105942410960

Никогда не был никем ангажирован. Никогда не был в какой-либо явной оппозиции ни к какому правительству из тех, при которых довелось жить. Ни к российскому, ни к республиканскому. Считаю, что проявление оппозиционности – глупое занятие, все равно от маленького человека никогда ничего не зависело. Но при этом всегда оставлял за собой право на собственное мнение, которое, впрочем, никому не навязывал.

Теймур Абдуллаев

Когда при мне в детстве взрослые говорили, что годы летят стрелой, я не оспаривал это утверждение, но в глубине души просто не верил ему. Как это – стрелой, если каждый день такой длинный, почти бесконечный? Долгое-долгое утро, бесконечный день, длинный вечер. Но прошло каких-то полвека, и мое восприятие времени кардинально изменилось. Годы, действительно, летят стрелой. Нынешний 2014 год уже заканчивается, а у меня ощущение, что он вчера только начался.

Это был емкий на события год. Никчемная Олимпиада, давно уже всеми забытая. Украинский вопрос, порядочно набивший оскомину, осточертевший всем, но при этом превративший нас в страну-изгоя. Вроде Северной Кореи. Война санкций, обрушение рубля и попытки его реанимации. Действительно, много событий. И многие из них позитивными не назовешь.

Не люблю замахиваться на оценку масштабных событий, имеющих глобальное значение. Я живу в маленьком Дагестане. Где бы и что бы ни происходило, меня это интересует только через призму местных событий. Да, Сирия, да, ИГИЛ, да, экономическая лихорадка по всему евразийскому континенту, затрагивающая европейские страны, Россию, дальневосточный регион. Все это верно, но если мы абстрагируемся от внешних событий, то увидим, что для нашей небольшой республики 2014 не был самым неспокойным годом.

За последнюю четверть века мы чего только ни насмотрелись! Локальные военные конфликты вокруг нас: в Нагорном Карабахе, Абхазии, Ингушетии, Чечне, Южной Осетии. Последствия разрухи и восстановление экономик регионов. Клерикализация республики и рост экстремистской активности. Все это мы прошли и пережили, скучно не было – это уж точно!

Я не был сторонником нынешнего главы республики, как, впрочем, и всех предыдущих ее глав. Мне непонятны и не видны результаты деятельности любого из них, может быть, потому что я не был работником бюджетной сферы. Я не вижу результатов обеления экономики и не вижу точек роста в силу того, что не являюсь специалистом в сфере финансов и экономики. Тут я не судья ни одному из наших правителей. Но есть определенные субъективные маркеры, по которым я могу судить о негативности или позитивности каких-то процессов, происходящих в республике.

Последние три года в СМИ и в социальных сетях, которые сегодня имеют не меньшее влияние на умы людей, чем газеты, радио и телевидение, в конце декабря начиналось истеричное обсуждение проблемы празднования Нового года. Дело доходило до распространения листовок, осуждающих всех, кто празднует Новый год; множество людей в дагестанской блогосфере начинали антиновогоднюю агитацию. Это выглядело и смешно, и нелепо, и раздражающе. Такое ощущение, что у дагестанцев все остальные проблемы решены, осталось только для полного счастья покончить с этим праздником. С усилиями, достойными лучшего применения, велись дебаты вокруг этого вопроса. В этом году я ожидал чего-либо подобного и был приятно удивлен, когда, увидев на календаре середину декабря, не обнаружил даже следов прошлогодних споров. Наоборот, на центральных улицах города можно увидеть растяжки, на которых рекламируются предстоящие концерты, приуроченные к встрече этого праздника. То же самое – на телевидении. Планируются концерты, голубые огоньки и тому подобные мероприятия. А на днях Рамазан Гаджимурадович прямо и недвусмысленно указал на необходимость проведения праздничных мероприятий и установки елок в тех местах, которые были для этого определены. Городская администрация тоже внесла свою лепту, наметив конкретных для этого исполнителей. Я испытал чувство облегчения, подобное тому, которое испытываешь, когда что-то, казалось бы, утраченное в твоей жизни навсегда вдруг возвращается. Свобода совести каждого человека в том и заключается, чтобы не заставлять других мыслить по своему образцу, но и не менять своих внутренних убеждений в угоду кому-то.

У меня складывалось стойкое ощущение, что мы не особо нужны Москве, что мы нежеланные дети, своеобразные пасынки, но вот на фейсбучной странице Абдулатипова я прочитал опровержение этому. Правительство РФ приняло постановление «О первоочередных мерах по опережающему развитию Республики Дагестан». Это звучит приятней, чем лозунг: «Хватит кормить Кавказ». Будем надеяться, что эти первоочередные меры позволят сократить тот ужасающий разрыв в уровнях жизни дагестанцев и жителей других регионов страны.

С Новым годом, друзья!