10333205349

Во что превращают нашу жизнь те, кто отчитывается перед президентом: «у нас всё хорошо»

«Виноград – это Богом данная культура для развития экономики и культуры Дагестана», – это слова академика Наримана Алиева, человека с большой буквы, талантливого виноградаря и необыкновенного труженика. Большую часть своей жизни он отдал совхозу им. Шамсуллы Алиева и поселку Мамедкала, что в Дербентском районе. Однако сегодня всё, что создавалось десятилетиями, катится в пропасть…

Мурад Абдуллаев

До 2007 года, до трагической гибели бессменного директора совхоза им. Шамсуллы Алиева Наримана Алиева и его жены Раисат, поселок Мамедкала, его жители, никогда не боявшиеся работы и содержавшие хозяйство на высшем уровне, можно сказать, процветали. Виноград, который выращивали гектарами, вино, которое знали во всем мире, уютный поселок, в котором были и работа, и порядок, и достаточно развитая инфраструктура.

Сегодня, посетив Мамедкалу, не скажешь, что здесь когда-то бывал министр пищевой промышленности СССР Вальдемар Леин; что в поселке в далеком 1975 году проходил Всемирный (!) семинар виноградарей, на который съехались делегаты почти 30 стран мира; что в 2004 тогдашний министр сельского хозяйства Алексей Гордеев собирался сделать мамедкалинские виноградники кузницей российского виноградарства. Впрочем, в таких обещаниях никто и не нуждался – от безызвестности поселок и производство не страдали.

Новый вектор деградации

Однако этот полет сельхозпроизводства прервали пули, выпущенные убийцами в ноябрьскую ночь 2007 г. Никто в республике не остался безучастным к этой трагедии: пожилых людей, Алиева и его жену, киллеры застрелили прямо в доме, перед экраном телевизора. Эта ночь ознаменовала кончину не только видного государственного и общественного деятеля и его супруги – она ознаменовала начало упадка некогда процветавшего уголка Дагестана. Уже шесть лет в поселке, по сути, нет ни жизни, ни работы; все будто замерло во времени и ожидает чего-то. Судя по всему, худшего, потому что лучше уже не будет, ведь никому это не нужно. Поменялось и руководство когда-то процветавшего совхоза, теперь он называется уже АОЗТ «им. Ш. Алиева».

Но суть не в названии, а в той «начинке». А она нынче непригодна к потреблению. Новый генеральный директор АОЗТ Ахмедхан Курбанов, хоть человек и новый, казалось бы, должен был вдохнуть новую жизнь в производство, однако этого не случилось. Ощущение такое, что последние соки из поселка высосаны. Три года назад в одном известном дагестанском еженедельнике, направо и налево рассказывающем, как нам в Дагестане жить хорошо, вышла статья, где генеральный директор АОЗТ «им. Ш. Алиева» рассказывал экс-президенту республики о том, как, благодаря вводимым методикам, «мертвая лоза после прививки вновь обретает способность давать плоды в течение следующих 20 лет, что значительно экономит расходы на посадку новых виноградников». Такими темпами, которые взяты сегодня, через 20 лет в поселке не останется ни одного виноградника. Очевидно, расходы все же сэкономили: хозяйство продолжает  разваливаться…

Кто виноват? или Что делать? А может, и то, и другое?

Когда-то Мамедкалу не без основания называли «поселком мечты»: светлые дома рабочих, парк, утопающие в зелени улицы, новая школа и стадион, музыкальная школа и школа искусств, торговый центр, больница, поликлиника, аптека, мельница, библиотека. Сегодня мечтают лишь об одном: побыстрее уехать из этой «дыры» (знатный поселок виноградарей, гремевший когда-то на всю страну, теперь только так и называют). Уезжают в поисках работы, так как здесь ее нет. Выпускники школ, поступив в вузы, сюда уже не возвращаются. А возвращаться, собственно, и некуда – рабочих мест давно не открывали, на более-менее «хороших местах» сидят либо старожилы, либо ставленники власть имущих. Развития никакого – всё так же, как и десять, и двадцать лет назад. Людям выбирать не приходится: как-то ведь нужно жить и кормить семью!

