Свобода — это насущная необходимость, данная нам в ощущениях

Пожалуй, ни одна философская категория не обсуждается в последнее время интеллектуалами так, как понятие Свобода, и то, в какой форме она существует в России. Небольшой период предвыборной оттепели сменился очередной полосой закручивания гаек. И вопрос уже не в том, как расценивать законодательные акты, касающиеся клеветы или ответственности за проведение митингов; вопрос в том, как мы собираемся жить дальше, постепенно лишаясь свобод и прав.

Заур Газиев

Диагноз

Надо говорить прямо, что темы, интересующие интеллектуалов в Москве и в Махачкале, принципиально разные. Впрочем, как и проблемы, которые перед нами стоят. Но тема Свободы актуальна везде. Правда, если в Москве протестуют рассерженные горожане, требующие честных выборов и ухода Путина, то у нас самая протестная часть общества требует строительства клерикального государства и откровенного ухода в дремучее средневековье. Пример изолированного от всего мира Ирана в бессмысленности этого пути клерикалов в Дагестане ничему не учит. Недовольство сегодняшним положением вещей наших протестующих заставляет почему-то искать выходы из ситуации не в движении вперёд к строительству честного государства, где все — от президента до безработного — подчиняются одним правилам, а в движении назад — к какой-то утопической средневековой идее. С другой стороны, нет сомнения, что качество образования или степень невежества, плюс агрессивность и религиозная нетерпимость не позволяют им увидеть выход в движении вперёд на примере стран, построивших своё благополучие на основе справедливого демократического общества.

И как быть в этой ситуации со свободой выбора? Насколько возможно доверять правом выбора того, кто в силу своего невежества не понимает, что экономика не работает от заклинаний «Всевышний нас не бросит», что дороги не строятся сами по себе, больные не выздоравливают без врачей и лекарств? Как быть в ситуации, когда грамотные люди оказываются в меньшинстве? Для меня лично это большой вопрос. Примерно так, как если бы вы спросили, что будет, если шестнадцатилетнюю девочку из благополучной семьи выгнать из дому? Сможет ли она выжить на улице, и какую цену ей придётся за это заплатить? Образованным, успешным человеком она не станет точно, потому что, не обладая навыками выживания, жизненным опытом, пониманием, что первично, а что вторично и так далее, она потратит массу сил и энергии не на развитие, а просто на выживание.

Вот так и дагестанское общество должно дозреть до состояния, когда оно обзаведётся иммунитетом к губительным идеям, которые разворачивают общество в своём движении назад, и люди будут обладать гражданской ответственностью за те решения, которые они принимают. Вопрос о том, как сделать, чтобы общество повзрослело как можно быстрее и переболело детскими болезнями, остаётся открытым. Ибо невежественных людей не могут изменить ни Закон о ТСЖ, ни Закон о местном самоуправлении. Они не просто не в состоянии понять, в чём их сила, они просто бегут от своих возможностей. Им проще жаловаться на жизнь, кричать на всех углах о том, как к ним несправедливы, чем собраться всем вместе и строить свою жизнь, основанную на принципах Закона, Справедливости и Добра. Им просто лень!

Они поступают так, как им проще: ничего не делают и жалуются на то, как порочна власть, которая ими управляет. Они не видят связи между своим нехождением на выборы и несправедливостью, с которой сталкиваются. Они не понимают, что честный человек начнёт двигаться наверх только тогда, когда они оценят, что такое честность вообще, и начнут двигать во власть благородных образованных людей, а не лидеров-полубандитов. Им пока не понять, что честное и справедливое общество не могут построить бандиты, раздающие флешки и разоряющие бизнес. Честное и справедливое общество могут построить только честные и справедливые люди. То, что могут построить жулики и воры, представить себе очень легко.

