112549213797

Историю пишут победители. До Горбачева у нас была одна история, после него – другая. На Украине одна история была до 1992 года, вторая – до Евромайдана, третья началась после того, как Янукович перебрался из Киева в Харьков. Вообще говоря, история – это описание одной непрерывно длящейся гражданской войны, которая иногда протекает в горячей фазе, иногда переходит в холодную.

Теймур Абдуллаев

Наша приватизация, раздел собственности СССР, вторичный ее передел и даже варварская застройка территории нашей родной Махачкалы тоже являются эпизодами этой войны. Человек человеку – волк, никак не иначе, не будем обольщаться. Ошибается тот, кто думает не так. Все наши внутривидовые отношения являются войной всех против всех. Для достижения успехов в ней мы объединяемся в семьи, племена, нации, конфессиональные группы или политические партии.

Гражданская война в послереволюционной России 1917 – 1922 годов казалась мне красно-белой, без каких-либо оттенков. Беднота воевала против угнетателей-белогвардейцев. И правда в моих представлениях была на стороне первых. Российская империя всегда была мутным болотом, лучшим способом жизни в котором было стоять спокойно по горло в воде и не суетиться, не гнать волну. Все виды дворцовых переворотов или народных революций всегда только ухудшали жизнь в стране, начиная со смутных времен и до наших дней. Гражданская революция тех лет имела значительно больше цветов, нежели только красный и белый. Ситуация на Украине иллюстрировала многоцветность исторического полотна.

История с гетманом Скоропадским

Пару недель назад я перечитал булгаковскую «Белую гвардию». После подписания Брестских мирных договоров от 3 февраля и 8 марта территория Украины попадает под контроль немецкой и австро-венгерской армий. Из-за неспособности правительства добиться стабилизации внутриполитической обстановки на Украине и гарантировать выполнение Брестского мира Центральная рада УНР была распущена, провозглашена Украинская держава под руководством гетмана Павла Скоропадского. Это была как бы украинская держава, аналогичная сегодняшней Украине. Интернациональная по составу и достаточно либерально-равноправная по своей сути. Порядок в ней поддерживался, как я уже сказал, германской армией. Немцам после тяжелых окопных боев было приятно оказаться в сытой и практически мирной земле. А наводить «орднунг» они всегда умели. К концу 1918 года к Киеву подступило стотысячное «синежупанное сичевое» войско украинского националиста Симона Петлюры. Для закаленных в войне, хорошо вооруженных германцев этот националистический сброд не был силой, которую стоило принимать всерьез. Но почему-то немцев отозвали из города. Они вывезли гетмана, переодев его в форму майора германского штаба. Вывезли тайком в немецком штабном поезде под защитой тяжелого бронепоезда.

Защищать Киев от Петлюры остались только плохо укомплектованные и плохо вооруженные отряды добровольцев-юнкеров. В их составе оказались и герои повести Булгакова, братья Турбины, их друзья – Шервинский, Мышлаевский, Карась и другие. Руководство ополчения сочло необходимым распустить добровольцев по домам. Столица досталась сечевикам Петлюры без серьезных боестолкновений, практически без потерь. В городе, как это бывает, когда власть берут националисты, прошли еврейские погромы, грабеж населения и прочий беспредел. Спасение через несколько месяцев пришло с севера – из Москвы. Большевики установили советскую власть и восстановили целостность государства. Правда, это заняло еще два года.

Евромайдан – 2014

В эти дни история, как это нередко бывает, повторяется, но не как фарс. Счет погибших на Евромайдане 2014 года идет на десятки. Там, где существует реальная трагедия, нет места фарсу. Несколько номеров назад я писал: «Не хочу вдаваться в обсуждение политических нюансов такого явления, как Майдан, но, видя кадры из Киева четвертой недели января, я не могу избавиться от мерзкого ощущения близкого предательства. Начальство готовится предать своих бойцов, как это обычно и бывает». Это ощущение оправдалось. Янукович предал свой народ, свое правительство, свои силовые структуры, тайно сбежав из города в неизвестном направлении, повторив «подвиг» гетмана Скоропадского. В видеообращении он что-то говорил о своей личной безопасности и гарантиях по отношению к своей семье. Жалкое зрелище! Почему такие ничтожные личности оказываются во главе вроде бы нормальных государств, для меня лично остается загадкой.

Преданные своим начальством бойцы «Беркута» выехали из города, их преследовали оппозиционеры. Их трехмесячное стояние с другой стороны баррикад закончилось бесславно. Власть сбежала, защищать некого, их собственные семьи оказались в опасности, что с ними будет в дальнейшем, неизвестно. Янукович как-то в спешке забыл испросить гарантий безопасности и для них. Да и то сказать, чего там зря напрягаться, они же не его дети…

На сцене появились новые действующие лица. Самое яркое из них – выпущенная на свободу Юлия Тимошенко, в неподкупной честности которой я почему-то не уверен. Другая реально сильная политическая структура – правый сектор Майдана, те самые социальные националисты, которые, я думаю, не захотят удовлетвориться всего лишь кусочком пирога власти. Я не знаю намерений Юлии Тимошенко, но националисты в этом плане выступают с открытым забралом. Их знамя – Степан Бандера, их лозунги – Украина – для украинцев, непримиримость к евреям и «москалям». Мне жутковато видеть, как они набирают силу на политическом поле Украины. Они вынуждены будут запустить Запад в страну, они будут вынуждены брать деньги в МВФ, они вынуждены будут стать частью НАТО, они вынуждены будут попытаться стать вероятным геополитическим противником для российского государства, ближайшего им по крови и вере. Абсурд и ощущение надвигающегося марионеточного театра, в котором будет разыгрываться не детская сказка, а настоящая трагедия.