Кстати, о людях тут думают в последнюю очередь, даже спрашивать никого не надо, можно просто взглянуть на унылый облик поселка, который на каждом удобном углу местные чиновники называют «поселком городского типа». На самом деле многие деревни выглядят как-то приличнее этого «поселка». Разбитые дороги, не видавшие асфальта лет десять как минимум, скверы и центральный парк, похожий больше на чей-то заросший огород. А самое главное – покосившиеся в разные стороны виноградники, которые здесь теперь мало кому нужны.

Не будем брать греха на душу и говорить о фактах, не имеющих под собой официальной почвы, но судя по тому, что говорят сами мамедкалинцы, скоро земли, где расположены виноградники, будут постепенно распродавать частным предпринимателям. Может быть, оно и лучше: частная собственность развивается нынче гораздо динамичнее и эффективнее того, что пытаются искусственно создать местные чиновники.

Смех сквозь слезы

В мае этого года во время своего очередного проверочного вояжа в южные районы республики врио президента РД Рамазан Абдулатипов посетил и Дербентский район. Приняли его с радушием и должным юждаговским гостеприимством. Теплота приема со стороны местных чиновников во главе с руководителем Курбаном Курбановым была адекватна пониманию того, что в район нагрянули с тем, чтобы «навтыкать по самое не балуй» по причине плохо выполняемых обязанностей…

Но в этих «болотах» еще не такое видывали: показали президенту то, что было удобно, и аккуратно «сплавили» его к соседям-табасаранцам, в Дарваг.

Там, в отличие от провального АОЗТ «имени Ш. Алиева», виноградарство нынче в тренде. Рамазан Абдулатипов осмотрел дарвагские молодые виноградники с внедрением системы капельного орошения. В Дербентском районе, на земле с богатой историей развития виноградарства, никаких виноградников президенту показывать не стали. Повели его на Дербентский завод игристых вин, где с лицемерными улыбками весь чиновничий бомонд района рассказывал президенту, что у них там чуть ли ни адронный коллайдер запускают. Выглядело со стороны все глупо и смешно. А в 20 километрах – картина умирающих виноградников. Странно, почему глава Дербентского района не показал Абдулатипову Мамедкалу? Совхозу имени Ш. Алиева таких гостей, как президент, сам бог велел принимать. Ан нет! Нынче тут «невиноградная погода!»

В Дербентском районе нет никакой политики?

Недавно Абдулатипов снова посетил Дербент, и снова обсуждались вопросы сельского хозяйства и в целом развития аграрного сектора. На этот раз президент был настроен более сурово – как бы ни пытались мэр Дербента Имам Яралиев и глава района Курбан Курбанов что-то связное доложить о «выдающихся» сельхоздостижениях Дербентского района, ничего дельного не получилось. Абдулатипов отрезал: «Никакой аграрной политики здесь нет и не было!» Казалось бы, что в любом другом регионе после этих слов на политической карьере и мэра, и главы районы поставили бы крест. Но Юждаг пообещал исправиться…

Исправиться пора уже давно. Кажется, что все сроки вышли. Дальше некуда! Когда человек не справляется со своими обязанностями, он должен иметь в себе мужество признать это и своевременно уйти. Иначе, как нынче модно говорить, «прилетит вертолет»…

Дербент собирается отмечать юбилей, в город в связи с этим событием приедут многочисленные гости… Но в каком состоянии находится историческая достопримечательность?! Все-таки Дербент – районный центр, куда съезжаются многие люди и по очень важным делам. Вы были когда-нибудь на территории здания Управления соцобеспечения РД по Дербентскому району? Если нет, то вам крупно повезло. Назвать это безобразие неуважением к людям – значит ничего не сказать. Даже в самый солнечный и ясный день прямо перед входом на территорию лужи, грязь, мусор, разбитые загаженные туалеты прямо у входа в госучреждение. Одним словом, пройти по-человечески невозможно! Местные чиновники из окон своих «Кашкаев» ничего не замечают, да и зачем им это? Ну измажется в грязи какая-нибудь старая жительница села Великент, приехавшая в «собес» по срочным делам и еле волочащая ноги. Ну и что? Ничего страшного.

А вот вопрос о том, куда уходят деньги, выделяемые на развитие инфраструктуры города, очень занимательный… Если эту статью читает президент республики, хотелось бы довести до его сведения, что в Дербентском районе нет не только аграрной политики, там вообще политики нет!