39841915412

Долгое время смертницами были только чеченки, и главной их задачей была борьба за освобождение Ичкерии от захватчиков. Однако после Марьям Шариповой, совершившей теракт в московском метрополитене, стало очевидным существование женского крыла членов НВФ. Окончательным подтверждением этого стал теракт, устроенный Анной Сапрыкиной, когда был убит Саид Афанди Чиркейский. Наида Асиялова в этом кругу была личностью, известной еще до теракта. Ее уже задерживали за вклеенную в паспорт фотографию в хиджабе…

Амир Гамзатов

21 октября в Красноармейском районе Волгограда на остановке взорвался пассажирский автобус. Первоначально сообщалось, что в автобусе могли взорваться газовые баллоны. Однако вскоре администрация Волгограда объявила, что автобус «ЛИАЗ» был дизельным, газовых баллонов там быть не могло. Сотрудники правоохранительных органов обнаружили на месте происшествия фрагменты взрывного устройства, а также неразорвавшуюся гранату. Взрывное устройство сработало в пассажирском автобусе, переполненном людьми. В результате теракта погибли шесть человек, 40 человек пострадали: из них 31 госпитализирован, 9 находятся на амбулаторном лечении. Состояние троих пострадавших врачи оценивают как крайне тяжелое. Известно, что кондуктору автобуса пришлось ампутировать обе нижние конечности.

Среди пострадавших 14 детей, 12 из них находятся в стационаре. У пострадавших ранения, в том числе нанесенные поражающими элементами, которыми было начинено СВУ, а также ожоги. Самому младшему из пострадавших два года, его жизни ничто не угрожает.

В Следственном комитете сообщили, что бомбу привела в действие смертница из Дагестана Наида Асиялова. Мощность взрыва составила около 500 – 600 г в тротиловом эквиваленте, а взрывное устройство, которое привела в действие женщина, было начинено металлическими предметами – дюбелями. Количество погибших могло быть больше, если бы не элементарная вежливость двух местных девушек. Как рассказала мэр города Ирина Гусева, когда шахидка вошла в автобус, две девушки-студентки, заметив, что у нее перебинтована рука, встали и уступили ей место. Смертница села то ли по инерции, то ли из-за боязни привлечь к себе внимание. Мягкие сиденья, а также стоявшие рядом девушки приняли на себя взрывную волну. Студентки погибли на месте, в буквальном смысле приняв удар на себя. Если бы террористка стояла в проходе, жертв могло быть значительно больше.

***

В Гунибе, откуда родом Наида Асиялова, многие отказываются даже комментировать поступок односельчанки. Тяжело признавать, что страшное преступление мог совершить человек, которого они знали, а кто-то даже дружил с девушкой.

По словам Равзат Асияловой, матери Наиды, она была третьим ребенком в семье и росла скрытной девочкой. Никто не знал, что творится у нее на душе. «Она наивная девочка была. Кто ей голову крутил, это я не могу сказать. Она душу никогда не открывала», –рассказывает Равзат. Первым мужем Наиды был турок. Тогда, по словам матери, в жизни девушки все складывалось хорошо: она была счастлива и приветлива, хорошо одевалась. Однако вскоре муж уехал, а Наида осталась. После встречи с Дмитрием Соколовым, утверждает Равзат, дочь словно подменили: она надела хиджаб и разругалась со всей семьей.

Родители пытались уговорить Наиду одуматься, отказаться от агрессивного исламизма, даже пускали домой лишь при условии, что она снимет хиджаб. Но уговоры родных не подействовали. Последние четыре года Равзат не видела дочь: Наида работала в Москве. Старые фотографии из домашнего архива. На них обычная сельская девушка. Есть даже снимки с празднования Нового года…

***

В Москве Наида Асиялова жила с гражданским мужем, 21-летним Дмитрием Соколовым, уроженцем Красноярска, прописанном в подмосковном Долгопрудном. Там он проживал вместе с родителями в воинской части (отец Дмитрия, Сергей Соколов, – профессиональный военнослужащий). В 2012 году парня объявили в розыск как пропавшего без вести. Родные даже обращались на телевидение в передачу «Жди меня». «Мой сын пропал 2 июля 2012 года, – говорила в эфире от 20 июля 2012 года мать юноши, Ольга Соколова. – Он поехал по делам в Москву. Последний раз, когда я ему звонила, он сообщил, что находится с друзьями. Потом его телефон оказался вне зоны доступа. Больше он не выходил на связь…»

Есть информация, что к ваххабизму Дмитрий Соколов приобщился еще в 2010 под влиянием Наиды. Она училась вместе с Дмитрием в одном из московских вузов. У них начался роман. В итоге Асиялова и завербовала своего возлюбленного, после чего Соколов ушел в террористы – стал подрывником в Дагестане. Сейчас он находится в розыске как боевик. Кстати, силовики говорят, что Дмитрий Соколов проявлял интерес к исламскому экстремизму еще до знакомства с Асияловой.

