12616463887

Морской театр военных действий Второй мировой войны был наполнен удивительными коллизиями. Одна из страниц истории – трагическая сага о десятидневном рейде германского линкора «Бисмарк», закончившаяся его потоплением. Дорогая военная игрушка Гитлера, линкор вышел в свой первый и последний рейд 18 мая 1941 года с базы Готенхафена (Гдыня) в сопровождении тяжелого крейсера «Принц Ойген».

Теймур Абдуллаев

Это был насыщенный по своему драматизму рейд. 24 мая корабли Хоум Флита Британии вступили в огневой контакт с немцами. Бой с перерывами продолжался в течение четырех суток и закончился гибелью «Бисмарка». Британцы вцепились в немецкий линкор, как свора догов в загнанного медведя, и не выпускали его, пока не потопили. В охоте на «Бисмарк» приняло участие 14 или 15 военных судов, включая линкоры, тяжелые крейсеры, эсминцы, один авианосец и др. Немцы взяли за гибель линкора дорогую цену. После этого боя английский адмирал Джон Тови написал в своих мемуарах, что «Бисмарк» дал самый героический бой при самых невозможных условиях, достойный старых дней имперского немецкого флота, он ушёл под воду с поднятым флагом.

Из 2200 членов экипажа «Бисмарка» англичанам удалось спасти только 115 человек и одного кота. О нем-то и будет дальнейший рассказ.

Кот черно-белого окраса был тайком пронесен на борт «Бисмарка» неизвестным матросом. Так он начал службу на судах ВМФ. После затопления линкора, несколько часов спустя, кот, плававший на обломках такелажа, был замечен английскими моряками с возвращающегося на базу эсминца «Казак» и взят на борт. При этом экипажу эсминца не удалось спасти ни одного человека. Не зная настоящего имени кота (какое настоящее имя может быть у кота, ума не приложу!), английские моряки дали ему прозвище Оскар и записали в судовой журнал в качестве крысолова и корабельного талисмана. Есть такая добрая традиция во всех флотах мира: по просьбе экипажа капитан может разрешить команде держать на судне какое-либо животное.

Служба Оскара на эсминце продолжалась недолго. Через несколько месяцев, в октябре, «Казак», охраняющий очередной конвой, получил два торпедных попадания от немецкой подводной лодки. 157 человек из команды погибли, а само судно потом затонуло. Однако остальная часть экипажа вместе с котом перешла на борт британского эсминца «Легион». Кота после этого назвали Непотопляемый Сэм. Его принял на службу уже третий корабль – авианосец «Арк Ройял». Если бы они только знали, кому предоставляют приют! Уже 14 ноября немецкая подводная U-81 проникла сквозь завесу эсминцев и всадила три торпеды в правый борт авианосца, прямиком под ватерлинию. На английских кораблях не заметили никаких следов лодки, подкравшейся к соединению Н, и выпущенных ею торпед. Почти немедленно «Арк Ройял» начал крениться на правый борт, однако он сохранил скорость в 22 узла. Но вскоре пропала электроэнергия, отказали все средства внутрикорабельной связи. Прежде чем авианосец остановился, крен увеличился настолько, что горизонтальные радиомачты почти касались воды. Было решено не рисковать жизнями моряков и покинуть корабль, который мог в любой момент опрокинуться. К борту авианосца подошли эсминцы, которые за полчаса сняли 1487 офицеров и матросов. При взрыве погиб только один человек. Попытки взять на буксир тонущее судно вновь оказались бесплодными, и «Арк Ройял» затонул в 30 милях к востоку от Гибралтара. Несколько моряков, вместе с Оскаром-Сэмом цеплявшихся за обломки корабля, были подобраны патрульным катером. Выжившие были переведены сначала на эсминец «Лайтнинг», а затем снова на эсминец «Легион», уже участвовавший ранее в спасении Оскара-Сэма.

Надо ли говорить, что и «Легион», и «Лайтнинг» были вскоре потоплены немецкими субмаринами? После этого англичане, наконец, одумались и перестали испытывать судьбу кораблей своего ВМФ и исхода всей войны. Оскара-Сэма списали на берег в Гибралтаре. Некоторое время он прослужил в канцелярии генерал-губернатора Гибралтара, потом его переправили (по суше) в Ирландию, в Белфаст, где он и встретил окончание войны. Кота поместили в приют для животных, в котором он и прожил до 1955 года, скончавшись в возрасте 14 лет. Пять судов, на палубу которых ступала лапа Сэма, упокоились на дне морском. Общее водоизмещение погибших кораблей – 200 000 регистровых тонн.

Мне лично кажется, что кто-то из матросов, еще на «Бисмарке», дал ему пинка под зад, будучи в плохом настроении, что и превратило Оскара в непримиримого пацифиста. С тех пор он стал мстить всем военным морякам, независимо от флага, с помощью какой-то кошачьей магии. После знакомства с историей жизни этой неординарной личности я понял, что надо трижды подумать, прежде чем решиться обидеть проходящую мимо кошку. Кто знает их тайные возможности, хоть мы и на берегу? А вдруг они в отмщение обрушат на обидчика мирно растущее дерево или уронят кирпич прямо на голову с какой-нибудь стройки? Лучше, как говорят французы, не дразнить котов…