Ода городу…

193862410553

Город – это первая ступень, на которую поднимается этнос, прежде чем вступить в семью цивилизованных народов, и о степени их цивилизованности можно судить уже по его облику. Устройство отношений в городе – это модель устройства в государстве… Исключений не бывает. Не бывает страны со здоровой экономической и политической системой, где столица застроена как попало, где грязь на улицах. По тому, как относятся в городе к тем или иным социальным группам, мы можем судить и о приоритетах страны. По тому, кому ставят памятники и какие объекты ухожены, мы судим о том, что в этой стране считают важным, а что второстепенным…

Заур Газиев

Город как идея!

И все-таки что такое город? По моему мнению, город – это среда обитания людей, которые движут мир вперед. Это место, которое собирает и растит тех, кто генерирует идеи, по которым мир живет спустя какое-то время. Город – это место для свободных от условностей граждан. Он диктует свои отношения с реальностью. В городе живут люди, которые умеют договариваться о правилах, с помощью которых горожане могут утроить свою жизнь максимально комфортно. Город – это не адрес и не количество жителей, это форма взаимоотношений с реальностью. Одной из особенностей города является то, что разным человеческим характерам он предлагает разные типы отношений с ним: вы можете плыть по течению, можете брать судьбу в свои руки, можете жить в полном одиночестве и черпать вдохновение в пустоте, можете собрать вокруг себя единомышленников и совершить что-то грандиозное.

Город – это другая реальность, нежели село или хутор; человек, живущий в полисе, понимает, насколько это другая среда. Город меняет людей под себя. Если не первое, то второе поколение изменится потому, что, приехав в город, не сможет не освободиться от своих сельских корней на уровне мировосприятия. Город – это иной бег времени; вы замечали: чем крупнее населенный пункт, тем быстрее в нем бежит время. Город – это другая аура, иная энергетика, которая меняет людей, развивая в них какие-то определенные качества, а порою доводя и до совершенства.

Изначально города образовывали люди, которые уходили от работы на земле, потому что стремились делать что-то другое. Они не хотели зависеть от капризов природы, от мнения людей, что их окружают, от условностей, в которых пребывали. В город приходили люди, которые поднимались на новый уровень социального сознания. А еще в город шли за лучшей жизнью, оставляя в прошлом большую родню, землю, которая их кормила, старые привязанности…

Махачкала – это город, который дал кров многим людям. Я не считаю, что это худший город на земле. Но, к сожалению, он никогда не развивался как полис, принадлежащий гражданам. Вырастая у железнодорожной станции, он развивался как некий перевалочный пункт, а не как город со своим духом, идеей, традициями. Нахождение здесь харизматичных людей не говорит о том, что городская среда поощряла их или давала пищу для развития. Они существовали, скорее всего, вопреки, нежели благодаря полису. Поэтому сопли и слюни по поводу города, который был, – всего-навсего унылые и скучные стенания по поводу того, чего не было. Да, были люди с их историями, но города в классическом понимании не было! Махачкале всегда не хватало класса городской интеллигенции с культурными традициями, с культом образования и правилами приличия. Махачкале всегда не хватало слоя граждан со своей позицией, которые стояли бы на страже интересов полиса. Это стало очевидным, кода активно вырубались зеленые зоны, когда старинные дома сносились или обезображивались современными пристройками. Понятно, что рост города – это всегда утрата каких-то привычных вещей, но чтобы это приобретало такой варварский вид, как это случилось у нас, трудно себе еще где-то представить!

