95126612746

Махачкалинская агломерация насчитывает миллион жителей. Сюда относятся, видимо, жители Ленинкента, Нового Хушета, Нового Кяхулая, трех селений на Тарки-Тау и тому подобных поселков-спутников. По территории города протекают две речки – Талгинка и Тарнаир. Признаюсь, это для меня было географическим открытием. Век живи – век учись.

Теймур Абдуллаев

Я обратился к своим любимым Гугл-картам. К тому их варианту, где указаны названия улиц. Обнаружил, что русло Талгинки совпадает живым своим сечением с руслом канала Октябрьской революции (КОР). Видимо, давно была такая речка со своим руслом, устьем, истоком. Канал Октябрьской революции, одетый в бетонную рубашку, проходит через город. В районе вузовского озера у него отбирают часть воды на подпитку накопительного водоема, для отстаивания питьевой воды, которая потом из озера через сеть насосных станций подается в водопроводную сеть города. Кстати, на Гугл-карте отчетливо видно, что вузовское озеро поделено на три акватории. Вероятно, каждая из них имеет свою гидрологическую функцию.

***

Вообще, города возникают только на дорогах (особенно на их скрещениях). И обязательным условием их появления является источник пресной воды. Дагестан в этом смысле является побратимом острова Крым (шучу, Крым – полуостров). У нас и у крымчан некоторые населенные пункты возникали вопреки этим условиям. Я как человек здравомыслящий думал раньше, что наши горные аулы начинались от источника питьевой воды, от родника. То есть первый житель селения строил свою саклю около родника, второй – рядом с ним, но чуть выше по горному склону, третий – еще выше. Потому что так удобней. И, таким образом, старейший дом селения должен был находиться возле источника воды, а новоселы – на самом верху горы. Это логика мирного обывателя с европейским менталитетом. Реальная жизнь ее раскритиковала. Когда я рассказал свою гипотезу бывшему жителю аула Чох, он посмеялся. «Самый первый житель селения, – сказал он, – живет выше всех из соображений безопасности». Оказывается, так защищаться от врагов легче. Я спросил его: «Но ведь женщинам так тяжело ходить за водой, не лучше было бы первым строиться возле родника?» На что он с чисто чохской философичностью заметил: «А кто думал об их (женщин) удобстве?» Махачкала или, как этот населенный пункт называли раньше, поселение Петровское, не имела собственных источников воды. Для обеспечения города водой использовались родники, стекавшие с горы Тарки-Тау. Либо доставляли её специальными поездами(!) из рек Шуринки или Сулака.

С этим абсурдом пытались бороться давно. Сюзерен, которого мы обрели в 19 веке, русский царь, сидящий на троне в Петербурге, старался принести пользу новым подданным. Отрицать это глупо. В горах начали строиться дороги, а на равнине попытались оросить засушливые Приморскую и Терско-Сулакскую низменности. Для этого начали строить канал. Первая попытка строительства канала была предпринята во второй половине 19 века. 1 мая 1875 года под руководством инженера Невинского начались работы по проведению канала от реки Сулак до Петровск-Порта. В 1876 году канал был сооружен на протяжении 45 верст, однако из-за ошибочности расчета трассы строительство канала постигла неудача. В 1882 году работы начались по новому плану, и в 1888 году канал был доведен до города. Через год по каналу была пущена вода, но она дошла только до акведука через реку Шуринку, где была прорвана дамба. Вскоре дамбу восстановили, но выяснилось, что опять была допущена ошибка в расчетах. Канал был заброшен, и вскоре его занесло песком. В 1895 году инженером Рытелем был представлен проект по переустройству канала. Проект был направлен наместнику Кавказа с ходатайством об ассигновании денежной суммы для исправления канала, но работы заморозили из-за нехватки средств.

***

Вторая, уже успешная, попытка была сделана при советской власти. В 1921 году, 11 октября, по завершении подготовительных мероприятий правительством Дагестана был начат грандиозный субботник, положивший начало строительству КОРа и масштабной мелиоративной реформы в Дагестане. Сроки проведения первого этапа работ определялись ко дню предстоящей годовщины Октябрьской революции и к созыву Первого учредительного вседагестанского съезда, открывшегося 1 декабря 1921 года.

В детстве я слышал от взрослых, что канал Октябрьской революции был построен чуть ли не в течение двух недель. Это было преувеличением, но преувеличением небольшим. В течение неполных трех месяцев на канале ежедневно работали 3500 человек, было перемещено свыше 16 тысяч кубометров земли. Землю выбрасывали трехъярусным способом, работали с помощью лопат и кирок. Главным объектом строительства в 1921 году был участок от реки Сулак, где канал пришлось создавать заново. В остальной части – до Шамхала – осуществлялись восстановительные работы. Строительство канала велось под руководством специально созданного Главного штаба, во главе которого стояли инициатор и организатор всех работ Д. Коркмасов и группа талантливых инженеров: В. Эмиров, З. Темирханов, А. Эфендиев, А. Даитбеков. Я порядком удивился, прочитав эти фамилии. В руководителях в наших краях никогда недостатка не было. Каждому дай в руки нагайку и мандат – сразу начинает успешно руководить. Но то, что у нас нашлось достаточное количество инженеров-гидротехников, которые успешно завершили то, что не смогли сделать европейские инженеры, лично в меня вселило чувство гордости.