Уроки взросления

Та несправедливость, которая произошла с Расулом Мирзоевым, — это один из самых нехороших уроков, которые преподнесло нам время за последний период. Мы видим, как несправедливость одерживает верх, нам это больно и обидно. Очевидно, что Расул не хотел убивать Агафонова, что Агафонов, участвовавший в ограблении и каким-то образом отмазанный, не тянет на икону великомученика. Но СМИ, в частности Первый канал, нагнетают вокруг этого несчастного случая истерию. Они намеренно подают Расула законченным убийцей и зверем. Во вторник, 17 июля, прошли два сюжета, которые откровенно будили ненависть к кавказцам. И в ещё одном сюжете в этот же день намекалось на то, что последним видел похищенного главу управы одного из московских районов сторож по имени Мансур. Самое потрясающее во всём этом то, что люди на это покупаются. Мы, кавказцы, становимся главными отрицательными героями нашей страны. Конечно, есть в этом и доля нашей вины, но Москва так увлечена кавказофобией, что уже и поводов не нужно. Мы полагали, что после выборов эти настроения сойдут на нет, однако этот шквал не утихает. И как нам быть в такой ситуации, как убеждать людей, что вся эта ненависть к нам не есть государственная политика, уже и не знаю. Наверное, нужно запастись терпением и просто подождать, пока люди устанут от собственной ненависти. Но история с Расулом Мирзоевым, Шамилём Абуллаевым, когда люди становятся объектом травли СМИ и жертвами несправедливых судебных решений по причине их национальности, весьма поучительна. Я уверен, что есть счета, по которым платят все. А платить за поломанные человеческие жизни придётся высокую цену. Большая и сильная страна могла проявить благородство и понимание, но предпочла встать на сторону мелкомстительных нациков. Когда садишься ужинать с дьяволом, запасись вилкой с длинной ручкой и будь готов, что можешь ненароком стать ужином дьявола.

При этом у нас в Дагестане есть примеры не менее гнусных судебных решений. Про то, как работает Советский (амировский) суд Махачкалы, уже и писать не хочется, едва удерживаешь себя от соблазна плюнуть в рожу судье, который вынес решение оштрафовать наш еженедельник за то, что мы описали ситуацию с застройками в Махачкале. На этот раз отличился не только Ленинский суд в лице судьи Замаданова, осудившего невиновного человека на 11 лет тюрьмы, но и Верховный Суд Дагестана. Если свидетель, выступавший сначала на стороне обвинения, приходит и говорит, что его заставляли оболгать человека, давали ему за это деньги, а судья это даже во внимание принимать не хочет, значит, у судьи в этом деле была конкретная заинтересованность. Не меньше эмоций вызывает и председатель Верховного Суда, который, зная все подробности этого дела, закрыл глаза на неправомерное решение своих судей. И это после того, как два независимых еженедельника отписались по данному поводу. Наплевательское отношение к общественному мнению, игнорирование очевидных фактов, подыгрывание подтасованным следствием фактам стало фирменной особенностью дагестанских судов, и при новом председателе, на мой взгляд, ситуация только ухудшилась. Судя по всему, суды стали вотчиной влиятельных дагестанских чиновников-олигархов, и им нет дела до того, как их решения выглядят со стороны. И новый председатель Верховного Суда в этой ситуации никакой роли не играет. Слишком много дагестанских судьей свободны, к сожалению, не только в принятии решения, но и от совести.

Свободные от приличий

Дагестан, наверное, одно из самых свободных мест в нашей стране. Но у этой свободы есть и другая сторона. К примеру, как объяснить молодому человеку, что свобода, вседозволенность и хамство — не одно и то же. У нашей молодёжи как-то модно выказывать своё пренебрежение к общественности, которая оказывается рядом с ними в какой-то конкретный момент. И это касается всего! Вы бы видели, как некоторые молодые особи принципиально переходят на красный свет светофора или когда две крутые тачки останавливаются посередине дороги и, перегородив движение, начинают общаться, собирая по обе стороны движения хвосты из машин. А недавно произошел случай, когда в ресторане «Океан» молодой человек, не обращая внимания на окружающих, стал разбивать об стену рюмки, бутылки, посуду. После того, как другие посетители ресторана сделали ему замечание, началась драка… В юриспруденции есть такое понятие, как оскорбление действием — у нас это на каждом шагу. И кто будет останавливать таких людей, когда лично мне пришлось просить в голос матерящегося полицейского не делать это хотя бы так громко…

Что нужно делать в таких случаях? Самое неправильное — опускать руки и списывать всё на ментальность. На самом деле нужно разворачивать активную общественную дискуссию и предлагать людям увидеть себя с другой стороны. Мы должны быть строги к тем, кто упорствует в своих пороках, и снисходительны к тем, кто ошибся. Мы, дагестанцы, не самый плохой народ на свете, у нас много хорошего, у нас есть светлые и благородные люди, которые не будут молчать, если поймут, что они будут услышаны. Но пока, к сожалению, у нас громче всех слышно людей с чёрной душой…

В минувшее воскресенье была ограблена автозаправочная станция, что находится у выезда с аэропортовского шоссе на федеральную автодорогу «Кавказ». Было украдено триста тысяч рублей, убиты двое 19-летних операторов. Сначала их застрелили, затем добивали ножами… Сейчас кто-то тратит эти кровавые деньги и полагает, что дальше сможет жить свободно… До этого на заправку приходили флешки с требованием платить…

Свобода — это большой дар тем, кто может сделать добро, и огромная возможность для тех, кто способен творить зло. Свобода — это, пожалуй, одна из основных тем для дискуссий нынешней осени…