Начиная с пятидесятых годов, молодежь за образованием и работой спускалась с гор в Махачкалу. Небольшой город с большим процентом русского населения показывал примеры поведения и обтесывал горцев. К семидесятым годам приток переселенцев увеличился. Однако город справлялся. В девяностые при оттоке русскоязычного населения новую волну прибывших окультуривать было уже некому…

Дьявол в деталях…

Бандитские девяностые с их стрельбой положили начало той Махачкале, которую мы знаем сейчас, – с ее градостроительным хаосом, коммунальным бардаком и дорожным адом. Как только строить стало выгодно, у нас начали подниматься дома. Без соблюдения элементарных норм, без понимания того, как дом должен быть вписан в генплан города, возводились здания, архитектурная ценность которых весьма сомнительна. Мэр, которого прозвали Тротуарычем (как выяснилось позднее, несправедливо прозвали, потому что тротуары при нем все-таки существовали!), продавал аккуратно и по мелочи. Однако его хотя бы время от времени посещало чувство стыда. Если учесть, какие это были времена, то явление это совершенно уникальное! Говорят, что братки в свое время врывались к нему в кабинет и требовали тот или иной объект. В общем, при первой же возможности он соскочил, даже кандидатуру свою на выборы не выставил. Можно только представить, как ему тогда осточертела Махачкала с ее брутальными персонажами! Выборы 1998 года, на которых мэром был избран Саид Амиров, стали первыми и последними конкурентными выборами в столице Дагестана.

Победа Саида Амирова над Шируханом Гаджимурадовым стала символом победы людей с криминальным прошлым, рвущихся во власть, над аппаратчиками. Лозунг, под которым к власти шел Саид Амиров, – «Махачкале – законность, порядок и благополучие». Через несколько лет он воспринимался как издевка. Кто стал воплощением закона и какой порядок навел в городе Саид Амиров, все хорошо помнят. Конечно, поначалу он начал чистить и приводить город в порядок. Но вскоре все кончилось продажей всего, что могло быть продано. До этого на выборах агитаторы убеждали в том, что Саид Амиров богат и деньги ему не нужны, поэтому он будет работать честно…

Именно на примере Саида Амирова мы увидели: любовь к деньгам растет прямо пропорционально их количеству. Это был очень сильный и волевой человек, но он был представителем сельской ментальности – он не понимал и не любил этот город. Махачкала была для него трофеем, добычей, источником дохода, игрушкой, фетишем, но вовсе не тем, чем должен быть город для своего градоначальника. В итоге самый большой непоправимый урон Махачкале уже нанесен: городу придется еще очень долго выбираться из амировского наследия. Широкие улицы с предусмотренной зеленой зоной сужались для того, чтобы на обочину воткнуть многоэтажки или магазины. Но проблема даже не в этом, а в том, как формировались новые кварталы. Заселяясь достаточно компактно в пригородах и не имея доступа к культурным потокам, население продолжало оставаться, по сути, сельским людом, для которого город стал просто адресом проживания. Их дети ходили в плохие школы на окраине и на борьбу. Они сами торговали на рынках и строили большие дома, не заботясь о среде проживания. Потом они и их дети становились электоратом для миссионерской деятельности экстремистов. При очень низком уровне образования у этих людей не было никакого иммунитета к подобного рода деструктивным мемам. По вине градостроительной политики Амирова в Махачкале непростительно мало зеленых зон, новых кварталов многоэтажной застройки городского типа. Цена на квадратные метры слишком высока для региона с такой неразвитой экономикой; возможно, это объясняется и тем, что складывается она из коррупционной составляющей: взятки, откаты, подарки. Застройщик перекладывает все эти расходы на плечи покупателей. А ими оказывается либо средний класс, либо небогатая молодежь, так как у богатых уже давно есть свои особняки или элитные квартиры. Квартирный вопрос стоит прежде всего перед простыми людьми. А тут такая засада!

И снова о важном

Самое дорогое для человека – это дом. Если государство дает мне возможность решить квартирный вопрос, я прощу этому государству все! Для страны, в которую пришли триллионы нефтедолларов, ситуация с демократической многоэтажной застройкой просто аховая. Во всем мире новые городские кварталы формируются следующим образом. Свободные участки разрезаются на квадраты. Делаются примерные проекты. Проводятся коммуникации, дороги, проектируются школы, магазины, медицинские учреждения, почта, детские сады и т.д. Затем куски свободной земли передаются застройщикам, которые, не нарушая генплана города, возводят свои объекты. И только потом квартиры выставляются на продажу. В городе, перенаселенном людьми, землю нельзя использовать как попало. Тем более когда речь идет о месте с таким благоприятным климатом, как Махачкала. Мы могли привлекать в город новые мозги, инвестиции, специалистов, производства, технологии. Но все, что мы смогли сделать, – сформировать живучее экстремистское подполье.

