3563952014

Каждое изменение властной пирамиды в Дагестане, как и в любом другом регионе России, вызывает бурное обсуждение кадровой политики нового главы, его инициатив, предложений, высказываний и даже отдельных слов.

Замечу, что все руководители Дагестана за последние 20 лет, возглавив республику, говорили правильные, нужные слова, обозначали «болевые точки», предлагали дружно, консолидированно взяться за решение таких проблем, как религиозно-политический экстремизм, безработица, коррупция и т.д., предлагали всевозможные инвестиционные и прочие проекты, которые должны были «заработать».

Даже бегло проанализировав отчетные документы правительства, других ведомств и учреждений, можно заметить, что немало сделано в сфере здравоохранения, образования, экономики, немало уничтожено боевиков, арестовано и осуждено других преступников, построено, проведено, привлечено и все в таком духе.

Скорее всего, это так. Но нет главного – ощущения, что такой тяжелый «воз» как Дагестан, удалось сдвинуть с мертвой точки.

Президент РФ Владимир Путин при назначении врио президента РД Рамазана Абдулатипова отмечал, что за время пребывания на высшей республиканской должности Магомедсаламу Магомедову удалось добиться позитивных тенденций в социально-экономической и общественно-политической сферах. Сегодня глава Дагестана Рамазан Абдулатипов пытается повезти этот «воз» дальше, повезти быстрее, эффективнее, решить конкретные задачи и выдать конкретные результаты, которые от него и его команды ждет федеральный центр.

Дагестанская «кухонная» дискуссия детально обсуждает действия нового руководителя республики, высказывает и одобрение, и критику, и откровенную лесть. Хватает и грязной «желтой» прессы.

Таков сегодня Дагестан. Таков уровень общественного сознания. Таковы приоритеты современной жизни, определяемые зачастую исключительно материальными соображениями, псевдорелигиозными настроениями людей.

Наше общество, весьма аморфное, очень скептически настроенное к власти, привыкшее жить в условиях полукриминальной, коррумпированной реальности, густо сдобренной остатками традиционной культуры и раздвоенного исламского мышления, не может по команде измениться и по-новому взглянуть на мир.

Нужен какой-то посыл, толчок, какое-то воздействие, подкрепленное реальными делами, фактами, результатами.

Глава Дагестана сказал много ярких, эмоциональных, правильных слов; обновил команду; произвел ротацию кадров, может быть, не так радикально, как этого хотелось бы многим; обозначил конкретные задачи и, говорят, заставил министров и чиновников сидеть допоздна на работе. Но здесь нельзя не учитывать следующего: любой человек, назначенный руководителем такой сложной республики, неизбежно сталкнется с историческими и современными реалиями – полиэтничностью, наличием мощных тухумно-клановых и административно-финансовых групп. Недавнее решение Абдулатипова об отставке правительства свидетельствует о том, что далеко не все способны и готовы к настоящей работе, радикальным изменениям.

Процесс очищения дагестанских «авгиевых конюшен» может затянуться надолго. Но даже если единственным результатом деятельности Рамазана Абдулатипова в качестве президента РД будет только начало процесса «очищения» Дагестана, то это уже очень много.

Неслучайно он в самом начале своей деятельности сказал, что прежде всего нужно бороться с косностью, невежеством людей, которые порождают многие сегодняшние проблемы.

К сожалению, об этом свидетельствует и моя педагогическая практика, и мой жизненный опыт. Общеизвестно, что дагестанцы всегда любили учиться, ценили книгу, Дагестан в прошлом был поставщиком духовных и просвещенных кадров для Северного Кавказа, а по количеству духовных учебных заведений, начальных школ, по проценту грамотности, по признанию известного ученого-филолога Услара, превосходил и показатели Российской империи.

Все прекрасно понимают, что любовь к родине, патриотизм, интернационализм, толерантность, уважение к своей и к другим культурам закладываются с детства, со школьной скамьи.

Между тем у нас в Дагестане наблюдается весьма формальное отношение к родной истории и культуре. Есть профильные министерства, общества, учреждения, комитеты и прочие организации, занимающиеся этой сферой. Мероприятий хватает. Однако нет внутренней убежденности, понимания того, что у нас одна родина (Дагестан и Россия), что у нас во многом общая культура, общие традиции.

Я не раз поднимал эту тему, но, как говорится, под лежачий камень вода не течет. Попробую еще раз.

