8271125922

Дагестан широко отмечает 200-летие своего вхождения в состав России. Вот и 5-я конференция Северо-Кавказской парламентской ассоциации (СКПА), состоявшаяся в этот вторник в Национальной библиотеке Махачкалы, также уделила этой дате львиную долю внимания.

Багаудин Узунаев

На конференцию приехало много гостей, глав и замов глав парламентов соседних с Дагестаном субъектов. Присутствовали депутаты ГД РФ, члены правительства, депутаты НС РД, представители общественности, СМИ. Дагестанскую делегацию возглавлял председатель НС РД Хизри Шихсаидов. Он приветствовал гостей от имени президента РД Абдулатипова и от своего имени, пожелал им плодотворной работы. По новой традиции прозвучали гимны России и Дагестана – и конференция начала работу.

Доклад по основной теме – 200-летие вхождения Дагестана в состав России – прочитала заведующая отделом новой и новейшей истории Дагестана Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, доктор исторически наук Эльмира Далгат. Она последовательно перечислила все этапы вхождения Дагестана в состав России, указала на сложные моменты этого процесса, подчеркнула все преимущества, которые он принес народам горной страны. Главный вывод доклада состоял в том, что вхождение Дагестана в состав России объективно принесло ему больше плюсов, чем минусов. Дагестан благодаря России получил доступ к ценностям европейской цивилизации, к государственной форме существования, рационально устроенной экономике и благам правильного социального устройства. Это был единственный случай в мировой истории, процитировала докладчица историка Рыбакова, добровольного вхождения в состав одного большого государства целой группы малых государственных образований.

Единственный упрек, который прозвучал в ее речи, сводился к тому, что вопрос включения Дагестана в состав России, ставший реальностью после заключения между двумя великими державами, Россией и Ираном, Гюлистанского мира в 183 году, был решен ими без участия самой Страны гор. То есть она как бы была поставлена перед фактом включения в состав России. На бытовом языке в таких случаях используют афоризм: без меня меня женили… Это в последующем привело к осложнениям в их отношениях, завершением чего стала Кавказская война, длившаяся четверть века. Но, возможно, она явилась проверкой прочности этого союза, его органичности для обеих сторон. Как мы видим сегодня, Дагестан действительно выглядит как неотъемлемая часть России, никакие силы уже не смогут вырвать его из ее материнского лона.

На этот аспект указал и депутат ГД РФ, наш земляк Гаджимет Сафаралиев. В качестве лексического подтверждения этого свершившегося факта он предложил навсегда отказаться от выражения  «Дагестан в составе России». «Это выражение уже потеряло свою актуальность, потому что Дагестан на сегодняшний день – это и есть сама Россия, и использование изжившего себя термина не только не отражает реальное положение дел, но и является политически некорректным». Реплика депутата была встречена оживленными аплодисментами.

Среди других вопросов повестки дня стоит отметить решение СКПА о принятии ассоциированным членом в свои ряды парламента Республики Южная Осетия. Делегаты от этой республики с благодарностью встретили это решение, заверили, что Южная Осетия испытывает сильное и естественное тяготение к этому союзу и рассматривает включение в него как серьезное подспорье для укрепления своего экономического состояния и суверенитета.

Небольшая дискуссия вспыхнула в связи решением СКПА о внесении изменений в статью 1 Регламента ассоциации. Пункт, разрешающий расширение состава ассоциации за счет субъектов РФ, было предложено дополнить словами «а также субъектов (территорий), граничащих с Российской Федерацией в пределах СКФО».  Глава парламента КБР Чеченов предложил убрать форму «граничащих», показывая тем самым открытость ассоциации для всех субъектов Кавказа. Конечно, это чисто символический жест, ведь понятно, что Грузия никогда в эту ассоциацию не войдет. Зато это может сделать Абхазия, которая, как прозвучало, активно думает об этом.

После работы конференции делегаты возложили цветы к памятнику Расулу Гамзатову, гордо восседающему в горской бурке на фоне фасада Дагестанского государственного русского театра им. А.М. Горького.