Самое обидное – мы не получили новые городские микрорайоны, ведь именно в таких многоэтажных кварталах формируется городская среда и городская культура. Смешение народов, конфессий, верований, традиций дает молодому человеку, вырастающему в этой среде, понимание того, как разнообразен мир. Человек, родившийся и живущий в этой среде, толерантен и терпелив; он учится воспринимать людей иной культуры адекватно. Именно в таком смешении культур появляется что-то аутентичное и ни на что не похожее. Очень жаль, что Махачкала упустила шанс стать настоящим городом с его многоголосием и полиэтничностью. Русские уезжали, как уезжали и образованные и талантливые этнические дагестанцы. В Махачкале остались только те, кто не мог уехать.

Трагедия в том, что сейчас практически ничего не исправишь. Целые поколения выросли в Семендере, Ленинкенте, Турали, Шамхале, Сепараторном, Новом поселках… И каждый раз, когда я слышу про спецоперации в этих пригородах, я думаю о том, что на самом деле ситуация могла развиваться иначе.

И еще один урок, о котором хотелось бы напомнить. Судьбу города нельзя вручать в руки тех, кто делает его бетонной помойкой. Мир не стоит на месте, и каждый год нашего простоя увеличивает пропасть между нами и остальным миром. Мы уже наделали много ошибок, на исправление которых уйдут годы. Важно хотя бы сейчас двинуться в правильном направлении. В этом городе были грабители, воры, убийцы, были просто проходимцы, но вот чего Махачкале не хватало, так это заботливого, любящего, пусть порой строгого ОТЦА!

На эту тему говорить можно бесконечно, но ограничусь пока этим…

Наши города – это наше лицо. Наше лицо, увы, весьма некрасивое…

 

Подпись под фото: Одна из центральных улиц Махачкалы – 26 Бакинских комиссаров

Ода городу…

164788415414

Город – это первая ступень, на которую поднимается этнос, прежде чем вступить в семью цивилизованных народов, и о степени их цивилизованности можно судить уже по его облику. Устройство отношений в городе – это модель устройства в государстве… Исключений не бывает. Не бывает страны со здоровой экономической и политической системой, где столица застроена как попало, где грязь на улицах. По тому, как относятся в городе к тем или иным социальным группам, мы можем судить и о приоритетах страны. По тому, кому ставят памятники и какие объекты ухожены, мы судим о том, что в этой стране считают важным, а что второстепенным…

Заур Газиев

Город как идея!

И все-таки что такое город? По моему мнению, город – это среда обитания людей, которые движут мир вперед. Это место, которое собирает и растит тех, кто генерирует идеи, по которым мир живет спустя какое-то время. Город – это место для свободных от условностей граждан. Он диктует свои отношения с реальностью. В городе живут люди, которые умеют договариваться о правилах, с помощью которых горожане могут утроить свою жизнь максимально комфортно. Город – это не адрес и не количество жителей, это форма взаимоотношений с реальностью. Одной из особенностей города является то, что разным человеческим характерам он предлагает разные типы отношений с ним: вы можете плыть по течению, можете брать судьбу в свои руки, можете жить в полном одиночестве и черпать вдохновение в пустоте, можете собрать вокруг себя единомышленников и совершить что-то грандиозное.

Город – это другая реальность, нежели село или хутор; человек, живущий в полисе, понимает, насколько это другая среда. Город меняет людей под себя. Если не первое, то второе поколение изменится потому, что, приехав в город, не сможет не освободиться от своих сельских корней на уровне мировосприятия. Город – это иной бег времени; вы замечали: чем крупнее населенный пункт, тем быстрее в нем бежит время. Город – это другая аура, иная энергетика, которая меняет людей, развивая в них какие-то определенные качества, а порою доводя и до совершенства.

