81792519521

О специфике дагестанского законодательства

Буквально за несколько дней до начала месяца Рамазан я стал свидетелем того, как в магазин зашли полицейские и строго-настрого приказали хозяйке срочно убрать алкогольную продукцию с прилавка, аргументируя свое требование тем, что, согласно новому республиканскому закону, по всей территории Дагестана запрещена продажа спиртного в течение всего святого месяца.

Лев Цэров

Действительно, дагестанский парламент принял такой закон на одной из последних сессий. К слову сказать, в соседней Чечне такой закон действует уже давно. Российское законодательство не предусматривает запрета на продажу спиртного, хотя и ограничивает время и место продажи, рекламу спиртного, а также возраст потенциального покупателя.

Однако в целом по стране нигде не принимали закона, который бы запрещал реализацию алкогольной продукции в течение длительного времени, вводя, так сказать, временный «сухой закон».

Одним из начинаний президента России Владимира Путина было указание привести региональные законы в стране в соответствие с федеральным законодательством. И помнится, что при Муху Алиеве и Магомедсаламе Магомедове такая работа проводилась, большое количество дагестанских законодательных норм были приведены в соответствие с федеральными требованиями. Мы сейчас не будем вдаваться в дискуссию по поводу того, насколько федеральные законы должны учитывать региональные особенности,  насколько должна быть велика степень самостоятельности регионов. Это тема отдельного разговора. Будем исходить из того, что российское законодательство едино для всех субъектов Федерации. Без исключений.

Немного странная получается картина. С одной стороны, власть говорит о том, что нужно формировать у дагестанцев общероссийскую идентичность и укреплять общероссийскую ментальность, необходимо бороться с косностью и невежеством; с другой стороны, принимает закон, противоречащий российскому законодательству, подчеркивающий конфессиональную особенность республики.

В то же время власть ведет непримиримую борьбу с хиджабами – атрибутом исламской одежды, пытается воссоздать традиции дагестанской одежды. Власть постоянно говорит о свободе, демократии, гражданском обществе и прочих терминах свободного мира. И в то же время, вроде бы ненавязчиво, но достаточно ясно дает понять республиканской прессе, что больше нужно писать о достижениях, успехах и планах власти по очищению и развитию Дагестана. То есть прессе фактически предлагают стать чуть ли не пиар-менеджерами власти.

Все эти и другие непонятные противоречия ввергают меня в когнитивный диссонанс (это состояние дискомфорта, которое испытывает человек в ситуации, когда одна поступающая информация никак не согласуется с другой). Например, для кого принят антиалкогольный закон? Для мусульман? Но разве настоящий мусульманин, соблюдающий все нормы ислама, позволит себе употреблять спиртное в месяц Рамазан? Ясно, что нет. Более того, шариат однозначно запрещает мусульманам употребление алкоголя. Для правоверного мусульманина алкоголь не существует априори, так же как не является пищей, например, свинина. Ее тоже будем запрещать? Уберем законодательно из продажи все нехаляльные колбасные изделия и прочие «креветки» на время поста?

Другая сторона вопроса. А что, у нас в республике живут одни мусульмане? Вообще-то говоря, Дагестан – поликонфессиональная территория исторически. Здесь всегда жили и сосуществовали представители разных религий. Кроме того, у нас немало людей исключительно светских, есть и атеисты. К нам в республику по делам и на отдых приезжают люди с разных концов России и из-за рубежа. Как быть им с этим законом? Таким способом мы разовьем туризм в республике? Понятно, что этот закон будут обходить, продавая спиртное из-под полы; любители выпить заранее будут запасаться нужным количеством алкоголя и т.д. Но зачем создавать людям столько проблем? Мне могут возразить, что 95 % населения республики – мусульмане. Согласен. А Россия на 80 % является православной страной. Означает ли это, что в период православных христианских постов должен быть принят закон, запрещающий потребление определенных продуктов по всей территории страны? Понятно, что это глупость.

Мы живем в светском демократическом государстве, где разрешено все, что не запрещено. Никто не может запретить нам верить или не верить, соблюдать или не соблюдать, запрещать или заставлять носить хиджаб и бороду.

Эти свободы записаны в Конституции РФ, но почему-то все время находятся люди, которые то ли ее плохо знают, то ли целенаправленно пытаются ограничить права и свободы граждан. Там, где нарушаются права и свободы даже одного человека, уже нет демократии. Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого.

По моим многолетним наблюдениям, люди у нас в Дагестане всегда с уважением относились к религиям и традициям друг друга. Я не помню случая, чтобы дагестанские христиане праздновали свадьбу в Уразу по той простой причине, что большинство друзей-мусульман не смогут быть на торжестве. Для соблюдения этого и других подобных неписаных правил совместного проживания не нужны никакие ограничительные законы.

P.S. В соседней Чечне масса ограничений: женщинам нельзя ходить в хиджабах, носить короткие юбки, брюки, на голове у всех представительниц слабого пола обязательно должен быть платок, мужчинам нельзя носить длинную бороду, короткие штаны. Разумеется, там существует жесткий запрет на алкоголь.

Однако все эти меры не мешают нашим соседям выезжать в Дагестан за «глотком свободы», ходить в самой современной одежде и загорать на всем дагестанском побережье. Дагестан всегда был свободной республикой, и попытки ввести здесь некие «чеченские» порядки вряд ли принесут пользу.