Правоохранители не исключают, что именно он готовил жену к теракту в Волгограде.

***

Спецслужбы также вычислили других сообщников террористки-смертницы Наиды Асияловой, это двое дагестанцев – Руслан Казанбиев и Курбан Омаров. Оба хорошо известны спецслужбам по серии убийств и терактов в Дагестане, жертвами которых стали 16 человек. Ориентировки на них переданы в Москву и Дагестан.

По оперативным данным, если Соколов еще не успел засветиться в громких уголовных делах, то за его сообщниками Казанбиевым и Омаровым тянется шлейф преступлений. В январе 2012 года в поселке Чапаево Кумторкалинского района Дагестана был расстрелян автомобиль, за рулем которого находился майор полиции Курбан Ахмедов, занимавший должность оперативного оперуполномоченного Центра противодействия экстремизму МВД России. Полицейский скончался на месте, а его убийц найти не удалось.

Однако уже тогда следователи предположили, что к делу могут быть причастны двое боевиков так называемой махачкалинской группировки, главой которой называют «эмира махачкалинского сектора» Арсанали Камбулатова (он же Абу Мухаммад): Руслан Казанбиев, 1988 года рождения, уроженец села Новокули Новолакского района Дагестана; и его ровесник Курбан Омаров, родившийся в селе Кули Кулинского района.

В следующий раз боевики дали о себе знать в мае 2012 года. Тогда в Махачкале произошел двойной теракт на посту «Аляска – 30» в Кировском районе Махачкалы. После этого инцидента полиция уже официально объявила в розыск Казанбиева и Омарова, а вместе с ними еще двух человек – Гусейна Мамаева, 1988 года рождения (по прозвищу «Хамза»), и Расула Меджидова, 1984 года рождения. Розыск ничего не дал, и ориентировки на бандитов так и остались пылиться в районных ОВД Дагестана.

В июле этого года Казанбиев и Омаров отметились в очередном преступлении. На этот раз полиция заподозрила их в двойном убийстве на автозаправке в Махачкале. Тогда, 21 июля 2013 года, убийцы напали на владельца АЗС ТСС Джаная Шаихова и его племянника Джамбулата. Двойное убийство произошло буквально под камерами видеонаблюдения и оказалось заснято. Несмотря на это, оно также не было раскрыто.

***

Шахидка-смертница Наида Асиялова исчезла из поля зрения силовиков несколько лет назад. «Вернувшись в Дагестан из Турции, она спуталась с «джамаатовскими» и на этой почве разругалась с родней, – рассказывает собеседник «Известий». – Она стала как бы «святая», начала носить хиджаб и молиться, а родственникам указывала на то, что они ведут греховный образ жизни. А потом и вовсе выключила телефон. Примечательно, что мужа Асияловой – Дмитрия Соколова – в настоящий момент разыскивают в Волгограде. Следователи подозревают, что он скрывается там, опасаясь выехать из города из-за полицейского усиления.

По данным спецслужб, именно Соколов готовил пояс шахида для Мадины Алиевой, подорвавшей себя 25 мая рядом со зданием республиканского МВД в Дагестане. Жертвами этого теракта стали 12 человек. Предполагается, что он же подготовил СВУ и для подрыва магазина по улице Ярагского в Махачкале. В результате подрыва ранения получили 17 человек.

***

В соцсетях имя Наиды Асияловой ранее упоминалось в связи с заболеванием костей:

«У нее заболевание ротовой полости, cъедание костной ткани, десен…гной выходит из ран, кости ослабевают, зрение ухудшается, так как все взаимосвязано….она не может спать из-за сильной боли, спит по полчаса или по 2 часа в сутки! Ей нужна срочная операция! На операцию нужно около 200 тысяч рублей, – писали о девушке в соцсети. – Эта сестра выросла в детском доме, родители отказались от нее еще в детстве! Она в Москве, зовут ее Наида, ей 28 лет!» Про смертницу известно только следующее: родилась она в Буйнакске, зарегистрирована была в селе Гуниб Гунибского района Дагестана, однако на родине появлялась редко. В основном жила то в Хасавюрте, то в Кизляре, то в Москве, где училась в университете, посещала курсы арабского языка. В ваххабитском подполье, к которому примкнула девушка, она стала известна под прозвищем «Аматурахман». Общение с родственниками, которые идей экстремизма не разделяли, Асиялова прекратила.