Изначально города образовывали люди, которые уходили от работы на земле, потому что стремились делать что-то другое. Они не хотели зависеть от капризов природы, от мнения людей, что их окружают, от условностей, в которых пребывали. В город приходили люди, которые поднимались на новый уровень социального сознания. А еще в город шли за лучшей жизнью, оставляя в прошлом большую родню, землю, которая их кормила, старые привязанности…

Махачкала – это город, который дал кров многим людям. Я не считаю, что это худший город на земле. Но, к сожалению, он никогда не развивался как полис, принадлежащий гражданам. Вырастая у железнодорожной станции, он развивался как некий перевалочный пункт, а не как город со своим духом, идеей, традициями. Нахождение здесь харизматичных людей не говорит о том, что городская среда поощряла их или давала пищу для развития. Они существовали, скорее всего, вопреки, нежели благодаря полису. Поэтому сопли и слюни по поводу города, который был, – всего-навсего унылые и скучные стенания по поводу того, чего не было. Да, были люди с их историями, но города в классическом понимании не было! Махачкале всегда не хватало класса городской интеллигенции с культурными традициями, с культом образования и правилами приличия. Махачкале всегда не хватало слоя граждан со своей позицией, которые стояли бы на страже интересов полиса. Это стало очевидным, кода активно вырубались зеленые зоны, когда старинные дома сносились или обезображивались современными пристройками. Понятно, что рост города – это всегда утрата каких-то привычных вещей, но чтобы это приобретало такой варварский вид, как это случилось у нас, трудно себе еще где-то представить!

Начиная с пятидесятых годов, молодежь за образованием и работой спускалась с гор в Махачкалу. Небольшой город с большим процентом русского населения показывал примеры поведения и обтесывал горцев. К семидесятым годам приток переселенцев увеличился. Однако город справлялся. В девяностые при оттоке русскоязычного населения новую волну прибывших окультуривать было уже некому…

Дьявол в деталях…

Бандитские девяностые с их стрельбой положили начало той Махачкале, которую мы знаем сейчас, – с ее градостроительным хаосом, коммунальным бардаком и дорожным адом. Как только строить стало выгодно, у нас начали подниматься дома. Без соблюдения элементарных норм, без понимания того, как дом должен быть вписан в генплан города, возводились здания, архитектурная ценность которых весьма сомнительна. Мэр, которого прозвали Тротуарычем (как выяснилось позднее, несправедливо прозвали, потому что тротуары при нем все-таки существовали!), продавал аккуратно и по мелочи. Однако его хотя бы время от времени посещало чувство стыда. Если учесть, какие это были времена, то явление это совершенно уникальное! Говорят, что братки в свое время врывались к нему в кабинет и требовали тот или иной объект. В общем, при первой же возможности он соскочил, даже кандидатуру свою на выборы не выставил. Можно только представить, как ему тогда осточертела Махачкала с ее брутальными персонажами! Выборы 1998 года, на которых мэром был избран Саид Амиров, стали первыми и последними конкурентными выборами в столице Дагестана.

Победа Саида Амирова над Шируханом Гаджимурадовым стала символом победы людей с криминальным прошлым, рвущихся во власть, над аппаратчиками. Лозунг, под которым к власти шел Саид Амиров, – «Махачкале – законность, порядок и благополучие». Через несколько лет он воспринимался как издевка. Кто стал воплощением закона и какой порядок навел в городе Саид Амиров, все хорошо помнят. Конечно, поначалу он начал чистить и приводить город в порядок. Но вскоре все кончилось продажей всего, что могло быть продано. До этого на выборах агитаторы убеждали в том, что Саид Амиров богат и деньги ему не нужны, поэтому он будет работать честно…

