139716510760

25 сентября порадовал свою супругу посещением концерта. Именно в этот день состоялось открытие юбилейного 75-го сезона Дагестанской филармонии. К сожалению, концерт проходил не в здании филармонии с ее безупречной акустикой, а, ввиду его аварийного состояния, на альтернативной площадке – сцене Кумыкского драматического театра.

Теймур Абдуллаев

Это был концерт молодого, но уже именитого музыканта. Айнур Бегутов родился 16.04.1979. Он заслуженный артист Республики Дагестан, исполнитель на классической, русской семиструнной гитарах и ренессансной лютне. Он окончил в Махачкале музыкальную школу, музыкальное училище им. Готфрида Гасанова, далее продолжил образование в Казанской консерватории, Академии Гнесиных в Москве. В сентябре 2010 года завершил обучение в аспирантуре Королевской консерватории Брюсселя. Несмотря на сухость фактов, без них не обойтись, это необходимая информация. В музыкальной жизни Махачкалы иногда случаются значимые события вроде концертов Эрика Курмангалиева или Любови Казарновской. Этот концерт был из того же ряда.

В первом отделении солист исполнял музыку испанских композиторов 18 века Х. Родриго и Ф. Морено-Торроба в сопровождении нашего камерного симфонического оркестра под управлением Зарифы Абдуллаевой. Во втором отделении Айнур выступал сольно, исполнив произведения русских композиторов В.С. Саренко, М.Т. Высотского, С.Д. Орехова, К. Васильева, А.А. Агибалова. Словами музыку не опишешь, это нужно слушать. Расскажу по этому поводу маленькую притчу. «Кто из вас знает, как пахнет роза?» – задал учитель вопрос своим ученикам. Все знали. Тогда он предложил: «Расскажите об этом». Никто не сказал ни слова.

Повторюсь, музыку надо слышать. Мне лично больше понравилось первое отделение. Я нечасто бываю на подобных концертах, наверное, поэтому хочется получить больше впечатлений в единицу времени, что обеспечивалось в данном случае сопровождением оркестра. Каждый раз при этом горжусь наличием в республике такого оркестра, как наш камерный.

Это была информация, теперь – эмоции. Исполнители серьезной музыки – это особая каста людей. Они живут вне окружающего времени и пространства, чуть-чуть над ними. Они живут в мире гармонии звуков, в котором материальные блага, политические события или климатические катаклизмы не имеют определяющей роли. Им приходится нелегко среди нас, обычных людей, но ценность этих людей в том, что они своим существованием дают нам ориентиры, показывающие, что особняк на берегу моря или автомобиль престижной марки не все, к чему стоит стремиться.

В мире серьезной музыки нет деления на признанных исполнителей и на музыкантов, не имеющих мировой славы, вернее, это для них не очень важно. Спиваков, Башмет и Ростропович не выше и не ниже, чем Зарифа Абдуллаева, Айнур Бегутов или Станислав Хржановский. Они – в одном дивизионе, говоря футбольным языком. Они своей жизнью осуществляют миссионерскую деятельность, вводя нас в мир звуковой гармонии. Когда-то, в 90-е годы, я оказался в гостях у Станислава Хржановского (ныне, к сожалению, покойного) и Зарифы Абдуллаевой. Мне представляли гостей: вот колоратурное сопрано, вот регент церковного хора (вслушайтесь только в музыку этого звания!), вот солистка по классу флейты. Снаружи их маленькой квартирки бушевали страсти молодого нарождающегося капитализма, межнациональные конфликты, кризисы, политические и экономические, а в их мире этому не придавалось значения. Так отдохнуть душой, как в тот далекий вечер, мне удавалось нечасто.

Я давно уже с удивлением и гордостью замечаю, что у нашей филармонии есть довольно обширная аудитория, которая имеет устойчивую тенденцию к росту. Не раз и не два я видел вечерами на углу Ленина и Дахадаева особенно одетых людей, голосующих проходящим маршруткам. «Домой едут после посещения концерта в филармонии», – понимал я сразу. Взрослые женщины и мужчины с взрослыми дочерями, интеллигентно выглядящие и соответственно ведущие себя. Так и на концерте Айнура Бегутова я с удовольствием любовался этой публикой, которую собрала вместе в одном зале любовь к музыке и к обществу подобных себе. Наверное, это в основном преподаватели, ученые, медики. Люди, которые имели возможность бывать в прошлом на подобных концертах в Москве, Ленинграде, других крупных городах. Жена моего друга Мадина не пропускает подобных концертов. Мужа своего она не мучает (в этом их интересы не совпадают), ходит со своими сестрами, племянницами, дочкой. Несмотря на продолжавшуюся в последние двадцать лет культурную эмиграцию из Махачкалы, подобных любителей еще очень немало, а их подрастающие дети пополняют поредевшую аудиторию. Что мне лично внушает определенный оптимизм.