Кумыкский протест – это национальное выражение гражданского протеста

Ваш автор на днях получил редкую возможность присутствовать на заседании новообразованного Национального совета кумыков. Вел собрание председатель совета Абсалитдин Мурзаев.

Багаудин Узунаев

Событие вроде бы не республиканского масштаба, да и отношение властей и общественности Дагестана к этому совету тоже неоднозначное… Но ряд обстоятельств, имевших место в данном случае, делает его важным для всех дагестанцев. Особенно для тех, которые критически оценивают позицию новой власти по отношению к протестным настроениям и действиям гражданского общества нашей республики.

Ученые проявляют солидарность

Прежде всего скажем, что в заседании приняли участие несколько видных представителей кумыкской интеллигенции: крупные ученые в области сельского хозяйства, экологии, юриспруденции, статистики. До сих пор этот круг ограничивался лишь дистанционным сочувствием «борьбе» своих соплеменников за нарушенные, как те считают, права кумыков. Сегодня они уже сидят бок о бок с ними. И это что-нибудь да значит…

Конечно, тут сказался растущий день за днем авторитет Абсалитдина Мурзаева, который на наших глазах поднимается до масштабов политика республиканского и даже окружного уровня. Но есть причины и поглубже. Их озвучили и сами высокопоставленные гости заседания.

В первую очередь это неудовлетворенность политикой нового главы Дагестана, особенно в сфере землепользования. И это уже серьезно. Одно дело – недовольство селянина, которого всегда можно обвинить в глупости, в недальновидности, в злостном препятствовании привлечению инвестиций в экономику Дагестана, в общем непонимании благотворности для него политики Абдулатипова. Конечно, плоды ее он пожнет не сразу, а этак лет через 50 -70. Но ведь пожнет же! Однако тут можно Абдулатипову напомнить его собственные слова. Он однажды изрек, обращаясь к своим нерадивым министрам, что умение рисовать светлое будущее – это, конечно, хорошо, но люди, простые люди, хотят нормальной жизни не в далеком будущем, а сейчас и здесь!

Однако в данном конкретном случае ученые участники заседания высказались о двух моментах этой политики: это о попытках власть имущих акционировать ГУПы в Каякентском районе и о ситуации в Карамане.

Схватка за ГУПы

Они, как эмоционально утверждали сами представители этих предприятий и компетентно подтверждали ученые, были созданы в свое время незаконно! С целью огосударствления имущества и земли колхозов. И теперешние попытки акционировать их есть не что иное, как попытка приватизации имущества и земли незаконно созданных ГУПов представителями верхушки. Этого нельзя допускать, считают ученые. Земли ГУПов должны быть переданы муниципальным образованиям. А те сами распределят ее, ориентируя новых владельцев на создание СПК, ЧФХ, других форм частного предпринимательства.

Государство, как выясняется, использует все рычаги, чтобы помешать селянам вернуть свои земли и имущество, незаконно включенные некогда в ГУПы. Такие намерения государства, понятно, не вызывают ни у кого удивления: сегодня граждане уже понимают, что круг персон, олицетворяющих его, уже давно идентифицируют свои личные интересы как государственные. И наоборот: государственные интересы – как свои личные. Удивительно другое: когда государство вдруг проявляет желание помочь селянам в решении этой проблемы. Так, например, случилось в Уллубий-ауле. Там государство в лице г-на Хизри Шихсаидова взялось помочь селянам в деле возвращения земель и имущества их ГУПа муниципальному образованию данного поселения. И действительно помогло: постановлением правительства МО «Уллубий-аул» получило в свое распоряжение 2206 гектаров земли, находившихся до того во владение ГУПа. Однако за рамками постановления остались еще 363 гектара. Причем, по словам представителя Уллубий-аула, из самых лакомых, самых плодородных земель. Прозвучало и мнение, что просматриваются привычные признаки того, что… государство не прочь оставить их за собой. Собравшиеся признали это предположение реальным. В таком случае, не в этом ли и кроется причина столь… противоестественного, что ли, для нашего государства стремления помочь простому человеку?!

Кто-то даже метко отпустил с места, что это, видимо, «откат» – мзда за помощь, оказанную государством уллубий-аульцам. Не буду спорить с этим.

Замазать, чтобы съесть?

Теперь о ситуации в Карамане. Как слышит ваш автор отовсюду, на дагестанцев, которые смотрят телевизор, произвел крайне неблагоприятное впечатление последний прямой эфир с участием главы в рамках приоритетного проекта «Открытая власть».

