В начале недели я вылетал из Москвы в Махачкалу и, проходя регистрацию, сделал интересное наблюдение. На рейсы в другие города стояли ровные очереди, а в Махачкалу — какая-то неорганизованная толпа… Но при этом никто не возмущался, не ругался, не пытался прорваться…

Вели Мехтиев

По приезде домой я задумался об этом. Прежде всего о том, почему очереди образуются? Почему они такие разные, что чувствуют люди, стоящие здесь иной раз часами? Ведь очередь — это вроде движения на дорогах, то есть показатель того, как мы выстраиваем коммуникативные связи.

Разумеется, есть сферы нашей жизнедеятельности, где очереди просто неизбежны. Но уверен, что при грамотной организации процесса ее можно сделать предельно короткой. Наверное, никто не будет оспаривать тот факт, что зачастую наличие очереди напрямую связано с человеческим фактором. Кстати, в тот день в аэропорту был именно такой случай. Молодой человек, сидящий за регистраторской стойкой, старался, но совершал ошибки. И поэтому очередь увеличивалась…

Размышляя о природе человеческого фактора, я пришел к выводу: очередь образуется и тогда, когда люди желают попасть к определенному специалисту, зарекомендовавшему себя в качестве профессионала. Например, к хорошему врачу.

Очередь как фактор высокой оценки значимости и важности человеческой сущности существовала во все времена и останется до тех пор, пока технический прогресс не достигнет той точки, когда нас полностью будут обслуживать роботы.

А вот другая сторона этой проблемы: как ведут себя граждане в очередях. Есть законопослушные и терпеливые, они готовы принять стояние в очереди как необходимость; другие же расталкивают всех локтями, пытаясь прошмыгнуть в заветную дверь. А есть и такие, которые, не смущаясь, преспокойно проходят мимо ожидающих. И опять — все зависит от человека, от наличия или отсутствия у него совести, от его самомнения и так далее.

Я видел, что очереди сближают: незнакомые люди начинают общаться, делятся своими впечатлениями, иногда и проблемами. Возвращаясь к ситуации в аэропорту, замечу, что там была такая очередь: три окошка регистрации, около ста человек в очереди, но ни одного конфликта или выкрика с недовольством в адрес юноши-оператора, руководства аэропорта, даже о правительстве РФ не вспомнили. Все стояли спокойно, мирно, улыбались друг другу. Наверное, все у всех было хорошо. Кто-то возвращается с товаром, кто-то с новой должностью, а кто-то вчера был в Петербурге, посетил Эрмитаж и стоит такой, весь из себя духовный! К сожалению, частое явление — другие очереди, состоящие из мрачных, озлобленных людей, ненавидящих друг друга и тех, кого они дожидаются. А принимающая сторона никуда не торопится, у них свой рабочий день, и как только подойдет минута его конца, они величественно покинут свои кабинеты. Им нет до нас никакого дела! Так вот, у нас в Махачкале именно такие очереди.

Для меня навсегда в памяти останется кадр из видеохроники периода «голодных» очередей и пустых полок в СССР: мужчина, отходивший от прилавка с покупкой, разворачивается и бьет стоящего за ним человека. Кадр страшный, и в нем отражается общее настроение страны того периода.

Но заканчивать статью этим примером я бы не хотел. Вспомню ещё одну очередь. В СССР привезли коллекцию Пикассо. Люди долго ждали открытия, стояли, возмущались. К ним вышел администратор-распорядитель музея и сказал: «Господа, мы ждали эту выставку 40 лет, неужели не подождем еще 40 минут?»