***

Первая очередь канала имеет протяженность 90 километров и тянется от Сулака до Махачкалы, полностью канал имеет длину 140 километров и доходит до Избербаша. Масштаб и значимость этого сооружения трудно переоценить. Орошение низменности и снабжение водой всех населенных пунктов, расположенных вдоль русла, изменили экономическую ситуацию довольно-таки большого района Дагестана. КОР имеет обычное земляное русло. Но в Махачкале примерно в середине 1970-х годов русло углубили и покрыли бетонными плитами. Я, когда был еще мальчишкой, помню его первозданный вид. Канал был похож на обычную равнинную речку, он был заиленный и неглубокий (десятилетнему ребенку по пояс или по грудь). Здесь мы часто ловили рыбу и купались. Дело в том, что ниже вузовского озера и далее, в сторону Каспийска, он не имел для Махачкалы значения как источник водоснабжения. А пока вода доходила до Каспийска, она успевала очиститься естественным образом.

Сам канал представляет собой обычную биологическую экосистему, как и любая речка. В нем обитают рыбы, планктон, бактерии, водоросли, одноклеточные и многоклеточные. Отличается он от речки тем, что его сток зарегулирован, в любое время уровень можно изменить. И сейчас, видимо, для проведения профилактических работ канал осушают несколько раз в год. Существует в народе мнение, что канал загрязнен, его нельзя использовать как питьевой источник и так далее. Объясняю. Река Яуза, протекающая через Москву и размерами похожая на канал Октябрьской революции, действительно токсична и несет в себе отраву. Это стоки промышленных предприятий, содержащие свинец, кадмий, даже стронций. Москвичи почему-то все равно ловят рыбу в этой реке; не знаю, едят ли ее они сами или кормят кошачье население столицы. В отличие от Яузы КОР несет в себе загрязнения только органического происхождения, которые самоочищаются, протекая через определенное расстояние. Один из показателей чистоты питьевой воды называется «титр Коли». Если он не меньше 24-25 единиц, то вода пригодна для применения в качестве питьевой. 25 единиц – это значит, что в 25 литрах воды не больше одной кишечной палочки Коли (это такой одноклеточный организм, являющийся возбудителем кишечной инфекции). У меня не было возможности проверить «титр Коли» в канале Октябрьской революции, но, если бы он был недопустимым, махачкалинцы не вылезали бы из кишечных эпидемий. Вода из КОРа, приходя в город, отстаивается несколько дней в вузовском озере, потом, проходя через насосные станции, хлорируется, может быть, даже подвергается воздействию ультрафиолетовых ламп.

Кстати, если кто-то не помнит, я замечу, что вузовское озеро было переполнено сулакским илом. В 1980-е годы этот ил был перекачан с помощью землечерпалок на пустырь, расположенный между бывшим таксопарком и православным кладбищем. Этот пустырь имел очень изрезанный рельеф, на нем даже проводились время от времени соревнования по мотокроссу: столько в нем было ям, оврагов и холмов. После перекачки ила это место превратилось в ровную площадку. Сейчас здесь располагается элитный коттеджный поселок, который в народе называют Санта-Барбара.

***

Канал Октябрьской революции одели в бетон примерно в 1975 году, точно не помню. Естественно, любое гидросооружение нуждается в уходе. Мы понимаем, что если построили искусственный канал, то это было необходимо и выгодно. Если выгодно, значит, надо выделять деньги на уход за сооружением. Логично? Да, логично! Но особого ухода за каналом не велось, к сожалению. Мне очень приятно, что, наконец, нынешние власти обратили на канал внимание. Две операции по его очистке, в сентябре и в октябре нынешнего года, конечно же, имели позитивные результаты. Меня немного коробила шумиха вокруг этого дела, но я прекрасно понимаю, что она несла агитационный и воспитательный характер. А наших людей надо агитировать и воспитывать. С этой задачей довольно успешно справляется уже не в первый раз представитель главы республики Алибек Алиев.

Канал Октябрьской революции, протекающий по городу, – это что-то вроде места общего пользования в коммунальной квартире. Если мы люди, а не хайваны, то должны держать места общего пользования в чистоте. Есть решение огородить КОР в городской черте с помощью металлических сеток или чего-то подобного. Полностью согласен. Это самый малобюджетный и наиболее возможный в наших условиях способ. И, конечно, надо разобраться с акведуками, пересекающими канал поперек течения, и канализационными сливами в него.

 

Подпись под фото: За время очистки КОРа спецтехникой из канала было вывезено около 15 тыс. тонн мусора