Во-первых, всех неприятно поразил антураж передачи: все та же горстка лиц, которые жадно ловят любую изрекаемую им «истину»… А за августейшей спиной – то ли цех, то ли ангар с рабочим фабричным шумовым фоном… Что хотел этим сказать Абдулатипов? Что он социалист? Что труд в его глазах стоит выше капитала? Но в таком случае, почему бы ему не уйти из правительства, которое уже открыто называют «правительством капиталистов»? К чему это лицемерие? По крайней мере, простой народ этими приёмчиками не обманешь. Те, кто всеми правдами и неправдами прорвались в коридоры власти, как мы не раз убеждались, так намертво в них вцепились, что, как говорится, за уши не оттянешь.

Да глава и сам это признал, правда, косвенно и через другое СМИ. В одном из последних номеров «Нового дела», говоря о голодающих и их заказчиках, он характеризовал последних как «людей, которых оторвали от корыта». Т.е., если следовать спонтанно высказанному мнению Абдулатипова, власть – это «корыто»?! Вот так новость! Я уже даже боюсь развивать это мнение, хотя так и подмывает спросить: как же называются существа, которые кормятся из корыта?

Да и не худо бы узнать, а чего же вы тогда, сидя там, у «корыта», рассказываете нам сказки про общественное служение, про снедающую вас жажду верой и правдой служить народу? Про готовность принести себя в жертву общественным интересам?

Но я возвращаюсь к караманским. В том же прямом эфире, как излагает его «Новое дело», глава делает заявление, которое ставит в тупик. Оказывается, люди, сидящие в Карамане, на «Черных камнях», занимаются там «черными делами»! «Против них, – цитирую, – возбуждены уголовные дела. Эти люди годами занимаются спекуляцией вокруг земель…» Да… Как тут не вспомнить пословицу: с больной головы на здоровую. Действительно, на «Черных камнях» творятся «черные дела», но творят их вовсе не те, на кого возбудили недавно уголовное дело, не двое бедолаг, Валиев и Магомедов, а целая орда тех, которые, по словам самого Абдулатипова, толпятся у государственного «корыта» и на которых никто не возбуждает уголовных дел, хотя большинство из них этого заслуживают. Причем уже давно…

А глава, переложив все с ног на голову, делает такие заявления, что становится стыдно за него. И не только стыдно. В том же эфире он заявил, что, оказывается, земли, занятые караманскими, «федеральные, и мы не можем отдавать их кому-либо». И на установление этой «истины» Абдулатипову понадобился целый год! Зачем же было целый год морочить голову людям?! Кормить обещаниями, создавать многолюдные комиссии, намекать на свою солидарность с ними? Чтобы в итоге объявить им, что, мол, я умываю руки: отдать вам эти земли – не в моей власти?

Ладно, это можно понять, дагестанцы, особенно горцы, любят пустить пыль в глаза: мол, я все могу, все мне подвластно! Оказывается, не все, оказывается, есть орешки, которые Абдулатипову не по зубам. Это мы понимаем… Но зачем же приличных, честных, богобоязненных людей обзывать «проходимцами», делателями «черных дел», «уголовниками»? Тут уж впору вспомнить дагестанскую пословицу: кошка, когда хочет съесть своих котят, вымазывает их в золе… По-другому объяснить эти беспочвенные обвинения и оскорбления в адрес людей, которые раскрыли и положили на стол власти всю коррупционную картину на «Черных камнях», я не могу.

Голодовка будет продолжена

Хорошо, власть умоет руки и разойдется по своим высоким кабинетам, чтобы продолжить служить общественным интересам… А как же теперь быть с голодающими на Карамане? Ни один из них не собирается отказываться от голодовки, а некоторые даже поклялись: кто сжечь себя, кто вскрыть себе вены, а кто и повеситься, если власть не услышит их крика о помощи. Это подтвердил и присутствовавший на заседании председатель Совета старейшин поселка Тарки Арсланали Зайналов. Более того, по его словам, эти люди собираются продолжить свою акцию сначала в Пятигорске, а затем, если и там не будут услышаны властью, отправятся еще дальше – в Москву!

Национальный совет был един во мнении, что теперь, после стольких трудов и мучений, караманские не могут просто так встать и уйти оттуда. Их не поймут. И не только их соплеменники-кумыки, но и все протестные группы населения Дагестана. Ведь их протест – он национальный только с виду, на самом деле – это социальный протест, выраженный в национальной форме. И это понимают все, кто способен объективно смотреть на события вокруг Карамана.

Как быть с этим? Или Абдулатипов хочет скинуть проблему на окружную власть? Дело в том, что несколько дней назад – после настойчивых обращений Мурзаева, — Караманский лагерь посетили два представителя СКФО: Ведерников, 1-й зам. полпреда Меликова, и Семенов, его помощник. Они были там недолго, но настрой караманских уловить успели; да и вся информация о происходящем уже давно в округе известна как минимум из СМИ.

По не подтвержденным пока данным, в ближайшие дни в Караман, возможно, нагрянет и сам Меликов. И это, возможно, будет для Абдулатипова очень плохой новостью…

 

Фото: Арсланали Зайналов рассказывает о ситуации в Карамане