65262112554

Картель – это форма монополистического соглашения. Участники картелей в отличие, например, от трестов или синдикатов сохраняют юридическую и финансовую самостоятельность. Целью подобного соглашения может быть определение ценовой политики, условия найма рабочих, раздел сфер влияния и тому подобные «кунштюки».

Теймур Абдуллаев

Реальный рынок

Картельным сговором называется неофициальная договоренность членов одной рыночной отрасли продавать или покупать продукцию по определенным ценам, а также регулировать объемы производимой продукции с целью влияния на уровень цен. У детского писателя Николая Носова есть книжка «Незнайка на Луне». Она, по моему мнению, является замечательным пособием по экономике капитализма. Простым и доходчивым, понятным детям языком, там разъясняются сведения об устройстве рыночной экономики. В числе прочих сведений рассказывается о механизме картельных сговоров. Один из главных героев книжки, коротышка по имени Пончик, занимается предпринимательской деятельностью – добывает и продает поваренную соль. Когда крупные акулы бизнеса поняли, что в производстве соли есть потенциал для зарабатывания быстрых и больших денег, они моментально объединились в картель (в книжке он назывался «соляной бредлам») и разорили мелких производителей с помощью игры на временном понижении цен на соль. Когда на соляном рынке остались только участники картеля, цены были снова взвинчены до прежних размеров.

Если перейти от детской сказки Н. Носова к нашей российской жизни, могу привести вам пример с ценами на цемент – основной материал строительной индустрии, «хлеб строительства», так его еще называют романтики этой отрасли. В 2001 году 50-килограммовый мешок цемента стоил в Махачкале 40 рублей. Далее наблюдался неуклонный рост цены на него, достигший максимума примерно в 2010 году – 300 рублей за мешок. Потом цена резко обвалилась примерно до 150 рублей за мешок, и сегодня она составляет примерно 200 рублей за мешок. Это приблизительные цены, по памяти. Какая бы ни была за эти 14 лет инфляция, но рост с 40 до 300 рублей ничем не мог быть обоснован: ни подорожанием электроэнергии, ни ростом цен на ГСМ. Это был чистейшей воды картельный сговор. На сегодняшний день российский рынок цемента поделен между двумя-тремя десятками основных игроков. Наиболее крупным и заметным российским производителем цемента является холдинг «Евроцемент групп», включающий в себя 13 цементных заводов, расположенных в разных регионах России. Безусловно, «Евроцемент» – главный игрок на цементном рынке. Он поставляет до 41 % цемента в стране, диктуя свою волю потребителям и прогнув под себя огромную страну, в которой начинался строительный бум. А Федеральная антимонопольная служба не смогла прореагировать на закулисные игры производителей цемента. Взвинчивание цен на цемент сильно тормозило жилищное и капитальное строительства в стране. Ущерб от этого сговора еще по достоинству не оценен экспертами, во всяком случае, не озвучен ими. Думаю, что за спиной «Евроцемента» и других производителей стоит слишком влиятельный административный ресурс, поэтому и удалась картелю эта беззастенчивая спекуляция.

Глобализационные процессы, при всех их очевидных плюсах, зачастую несут с собой опасность картельных сговоров на более высоком уровне − на уровне государств. На сегодняшний день мы видим, что на планете в целом существует, по крайней мере, три сговора, которые условно можно назвать картельными. Один из них затеян специально против нашего государства, два других обусловлены странностями рыночных взаимоотношений и направлены против всех стран. Россия как член мирового сообщества страдает от этих двух последних наравне с остальными странами, но при этом она страдает как бы заслуженно, коль скоро ведется экономическая и политическая борьба между нами и союзом США и ЕС.

Санкции

Да, санкции, предпринятые против нас, как бы начинают приносить первые ощутимые результаты.

России объявлена война. Пока экономическая. А экономика России – колониальная и придаточная. Из чего она состоит? Из экспорта сырья в Европу – газа, нефти, металлов. При этом за материальным экспортом идет и валютная выручка от продажи этого сырья – она также уходит на Запад. И потребительский, и производственный рынок России в серьезной степени завязан на западные промышленные и потребительские товары. В ближайшие полгода цены на промышленные и продовольственные товары неизбежно повысятся до уровня, соответствующего нынешнему соотношению рубля с долларом и евро. Мы это почувствуем по ценам на картошку весной на Втором рынке. Когда в 80-е годы двадцатого века строили нефтепровод «Дружба», лектор из общества «Знание», отвечая на наши вопросы, как раз и сказал, что нефтегазовая труба на Запад является чем-то вроде иглы, с помощью которой мы сможем влиять на страны Западной Европы. Так оно в принципе и было до недавнего времени.

Преступная ошибка всех наших правителей, от Горбачева и до нынешнего президента, заключается в том, что никак не развивалось производство товаров ни для внутреннего рынка, ни для экспорта. Всепожирающая коррупция оставила возможность только для одного вида предпринимательства – для спекуляций товаром, произведенным в других странах. Абсолютнейший развал производства и превратил нашу страну в «банановую республику». Китайская Народная Республика, к примеру, использовала последнюю четверть века именно для проведения индустриальной революции. Они начали еще в 80-е годы с создания шести свободных экономических зон, в которых занимались именно развитием современных производств, а не отмыванием украденных кем-то денег, как это практикуем мы.

