34767316368

В новостной ленте РИА «Дагестан» я прочитал о принятии на вооружение Российской армии комплекса обмундирования и вооружения под названием «Ратник». «Ратник» – российская боевая экипировка «солдата будущего» – объединяет в себе современное стрелковое вооружение, эффективные комплекты защиты, средства разведки и связи; всего около 10 различных подсистем.

Теймур Абдуллаев

Помимо своей боевой функциональности, она призвана обеспечить эффективную защиту солдата от различных поражающих факторов на поле боя. В комплект «Ратника» входит около 50 различных элементов, включая стрелковое оружие, системы прицеливания, защиты, электронные средства связи, навигации и целеуказания. Первое поколение боевой экипировки «Ратник» начнут испытывать в войсках в декабре 2014 года.

В начале 80-х годов я прочитал в еженедельнике «За рубежом» о разработках НАТО в этой области. Они предполагали полностью оснастить бойца одеждой, защищенной кевларовой «броней» с ног до головы. Тогда еще велись разработки стрелкового оружия под безгильзовый патрон. Спрессованный порох полностью сгорал, выбрасывая пулю из ствола. Отсутствие гильзы экономит время на отведение затвора и выброс отработанной гильзы. Это позволяет увеличить скорострельность и облегчить оружие в целом. Штурмовую винтовку предполагалось оснастить лазерным прицелом. Боец в подобном снаряжении, вероятно, мог бы противостоять взводу солдат, одетых в обычную экипировку и оснащенных обычным оружием.

Развитие военной техники позволило создать, наконец, и нам нечто подобное. В систему «Ратник» ввели защитную экипировку из арамидного волокна, бронежилетов с керамическими пластинами, обладающими высокими степенями защиты. Многослойный облегченный шлем также обладает повышенной прочностью, позволяющей защищать голову бойца. Кроме того, система оснащена цифровыми средствами повышенной защищенности, позволяющими командованию отслеживать нахождение каждого бойца с помощью системы ГЛОНАСС.

Стрелковое оружие будут оснащать различными видами современных прицельных устройств, облегчающих прицеливание в сложных метеоусловиях. На вооружении армий вероятного противника уже существуют подобные устройства. Например, коллиматорный прицел представляет небольшой экранчик, на котором находится красная точка. От стрелка требуется всего лишь совместить эту точку с необходимой целью и нажать на спуск. Нет необходимости, как сейчас на АКМ, совмещать прицельную планку с мушкой, что в несколько раз ускоряет изготовку к стрельбе. Кроме того, «Ратник» будет укомплектован прицелами ночного видения. Система прицеливания оснащается датчиками «свой-чужой», что исключит случайную стрельбу по своим соратникам. Телевизионный прицел, совмещенный с шлемом, позволит вести прицельную стрельбу и наблюдение за полем хоть от бедра, хоть из-за угла.

Много еще чего есть в системе «Ратник». Конечно, стоимость ее будет высока, достаточно остро встанет вопрос живучести электронного оборудования в полевых и боевых условиях. Но то, что «Ратник» создан и уже испытан на стендах и в поле, говорит о том, что нам предлагается не «сырая», а вполне боеспособная система. Мы, наконец, перешагнули из 50-х годов прошлого века в век нынешний. К сожалению, большинство разработок уже существует на вооружении развитых армий других стран, но надо было когда-то начинать и нам.

К сожалению, военные технологии не стоят на месте, существуют и более совершенные системы стрелкового боя, использующие ассиметричный принцип. К примеру, армия США уже сегодня имеет в своем арсенале такие новинки, как боевые роботы (так называемые стреляющие табуретки), то есть на поле, против живой силы, они могут выпускать этих роботов и не рисковать жизнями своих солдат. Кроме того, натовские беспилотные самолеты могут выполнять не только разведывательные функции, но и нести легкие ракеты или бомбы. Беспилотная авиация в несколько сотен раз дешевле обычной. К тому же она трудно достижима для средств ПВО.

Но даже использование старых проверенных систем позволяет при наличии материальных средств успешно воевать с крупными соединениями противника, оснащенного стандартным стрелковым вооружением. Армия Ирака в начале 1990 годов была одной из самых многочисленных (4 миллиона бойцов) и считалась сильной и хорошо оснащенной. Во время операции «Буря в пустыне» генерал коалиции Норман Шварцкопф применил бесконтактную тактику. За несколько дней была уничтожена система ПВО Ирака, полностью основанная на советской технике, а потом в условиях господства в воздухе началась точечная бомбежка иракских целей. Сухопутные силы иракцев были подавлены в основном с помощью гранатометов, дальность эффективной стрельбы была больше дальности индивидуального стрелкового оружия; американские солдаты оказались просто недостижимы для иракских стрелков. Это было дорого по денежным затратам, но эффективно по достигнутым результатам.

Современная война – беспощадное занятие, поэтому экономить на военных разработках – заведомо обрекать себя на поражение. Хорошо, что в нашей армии думают об оснащении бойцов системами, подобными «Ратнику», но нельзя стоять на месте. Не зря древние латиняне говорили: «Si vis pacem, para bellum» – «Хочешь мира, готовься к войне».