161065517272

Глава Дагестана очень часто говорит о том, что нам необходимо развивать туризм. Вероятно на самом деле республика обладает огромными уникальными возможностями. Я рассказал о нашем курорте своему товарищу. Сказал: «Приезжай, хотя бы в море искупаешься, у нас там Роспотребнадзор как раз нашел много бактерий, вызывающих острые кишечные инфекции». Друг, человек не из робкого десятка, побросал вещи в чемодан и приехал греть больную поясницу на солнце и заодно развивать наш туристический кластер.

Сулейман Францев

Морская вода, куда сбрасываются неочищенные канализационные стоки аж с 80-х годов, продолжает радовать отпускника: когда нет денег на Черное море, приходится довольствоваться Каспийским. Товарищ вдвойне счастлив: городской пляж отремонтировали. Только женщины, купающиеся в платьях, джинсах, футболках и длинных юбках, его немного смущают: он признался, что в намокшей одежде вид у дам довольно пикантный.

Наступил месяц Рамадан. В 9 утра в понедельник мне звонит ошарашенный товарищ и недоумевает: «Почему не работают кафе и рестораны? Может быть, еще слишком рано и здешние гастрономические заведения начинают работать позже?» Я молчал, не зная, как бы своим ответом не огорчить проголодавшегося и ни в чем неповинного человека. Но ответить пришлось. Сказать, что друг страдал, – это не сказать ничего. У меня дома питаться он не мог, потому что я человек занятой, а заведения общепита закрыты до 8 вечера.

Мы увиделись с ним в 10 вечера в одном из кафе в центре города. «Ужас, – сказал он, – я не знал, что у вас так заботятся о туристах. За день мне удалось купить какую-то малосъедобную булку, но от голода она показалась мне очень вкусной. А когда я пил воду на улице, прохожие смотрели на меня, как на хулигана, нарушающего общественный порядок самым наглым образом».

В общем, судя по впечатлениям товарища, его туристический визит был испорчен. И я не мог ничего с этим поделать. Просидев в кафе еще несколько часов, мы решили позвонить нашему общему знакомому, который вот уже несколько лет проживает в исламском государстве с развитой системой туризма. «Некоторые заведения у нас работают даже днем – никто не хочет терять клиентов, ведь туристов тут много на протяжении всего года. А те, кто закрывается, весь день работают на доставке, а ночью – в обычном режиме. У нас людей никто не оставит в таком странном положении, как в Дагестане, и не сомневайтесь», – бодро рассказал наш знакомый.

Мой товарищ все принял к сведению и уехал через день домой, напутствуя меня на прощание: в следующий раз надо предупреждать о начале мусульманского поста. В это время он сюда ни ногой! На одного туриста в Махачкале стало меньше. Как обстоит ситуация с остальными, не знаю, может, они терпят.

Я недоумеваю: почему у нас в республике, которая никогда не являлась и все еще (вздох облегчения) не является исламской, где живет так много людей самых разных национальностей и вероисповеданий, в месяц Рамадан закрываются все кафе?! Я знаю подавляющее число приверженцев ислама, которые не соблюдают пост вовсе или же не могут этого делать из-за состояния здоровья. Как всем им быть?

Я вижу, как адекватная часть населения радуется, что в республику, наконец, стали приезжать русские, которые работают тут или просто отдыхают. Что они должны делать в дневное время? Целый день поджариваться на солнце на берегу нашего опасного для здоровья моря? У нас в городе мало развлечений, их практически нет! Хорошо, что стали открываться кафе европейского типа. Так почему они не могут туда пойти?!

Те, кто соблюдает пост, – молодцы, так держать, но вы же можете не заходить в кафе днем, это же так просто! Получается, что кто-то боится и просто не уверен в себе, что не сдержится и зайдет поесть? Почему из-за этого должны страдать остальные?

Каждая религия, в том числе ислам, учит относиться ко всем людям одинаково хорошо и с пониманием. Давайте тогда закрывать кафе и рестораны во время еврейского и христианского постов, давайте не будем есть говядину, потому что в иудаизме корова – священное животное. Так будет честно! В конце концов есть много исламских стран в которых развита туристическая инфраструктура. Египет, Алжир, Эмираты, Турция, Марокко и т.д.там люди почему то считают свой долг Господу отдавать не превращая его в публичное действо.

Подытоживая все вышесказанное, я просто оставлю здесь цитату Рамазана Абдулатипова, которая взята из его интервью: «Дагестан обладает огромными уникальными возможностями, которые в советское время достаточно активно использовались. Тысячи людей, приезжавших в Дагестан, поправляли свое здоровье, украшали своим присутствием республику. Туризм – очень значимая для Дагестана отрасль, развитие которой снимет целый ряд актуальных для республики вопросов, в том числе и наличие экстремистских проявлений. Серьезное внимание уделяется развитию туризма в сформированных 10 приоритетных проектах развития республики. Все это имеет для нас важное имиджевое значение. Это не только экономика, но и политика, культура, это открытость Дагестана».