В школах республики историю и культуру народов Дагестана изучают мало и плохо, фактически это второстепенные предметы (по ним не сдают экзаменов), в вузах курс «история Дагестана» – второстепенная дисциплина. Более того, в некоторых вузах, на некоторых факультетах историю Дагестана вообще не изучают. О каком воспитании может идти речь, если наша молодежь не знает своей историю, культуры, традиций?! Разве не поэтому многие из молодых людей беззащитны перед различными радикальными идеями, толкающими их на преступления? Почему в Дагестане родная история не заслуживает того, чтобы ее основательно и системно изучали везде – в школах, ссузах, вузах?!

Разве любовь и уважение к своей стране начинается не с любви и уважения к нашему прошлому, нашим подвигам и поражениям, нашим достижениям, государственным деятелям, воинам, ученым, труженикам, врачам и учителям, нашим предкам?! Мне представляется, что каждый нормальный человек должен не абстрактно любить свою малую родину, а конкретно – на фактах, во взаимосвязи дагестанской и российской истории!

Если наши дети и внуки не будут изучать свою историю, культуру, традиции, языки, мы неизбежно потеряем нашу идентичность, растворимся в других этносах, потеряем свое историческое лицо, самобытность. Каждый школьник, каждый студент Дагестана должен знать и уважать свою историю и культуру, еще раз повторюсь, не голословно, сотрясая воздух и ударяя себя в грудь, а реально, фактически, демонстрируя знания и лучшие дагестанские качества.

Нужно сделать так, чтобы дагестанские юноши и девушки обязательно сдавали экзамен по главному предмету – науке любить и уважать свою родину – Дагестан и Россию. Чтобы они знали, кто они, откуда родом, имели бы элементарные представления об истории и культуре народов Дагестана.

Представляется, что сегодня такой экзамен на гражданскую зрелость необходим нашей республике. Кстати, неплохо бы такой экзамен организовать и для всех тех, кто стремится на работу в госструктуры.

Никакими формальными, пусть даже и очень пышными, яркими мероприятиями и празднествами, нельзя воспитать патриота. Здесь нужна постоянная, системная работа с молодыми людьми.

Патриотами не становятся, надев национальный костюм. Патриота надо воспитывать, формировать, выпестовать с малолетства.

Приятно видеть, что руководитель республики Рамазан Абдулатипов понимает и неоднократно подчеркивает значение культурно-исторического фактора в воспитании молодежи и в решении тех громадных задач, которые стоят перед Дагестаном.

И недавний факт создания «Дагестанского культурно-исторического общества» под его председательством является наглядной демонстрацией серьезности намерений – оздоровить морально-психологическую атмосферу дагестанского общества.

Разделяя идеи и цели этого общества, с определенной долей скептицизма замечу, что вопросы сохранения дагестанской идентичности часто тонут в потоке официально-формальных мероприятий, теряя свой истинный смысл.

Мой скромный опыт работы в системе образования подтверждает это. Ни выступления в прессе, на телевидении, ни круглые столы, ни обращения к руководству, даже в высшие республиканские структуры, мало что изменили в простом, но очень важном вопросе: количество часов, отводимых на преподавание истории и культуры народов Дагестана, остается мизерным, а в некоторых случаях они просто не предусмотрены.

Уверен, что для изменения ситуации необходимо решить эту проблему на государственном уровне. Это будет лучшей защитой от проникновения в нашу жизнь чуждых идей, поможет сохранить нашу идентичность, которая активно подменяется псевдокультурным форматом жизни.

Если угодно, то необходимо создавать и возрождать моду на дагестанскую одежду, традиции, музыку, историю.

Нужна новая гуманитарная политика, которая поможет главе республики решать те задачи, которые были обозначены в его программе действий на ближайшие годы. Изучение истории и культуры народов Дагестана должно быть одним из краеугольных камней в деле возрождения образа дагестанца, сочетающего в себе лучшие традиции нашего народа и готового к модернизации жизни.

Дагестанская интеллигенция может и должна сыграть здесь свою позитивную роль. И эту роль лучше всего иллюстрируют слова Рамазана Абдулатипова: «Не количество прочтенных книг, а качество человеческого духа определяет просвещенность и интеллигентность».

Абдулкадыр Омаров, д.и.н., профессор, заведующий кафедрой истории Дагестана ДГУ

 

Подпись под фото: Завкафедрой истории Дагестана ДГУ Абдулкадыр Омаров