолютной глупостью. Как можно обвинять кого-то в том, что произошло наводнение, землетрясение, ураган, торнадо, цунами? Губернатор такого огромного региона, каким является Краснодарский край, не может вызвать или предотвратить наводнение. Он, конечно, должен контролировать деятельность структур и служб, в частности МЧС, на вверенной ему территории, но и здесь ошибки, просчеты являются организационными, кадровыми. Отсутствие грамотного менеджмента — беда всей России, беда не сегодняшняя, сиюминутная, а перманентная. У нас отсутствует класс грамотных и ответственных менеджеров, управленцев во всех структурах и министерствах. И в армии, и в МЧС, и в народном образовании, и в финансовых органах есть грамотные и болеющие за дело работники, но они скорее исключение, чем правило, они не составляют класса, системы. Поэтому становятся возможными преступления в вооруженных силах, дисциплинарные, уголовные и финансовые, поэтому материальные средства в стране зачастую используются нецелевым образом, поэтому существует коррупция в средней и высшей школе.

Менять после каждого форс-мажора губернаторов или президентов — глупо и деструктивно. Путин, встречаясь с жителями Крымска, оправдывается, объясняет устройство дамбы Неберджаевского водохранилища, но он как президент и не обязан знать устройство каждого водохранилища или туннеля в стране. Его обязанность — создать систему, при которой руководить постройкой или функционированием любого объекта должны компетентные люди. Прав был все-таки Иосиф Сталин, когда говорил, что кадры решают все.

После того как трагедия уже произошла, должна была проявиться реакция властей. Что-то было сделано, что-то упущено. Что же упущено? По каждому департаменту на все случаи жизни существуют давно разработанные инструкции и методики, согласно которым и надо действовать, чтобы избежать гуманитарной катастрофы. Мы имеем город с населением 57,3 тысячи человек. Надо исходить из того, что помощь нужно будет оказать10% жителей. Соответственно рассчитывается количество медицинских работников, медикаментов, необходимых помещений для оказания помощи. Армия должна предоставить необходимое количество временных убежищ (палаток), организовать трехразовое горячее питание, предоставить личный состав для помощи жителям в расчистке завалов, предупреждения мародерства и т.п. Государственные службы должны немедленно провести первичный учет пострадавших, а финансовые органы — начать первые выплаты компенсаций. Должна быть организована выдача необходимой одежды, переносных электрогенераторов, питьевой воды.

И такие инструкции существуют или должны существовать для каждой службы и структуры — только исполняй. Но почему-то, когда доходит до исполнения этих инструкций, не всегда получается гладко. К примеру, не были завезены препараты для вакцинирования жителей в достаточном количестве. И на этот вопрос пришлось отвечать Путину. Вид у него был довольно растерянный. Ну откуда он мог знать о таких вещах, как обеспеченность вакцинами? Другое дело, что он должен был после этого спросить с того, кто это упущение допустил, что, скорей всего, он и сделал. В целом в подобных ситуациях местные власти бывают не на высоте. Не хватает смелости для принятия исчерпывающих мер, не хватает компетенции. Я говорю не про крымчан, а про все регионы нашей страны.

Если у нас, не дай Всевышний, случится какой-нибудь форс-мажор, будет та же неразбериха. После взрыва на улице Пархоменко пострадавшие так же не могли добиться материальной помощи и компенсаций, по крайней мере, в первые месяцы. Не знаю, как обстояли дела потом. Единственно, мне кажется, что случись беда у нас, то найдется немало обеспеченных дагестанцев, которые будут оказывать помощь простым людям, попавшим в беду. Но эти действия не заменят государственной помощи, да и не должно быть так. После землетрясения 1970 года вся страна помогала Дагестану ликвидировать последствия. Сегодня мы не так богаты и не так сплочены, как тогда, но видно, что жители Крымска не брошены на произвол судьбы. И если сделать поправку на нашу бестолковщину, к которой мы уже привыкли и с которой смирились, то в целом можно сказать, что мы все-таки живем в государстве, а не при анархии, что само по себе вселяет определенный оптимизм.