До Великой Отечественной войны Украина была одной из самых плодородных житниц СССР. Ее индустрия, раньше и сейчас, тесно завязана экономическими и сырьевыми связями с Россией. В Украине развитая тяжелая сталелитейная, металлургическая, станкоинструментальная, авиационная и другие промышленность. Наличие атомной энергетики, кадровый состав которой подготавливается внутри страны, ставит ее в ряд с передовыми государствами. Транзитную значимость ее трудно переоценить. Это древний путь «из варяг в греки», инфраструктура по транспорту энергоносителей – жидких и газообразных углеводородов, железнодорожная и автомобильная магистраль между Россией и Европой. Украина – уникальное государство с сорокамиллионным населением, теплым климатом, крупными портами, судостроительной промышленностью. Стране с такими благоприятными геополитическими и климатическими условиями, с грамотным, образованным и трудолюбивым населением нетрудно возрождаться из пепла, как птица Феникс. Только цена вопроса пока еще неясна. Мы видим пока только начало завязки сюжета.

Мой корреспондент из Киева пишет следующее: «Не верьте, что в Киеве и в Украине хаос и беспредел всеобщий. За исключением 20 числа, когда кто-то пустил слушок про «конец света» и народ ломанулся к заправкам, прилавкам и банкоматам. Но уже на следующий день всем стало ясно, что всего хватает. Особенно обидно слушать про экстремистов и бандитов. Половина страны в прострации, вторая – террористы? Нет у нас погромов, но провокаторы действительно есть. Были, вернее сказать. Народ идет медленно, но уверенно к цели. А цель – перераспределить власть с бандитско-клановой, извините, как есть, системы вертикали на горизонталь. И люди, оставшись без контроля власти, милиции, показали, что нет у нас мародеров. Извините, я не считаю, что захват или поджог казенных домов – это мародерство. Это всплеск эмоций. Но аптек и магазинов никто, как вам рассказывают, не грабит. Народ сам объединился и не позволяет беспредельничать на своей территории. Чаушеску помните? Сегодня в Киеве, после вчерашних парламентских революционных решений и выхода Юлии Тимошенко из тюрьмы, это обалдевание простого народа от увиденного в резиденциях Яныка (Януковича). В Межгорье под Киевом люди за три часа не успевают обойти территорию, это притом, что внутрь основных зданий не впускают отряды самообороны. Чтобы не было соблазнов))) Всем хочется узнать, действительно ли у него золотые унитазы))). На Майдане Незалежности тысячи людей, десятки тысяч. А вчера вечером – и сотни. Майдан – это как бы автономия, есть такое слово, не знаю к месту ли оно, – квинтэссенция желания свободы Украины. Есть постоянный состав, регистрация по сотням, как у казаков. Есть сотники и совет Майдана. Дисциплина железная. На Майдан пьяных не пускают. Есть кухни, медпункт. На площади больше людей пришлых: кто еду, кто одежду приносит. Вот еще одно. Майдан его противники подают, как гадюшник, который киевлянам поперек горла стоит. Это ЛОЖЬ! Практически не кончается поток людей, идущих на помощь и с помощью. Особенно сейчас, когда практически все поняли, что это народное Вече с представителями всей Украины, которые готовы с деревянными щитами и булыжниками идти на пули и с которыми необходимо считаться. Извините, не хочу опускаться до высокопарности, но я до слез горжусь этими людьми». Конец цитаты, как говорится.

Мы

Что мы с этого имеем, вернее, что мы с этого теряем? Так почему-то получается, что дружбой с нашей страной мало кто дорожит на государственном уровне. После перестройки мы как-то с легкостью потеряли дружбу стран Варшавского договора и Совета экономической взаимопомощи. После развала СССР дружбу с нами перестали ценить Грузия, Украина, страны Балтии, страны Центральной Азии. Отношения с Азербайджаном, Арменией, Молдавией тоже оставляют желать лучшего. Исключение составляют отношения с Казахстаном и Белоруссией, и то, вероятно, это заслуга лидеров этих двух стран. Мы очень долго не обозначали своего политического и экономического интереса в делах Украины, хотя обязаны были это сделать перед лицом мирового сообщества уже давно. Боимся, видимо, обвинений в имперском мышлении, хотя это только придало бы нам веса. Украина нам очень полезна, на это я указал выше, но польза эта обоюдна. Никто ведь не будет отрицать ее зависимости от наших энергоносителей и от реально существующей промышленной агломерации. Нам надо пользоваться этими рычагами, а вместо этого мы стыдливо отмалчиваемся и демонстрируем нейтралитет. Сейчас нам необходимо налаживать мостики сотрудничества с теми, кто придет на смену Януковичу…