На днях разговаривал по скайпу с другом своего детства, который живет в Израиле. Он сказал, что против государства Израиль постоянно вводят санкции те же страны ЕС и США. Для меня это было новостью. Несмотря на эти санкции, после падения цен на нефть сразу же подешевел бензин, хотя у них абсолютно нет своей нефти. Подешевел, по его словам, процентов на 15-20 по сравнению с началом декабря. Также постоянно дешевеет стоимость электроэнергии и газа, не намного, но дешевеет. Почему-то у нас все иначе. Парадокс…

Игры ОПЕК

В 1960 году была создана организация экспортеров нефти ОПЕК. В нее входят 12 стран. Это классический картель, который ради своих интересов не гнушается применением нерыночных механизмов. Мы все поем дифирамбы рыночной экономике, но государственно-монополистический империализм легко прогибает рынок под свои нужды. Если следовать обычной потребительской логике, то мы все заинтересованы в минимальной цене на нефть. Следом должен подешеветь бензин. Тогда будут дешевыми транспортные услуги, транспорт товаров и пассажиров будет высокорентабельным и для автомобилей, и для железнодорожного транспорта, и для авиаперевозок. Производство сельскохозяйственной продукции тоже подешевеет, потому что будут снижены затраты на ГСМ, потребные для работы всяческих тракторов, комбайнов, грузовиков и т.д. Но картельный сговор стран-участниц ОПЕК решает все по-своему. Количество добываемой нефти ограничивается, цена на нее растет, причем в несколько раз. Это в принципе выгодно и другим нефтегазодобывающим странам: России, Казахстану и т.д. Много ума не надо – просверлил дырку в земле, вставил туда шланг и качай себе нефть, продавай ее налево и направо. Чем дороже, тем лучше. Не надо думать о том, как наладить производство нормальных автомобилей, которые шли бы в ногу с достижениями современного автопрома, а не отставали от него на 30-40 лет. Не надо думать о том, как организовать выпуск своей цифровой и вычислительной техники. Не надо вообще думать о современном производстве. Мы, типа, живем в информационном обществе, не к лицу нам, белым людям, пачкать руки в машинном масле. Китай, Япония, Южная Корея все эти вопросы для себя решили в пользу независимости от «бананов» в виде ископаемых невозобновляемых ресурсов. Для них как раз падение цен на нефть может послужить источником очередного экономического взлета. Мне завидно.

Так вот. Нефтяной картель из каких-то соображений решил очередной раз обрушить цену на нефть. ОПЕК в 1973 году объявила нефтяное эмбарго, перестало продавать нефть странам, поддерживающим Израиль, это взвинтило цены в 3 раза и привело к энергетическому кризису в США. А в 1986 и в конце девяностых годов, наоборот, обрушивала цены на нефть. Зачем она делает это сегодня? Для стран – членов картеля – нежелательно появление новых мощных игроков на нефтяном рынке. Нефть, добываемая на шельфе Северного моря, и сланцевая нефть, которая вот-вот станет доступной для таких стран как США, обходятся, естественно, дороже, чем нефть из бассейна Персидского залива. Обрушивая цены на нефть, ОПЕК делает нерентабельной добычу сланцевой нефти. Таким образом, ОПЕК старается оттянуть новые методы добычи углеводородов. Научно-технический прогресс, конечно, не остановишь, но задержать можно. Наша беда в том, что мы оказались заложниками ситуации, которая, как это ни парадоксально, выгодна для США и стран Западной Европы. «Черный вторник» не столько их заслуга, сколько заслуга стран-экспортеров нефти. Арабы играли на понижение, чтобы доставить затруднения США и иже с нею, а получилось, что мы пострадали от этого процесса сильней, чем американцы. Такая вот чертовщина…

Игры ФРС

При этом вся мировая экономика завязана на своем лидере – США. Американцы лидируют, с этим не поспоришь. Беда сегодняшней цивилизации в том, что мы для взаиморасчетов пользуемся фиатными, договорными деньгами. И в качестве мировой валюты используется доллар США. Довольно забавно становится, когда читаешь Кодекс Соединенных Штатов. Там сказано, что ноты Федерального резерва (бумажные деньги) «подлежат обмену на законные деньги по требованию в Министерстве финансов Соединенных Штатов или в любом банке Федерального резерва». Поскольку ноты Федерального резерва «подлежат обмену на законные деньги», следует, что они, во-первых, не являются законными деньгами и, во-вторых, ни в коей мере не являются «долларами», то есть теми самыми единицами, в которых должны быть выражены деньги Соединенных Штатов. Эта ситуация позволяет Федеральной резервной системе играть с курсами различных валют, производить не контролируемые другими странами эмиссии бумажных долларов, не обеспеченные реальными ценностями, и тому подобные вещи. Будем надеяться, что у нас в Центробанке не одни дураки сидят – авось примут адекватные меры…

 

Подпись под фото: Отслеживание цены на нефть стало одним из главных символов уходящего года