Рапсодия – это музыкальное произведение, для которого характерно чередование разноплановых эпизодов на народном материале. Присоединение полуострова Крым прибавило хлопот нашему правительству. Почему-то, когда аннексию совершают другие страны, им это дает немалые экономические выгоды. Например, аншлюс Данцигского коридора принес немалые выгоды фашистской Германии в свое время.

Теймур Абдуллаев

В связи с вхождением Крымской области в состав Российской Федерации перед правительством возникли проблемы с обеспечением жителей полуострова технической и питьевой водой. Существует такая проблема, как недостаточность сегодняшних способов обеспечения транспортных потоков в обе стороны, хозяйственных и пассажирских. Существует проблема по обеспечению трудовой занятости населения Крыма и возрождение рекреационных резервов полуострова. Не решен полностью вопрос с обеспечением полуострова электроэнергией.

В бюджете России никаких подобных затрат, естественно, предусмотрено не было и быть не могло, слишком неожиданным оказалось появление нового субъекта Федерации. Деньги, вероятно, будут изыскивать в таких депозитарных программах, как стабилизационный фонд, у частных и зарубежных инвесторов. Задача нелегкая. Очень многие обозреватели в своих материалах предсказывают мрачную картину. Мол, экономика России не выдержит дополнительной нагрузки. Почему-то мы все относимся к новому приобретению, как к очередному региону-акцептору (потребителю), который надо будет «кормить».

Почему-то никто не рассматривает, по крайней мере это не было озвучено, такого варианта развития Крыма, как создание в нем особой экономической зоны. Особая экономическая зона – это ограниченная территория в регионах с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон – решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических.

Я впервые услышал об этом способе развития территорий в конце 80-х годов прошлого века. В тогдашнем Китае было организовано шесть ОЭЗ. Мы только горлопанили о перестройке и гласности, а китайцы уже ее вовсю делали. Одна из таких зон была создана в Шанхае. Ее экономико-юридическая база была такова, что обратила на себя внимание иностранных инвесторов, которые начали размещать свои предприятия, привлеченные облегченным таможенным бременем и дешевой рабочей силой. Начинали с простого, буквально с заводов по производству велосипедов. Это потом подтянулись автомобильные гиганты и высокоразвитые производства в области информационных технологий.

В нашей стране одна из ОЭЗ была создана в Ингушетии в самом начале 90-х годов. Президентом там был в то время Руслана Аушев. Я видел одну телепередачу с его участием, где он рассказывал о перспективах, которые открылись перед республикой. Он воодушевленно говорил корреспонденту: «Приезжайте к нам через год, вы не узнаете столицу» (тогда она была в Назрани). К сожалению, Москва прекратила существование статуса ОЭЗ по неизвестным причинам.

Также существовала ОЭЗ в Калининградской области. Режим зоны позволял ввозить беспошлинно иномарки со всей Европы. В результате область завалили автомобилями иностранного производства. Наши «Жигули» встретить там было практически невозможно. Кроме того, калининградцы импортировали продукты и товары народного потребления из Польши, Литвы, Латвии. Было организовано несколько отверточных предприятий, в частности по сборке автомобилей БМВ, что давало местному населению рабочие места. Кажется, еще это давало возможность для облегченного ввоза в Россию рыбы и морепродуктов.

Одна из самых одиозных и, кстати, эффективных ОЭЗ была на территории Чечни в 90-х, до начала войны. Аэропорт «Грозный» был связан рейсами с Турцией, ОАЭ, другими странами. Коммерсанты из Дагестана, Ставропольского и Краснодарского краев отоваривались на оптовых рынках Грозного и Курчалоя (которые работали в те времена круглосуточно). Я помню, что разница в ценах на товары в Грозном и Махачкале была в 300 %.

В повести-утопии Василия Аксенова «Остров Крым», написанной в середине 70-х годов прошлого века, описывается подобие свободной экономической зоны именно в Крыму. Там присоединение к СССР кончилось для островитян плохо, но сегодня существует уникальная возможность построения в Крыму эффективной и социально ориентированной рыночной модели, которая могла бы послужить хорошим примером остальным регионам России.