3833538913

Юлия Латынина, чьи повести и романы мне очень нравятся, как журналист проявляет себя тенденциозным автором. Любит она Навального и Ходорковского, не любит Путина. Тенденциозность – не ангажированность, можно и простить. Но лично меня это раздражает. Зашоренность взглядов автора говорит либо об узости его мышления, либо о том, что она не уважает своих читателей, считая их более примитивными организмами, нежели она сама.

Теймур Абдуллаев

В «Новой газете» она постоянно проявляет эту тенденциозность. На сайте газеты прочитал ее колонку про глупого принца Эдуарда и умного короля Педро (реальные исторические персонажи, жившие в 14 веке). Там описывалась история жизни средневекового кастильского короля Педро, прозванного «Жестоким». Этот король кидал всех, кого мог, предавал, обманывал, убивал, но плохо кончил. Своей колонкой Латынина как бы проводила прозрачную параллель между Педро Жестоким и Путиным. Параллель получилась хилая, но это уже ее трудности!

Мыслить реально

Психологи утверждают, что человек являет собой несколько размещенных друг в друге (по принципу матрешки) сфер. В центре – «Я», осознающая, но бессловесная субстанция. Когда я спросил у своего очень религиозного друга, как разум соотносится с душой, он, секунду подумав, ответил мне: «Разум – это перчатка для души». Мне кажется, очень точная мысль. Разум придает форму душе. Разум проявляется и в виде вербальной, словесной информации. Но слова, произносимые нами, являются самой окраинной сферой нашей личности. Часто слова, которыми мы разбрасываемся, не имеют никакого отношения ни к нам самим, ни к нашим подлинным мыслям и намерениям. В тех же соцсетях собеседники заботятся лишь о том, чтобы выкрикнуть порцию слов, надеясь, что их заметят и посчитают умными, тонкими, знающими людьми.

В реальной, повседневной, жизни нормальные люди не будут до хрипоты спорить друг с другом по украинскому вопросу, или о личности Путина, или о своем главе райцентра. По крайней мере вокруг меня таких людей нет. В моем окружении люди говорят о земных и приближенных к нашей повседневной жизни вещах. «Истина невербальна», – говорят мудрецы. Оценку Путину, главе нашего райцентра или украинской проблеме каждый из нас давно для себя дал. То, что реально изменить мы не в силах, не стоит мусолить в своей голове.

Люди, простые обыватели, всегда мыслили реально, не поддаваясь влиянию демагогического давления СМИ или других методов пропаганды. Доказательство тому – популярность анекдотов про руководителей страны, так называемых «политических» анекдотов. Кстати, мой родственник, работавший в 1970-е годы в ТАСС, говорил, что все политические анекдоты сочиняются в специальном отделе ЦРУ и называются «черной» пропагандой. Меня тогда рассмешило это предположение, но тот факт, что политические анекдоты закончились на Горбачеве после развала СССР, и то, что ни разу я не слышал анекдота про руководителей областного и районного уровней, косвенно это подтверждают.

Доверие и недоверие

85-процентный рейтинг поддержки сегодняшнего президента страны – миф, в который верят только наивные люди. Мы так же не верим процентам голосов на всяческих выборах, потому что не верим власть имущим. У нас нет никаких оснований верить им, исходя из всего опыта предыдущей жизни. При этом мы знаем, что наш президент не херувим с крылышками, но точно так же не херувимы, к примеру Порошенко с Обамой. Вся система государственного устройства, при которой к власти могут придти только олигархи или очень богатые люди, порочна. А именно так обстоят дела, как меня убедили, почти во всех странах мира.

Когда идет скрытое противостояние стран или блоков стран, невозможно высказать мнение, которое будет близким к реальности. Пока нельзя сказать, что идет война между Россией и рядом стран Запада. Но противостояние явное. Все эти «газовые» войны за экспорт углеводородов, конечно же, опасны для нашей экономики. Путин, заняв прошлой зимой определенную позицию, ступил на опасную тропу, но никто не знает, что было бы, если бы он на нее не ступил, если бы проявил полную отстраненность от украинских проблем. Страны Запада почему-то всегда недолюбливали Россию или СССР, хотя она, как мне кажется, редко проявляла признаки агрессивного поведения. Я могу вспомнить только Финскую войну, события в Венгрии, Чехословакии, события на острове Даманском, войну в Афганистане, Южной Осетии. Применение установок залпового огня «Град» по Даманскому, который пытались аннексировать у нас китайцы в 1969 году, на долгие десятилетия отрезвили нашего великого восточного соседа – КНР. Возможно, если бы мы проигнорировали активность США в Афганистане в 1979 году, то потеряли бы больше, чем проявив участие в делах этой страны. Расхожая фраза утверждает, что история не знает сослагательного наклонения.

Я помню руководителей нашей страны от Брежнева до Путина включительно. Ни одного из них нельзя назвать гением, но шапка Мономаха, действительно, тяжела. Ответственность за огромную страну, которая вот уже 30 последних лет только регрессирует, нелегкая ноша. Возможно, на этом посту и должен быть заурядный человек без особых проблесков гениальности, вроде наших последних руководителей. Бесспорно одно – нельзя отождествлять народ какой-либо страны с ее президентом. Президенты приходят и уходят, иногда даже по два раза (шутка), а народ остается.

Мы все всё понимаем: тот, кто считает народ сборищем имбецилов, порядком ошибается. Просто время перемен надо переждать и пережить, если уж тебе не случилось стать олигархом.