Именно на примере Саида Амирова мы увидели: любовь к деньгам растет прямо пропорционально их количеству. Это был очень сильный и волевой человек, но он был представителем сельской ментальности – он не понимал и не любил этот город. Махачкала была для него трофеем, добычей, источником дохода, игрушкой, фетишем, но вовсе не тем, чем должен быть город для своего градоначальника. В итоге самый большой непоправимый урон Махачкале уже нанесен: городу придется еще очень долго выбираться из амировского наследия. Широкие улицы с предусмотренной зеленой зоной сужались для того, чтобы на обочину воткнуть многоэтажки или магазины. Но проблема даже не в этом, а в том, как формировались новые кварталы. Заселяясь достаточно компактно в пригородах и не имея доступа к культурным потокам, население продолжало оставаться, по сути, сельским людом, для которого город стал просто адресом проживания. Их дети ходили в плохие школы на окраине и на борьбу. Они сами торговали на рынках и строили большие дома, не заботясь о среде проживания. Потом они и их дети становились электоратом для миссионерской деятельности экстремистов. При очень низком уровне образования у этих людей не было никакого иммунитета к подобного рода деструктивным мемам. По вине градостроительной политики Амирова в Махачкале непростительно мало зеленых зон, новых кварталов многоэтажной застройки городского типа. Цена на квадратные метры слишком высока для региона с такой неразвитой экономикой; возможно, это объясняется и тем, что складывается она из коррупционной составляющей: взятки, откаты, подарки. Застройщик перекладывает все эти расходы на плечи покупателей. А ими оказывается либо средний класс, либо небогатая молодежь, так как у богатых уже давно есть свои особняки или элитные квартиры. Квартирный вопрос стоит прежде всего перед простыми людьми. А тут такая засада!

И снова о важном

Самое дорогое для человека – это дом. Если государство дает мне возможность решить квартирный вопрос, я прощу этому государству все! Для страны, в которую пришли триллионы нефтедолларов, ситуация с демократической многоэтажной застройкой просто аховая. Во всем мире новые городские кварталы формируются следующим образом. Свободные участки разрезаются на квадраты. Делаются примерные проекты. Проводятся коммуникации, дороги, проектируются школы, магазины, медицинские учреждения, почта, детские сады и т.д. Затем куски свободной земли передаются застройщикам, которые, не нарушая генплана города, возводят свои объекты. И только потом квартиры выставляются на продажу. В городе, перенаселенном людьми, землю нельзя использовать как попало. Тем более когда речь идет о месте с таким благоприятным климатом, как Махачкала. Мы могли привлекать в город новые мозги, инвестиции, специалистов, производства, технологии. Но все, что мы смогли сделать, – сформировать живучее экстремистское подполье.

Самое обидное – мы не получили новые городские микрорайоны, ведь именно в таких многоэтажных кварталах формируется городская среда и городская культура. Смешение народов, конфессий, верований, традиций дает молодому человеку, вырастающему в этой среде, понимание того, как разнообразен мир. Человек, родившийся и живущий в этой среде, толерантен и терпелив; он учится воспринимать людей иной культуры адекватно. Именно в таком смешении культур появляется что-то аутентичное и ни на что не похожее. Очень жаль, что Махачкала упустила шанс стать настоящим городом с его многоголосием и полиэтничностью. Русские уезжали, как уезжали и образованные и талантливые этнические дагестанцы. В Махачкале остались только те, кто не мог уехать.

Трагедия в том, что сейчас практически ничего не исправишь. Целые поколения выросли в Семендере, Ленинкенте, Турали, Шамхале, Сепараторном, Новом поселках… И каждый раз, когда я слышу про спецоперации в этих пригородах, я думаю о том, что на самом деле ситуация могла развиваться иначе.

И еще один урок, о котором хотелось бы напомнить. Судьбу города нельзя вручать в руки тех, кто делает его бетонной помойкой. Мир не стоит на месте, и каждый год нашего простоя увеличивает пропасть между нами и остальным миром. Мы уже наделали много ошибок, на исправление которых уйдут годы. Важно хотя бы сейчас двинуться в правильном направлении. В этом городе были грабители, воры, убийцы, были просто проходимцы, но вот чего Махачкале не хватало, так это заботливого, любящего, пусть порой строгого ОТЦА!

На эту тему говорить можно бесконечно, но ограничусь пока этим…

Наши города – это наше лицо. Наше лицо, увы, весьма некрасивое…

 

Подпись под фото: Одна из центральных улиц Махачкалы – 26 Бакинских комиссаров

Нет Комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *