Северный Кавказ снова стал эпицентром внимания федеральных средств массовой информации, которые так и жаждут «жареных» фактов, громких инцидентов и сомнительной популярности.

Мурад Абдуллаев

Однако на этот раз кавказцы ничего ужасного не натворили — информационный бум раздули националисты, заявив, что Минкультуры Чечни совместно с националистским движением «Русские» готовятся разработать «Кодекс этики» (или, как его еще называют, «Кодекс чести») для выходцев с Северного Кавказа. В итоге националисты оказались не у дел: руководитель Чеченской Республики опроверг слухи, появившиеся в СМИ, а сами националисты подверглись жесткой критике правозащитников.

Пожалуй, самой резонансной оказалась реакция Дагестана: «Никакой кодекс, особенно разработанный русскими националистами, ничего не даст». Такое мнение уже в первые дни января высказал постоянный представитель Республики Дагестан при президенте РФ Гаджи Махачев. «Мы родились с кодексом чести. Националисты ничего не смогут подсказать нам хорошего, полезного и позитивного. Я считаю, что это неправильное заигрывание с ними».

Желание националистов урегулировать поведение выходцев с Кавказа проснулось весьма неожиданно — новостью «выстрелили» в разгар Нового года, но отвлеченные праздниками россияне просто не могли на нее не отреагировать. Забыв о контроле за собственным поведением, националисты, ведущие, откровенно говоря, «гопнический» образ жизни, неожиданно стали блюстителями правопорядка, ценителями культуры и знатоками этики.

Дагестанцам такая идея тоже не пришлась по нраву — живем-то в правом государстве, во главе угла — буква закона! Какие еще кодексы? Все мы прекрасно знаем, что для всех нас, граждан России, есть один закон — Конституция Российской Федерации. Есть кодексы, законы, иная нормативно-правовая база. Единые этические нормы и принципы, в конце концов! Нарушают порядок, ведут себя неадекватно — ужесточайте КоАП. Пусть с этими нарушителями разбирается прокуратура, но придумывать бредовые кодексы и уж тем более под авторством не менее сомнительных закононенавистников из радикальных шаек — разве это не апогей общественного безумия в нашей стране?

У меня лично интерес вызывает главная фигура «этичного» скандала — националист Дмитрий Демушкин, направо и налево распространяющий лживые слухи о совместной работе над проектом Кодекса с Министерством культуры Чечни. Ложь всплыла сразу — Демушкин же остался на виду у всех. Скажем прямо, Дмитрий — парень далеко не идеального поведения. Человек, которого несколько раз выгоняли из школы, будучи 16-летним подростом, входил в скинхедовскую группировку и был ее самым активным членом. Правда, был ли он ее «культурным» лидером, так и осталось неизвестным. Зато подлинно известно, что к настоящему моменту в отношении Демушкина возбуждено три уголовных дела, которые были объединены в одно производство. 3 мая 2011 года Главным Следственным управлением Следственного комитета РФ было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 282.2 УК РФ («организация деятельности экстремистской организации»).

По версии следствия, «деятельность общественного объединения «Славянский союз», которое и возглавлял Демушкин, несмотря на признание его в установленном порядке экстремистской организацией, до настоящего времени фактически не прекращена. Напротив, в целях избежания уголовной ответственности объединение было переименовано и стало называться «Славянская сила». Фактическим лидером данной организации по сей день остается Дмитрий Демушкин. Вот так «культурно» и «этично» инициативный националист обходил законы. Зато за кодексы берется отважно — видимо, нашел себя в нише источников российского законодательства. Но и это еще не всё. 22 октября 2011 года в отношении Демушкина было возбуждено уголовное дело по двум статьям УК РФ: п. «а» ч.2 ст.282 («возбуждение ненависти либо вражды») и ч. 3 ст. 212 УК РФ («призывы к массовым беспорядкам и к насилию над гражданами»). Вот, оказывается, каким уголовно-тернистым был путь Дмитрия Демушкина к проблемам российской культуры поведения.