Мы можем познавать и оценивать окружающий мир только через себя. Через пять своих органов чувств и с помощью разума, данного нам Всевышним. Только так, другого пути нет.

Теймур Абдуллаев

Есть два постулата, в которых мы уверены, потому что можем подтвердить их своим опытом. Первый, основополагающий, – это тот, что говорит: Я – есть. Не мы, не они, а именно Я. Весь остальной мир может быть иллюзией наших пяти чувств, но Я сам точно существую. Все, что мы видим, слышим, обоняем, ощущаем тактильно, может оказаться обманом наших органов зрения, обоняния, осязания, слуха. В одном только каждый из нас уверен: может быть, этот мир – наша иллюзия, но Я уж точно существую. Это о себе может с уверенностью сказать каждый из нас. Второй постулат говорит нам, что душа наша, если и не вечна, то, во всяком случае, долгосрочней нашего тела. Тело – это, образно говоря, пиджак, который со временем износится до последней нитки. И тут ничего не поделаешь. Миллиарды людей, уже ушедшие из жизни, служат подтверждением этому. Душа живет дольше тела. Одним из подтверждений этому является то, что скорость жизни тела обгоняет скорость созревания души. Наше тело катастрофически быстро стареет у нас на глазах, а сами мы вроде бы по внутренним ощущениям перестаем изменяться.

Я четко запомнил ощущения созревания своей души. В возрасте примерно 35 лет я смирился с собой как таковым. Я, наконец, стал себе нравиться. До этого как-то видел свое несовершенство, хотел измениться в лучшую (как я ее видел) сторону, но, видимо, подойдя к черте названного возраста, я внутренне достиг своего потолка. И большинство людей, у которых я интересовался этим феноменом, подтверждали мои собственные наблюдения. Это ощущение совпадает с наивысшей точкой физического развития нашего тела. В 35 лет тело наиболее совершенно и функционально, душа, видимо, соответствует по своему состоянию телу, потому и неосознанно радуется этой гармонии. Не зря этот возраст, так называемый акматический, считают возрастом пророков.

Далее тело потихонечку начинает спуск с горы: к зрелости, старению и, наконец, к дряхлости. А душа по-прежнему не претерпевает никаких заметных изменений. Я как-то разговаривал со своим 90-летним родственником. «Тимур, – сказал он мне, – я себя ощущаю 16-летним, как будто и не жил». Вот так вот! Богословы утверждают, что в раю все люди будут в возрасте примерно тех же 35 лет. Тогда зачем же мы живем намного больше? Если душа уже более не меняется, чего ждать? Но, видимо, этот увеличивающийся разрыв между стареющим телом и неизменяющейся душой имеет внутренний воспитательный смысл для каждого из нас. У каждого из нас перед глазами десятки примеров, когда мужчины и женщины, жившие в молодости, как бы сказать повежливей, «весело», достигнув определенного возраста, начинали наверстывать пропущенное с молодых лет поклонение Всевышнему. Начинали совершать намаз, хадж и т.д.

Старение тела каким-то образом подталкивает нас к тому, чтобы начать заботиться о душе. Согласитесь, что молодому человеку гораздо трудней контролировать вожделение своей плоти, нежели пожилому, которому сама природа его дряхлеющего тела помогает в этом. Так что нет в нашей жизни места для случайности. Все в высшей степени разумно и обоснованно. По-крайней мере, я так думаю, на основании своего сегодняшнего опыта. Была бы возможность, когда придет мой час расставания с этой планетой, я прислал бы вам весточку оттуда, из-за последней черты. Боюсь, не получится…