125409510667

О несостоявшемся бунте в Кумыкском театре

Недавно Кумыкский театр чуть было не стал очередным очагом гражданского сопротивления произволу властей…

Багаудин Узунаев

Но, как говорится, бунт был задушен прямо в зародыше. Верней, погас сам собой, как отсыревший порох в ржавом оружии. Но обо всем по порядку…

Невероятно, но факт

«Произвол» властей в данном случае состоял в том, что в связи с отправкой на пенсию бывшего директора театра Махача Бабатова Минкульт назначил на его место нового директора, его однофамильца – Заурбека Бабатова. Министерство имело на это полное право (должность директоров театров, согласно регламентам, назначаемая), поэтому и поставлено слово произвол в кавычки. Тем не менее коллектив якобы воспринял действия министерства с легким неодобрением, как посягательство на его право, если не решать, то хотя бы участвовать в решении судьбоносных для театра вопросов. В то, что коллектив Кумыкского театра (вернее, часть его) так отреагировал на действия начальства, верилось с трудом. В нем всегда царило строжайшее единоначалие, жесткая вертикаль, на вершине которой восседал его художественный руководитель, властный и авторитарный Айгум Айгумов. Если добавить, используя известное выражение «скажи мне, кто твой друг…», что другом его является старожил коридоров власти, ныне спикер Народного Собрания РД Хизри Шихсаидов, то сходство нашего портрета с оригиналом будет почти полным… Тень от этого могучего дуба способна с легкостью заглушить любые «сорняки» бунтарских настроений. Тем не менее было абсолютно точно известно, что часть труппы Кумыкского театра взбунтовалась. Она даже составила письмо на адрес министра культуры с требованием учесть при назначении нового директора их пожелания. Письмо подписали 25 членов труппы, т.е. большинство – немыслимая смелость для коллектива, выдрессированного годами в правилах полного смирения и повиновения воле своего главного и бессменного дрессировщика… Невероятно, но факт! – так вроде говорят в подобных случаях.

Аргументы «третьей силы»

Как всегда бывает в таких конфликтных ситуациях, нашлась и тут «третья сила» (имен по их просьбе я не называю), которая вмешалась в процесс и придала ему новый импульс и новое направление. Таковой стала «инициативная группа кумыкской интеллигенции» в лице нескольких членов Совета старейшин и просто уважаемых кумыков. Они посмотрели на ситуацию со своей колокольни. Прежде всего скажем, «третьи» были категорически против кандидатуры Заурбека Бабатова потому, что тот, по их информации, совершенно не владеет кумыкским языком. Одного этого факта в их глазах было достаточно, чтобы поставить крест на данной кандидатуре. «Можете ли вы себе представить ситуацию, – сказал, обосновывая эту позицию, один из выступивших, – чтобы директором Аварского театра поставили аварца, не владеющего аварским языком?!» Ответом стали смех и соответствующие комментарии. «И так наш театр сегодня дошел до того, что все обсуждения на худсовете у нас ведутся на русском языке. А с таким директором эта тенденция лишь усугубится». Все согласились, да и что тут можно возразить?!

Второй момент, на который обратила внимание инициативная группа, – не являются ли Бабатов уходящий и Бабатов приходящий родственниками? Уж слишком подозрительно выглядит совпадение!.. Деталь была важна в том плане, что, будь они родственники, можно было бы оспаривать данную рокировку как проявление семейственности, кумовства… (Скажу от себя, что этот аргумент в настоящий момент в Дагестане уже не работает; здесь уже сложился правящий класс, который практически весь повязан узами родства, не исключая и родню главы Дагестана…). Но оказалось, что родства между двумя Бабатовыми нет. Зато обнаружилось родство с высокопоставленным представителем этноса, который уже упоминался выше. Но этот аргумент, как вы знаете, для внутреннего пользования и открыто использован быть не может…

Наконец, третий аргумент, который инициативная группа выдвигала против нового директора. Он – представитель шоу-бизнеса, как заявляли выступающие, следовательно, не исключена перспектива привнесения им в работу театра элементов шоу-бизнеса. Не имея ничего против этих элементов как таковых, выступающие были категорически против их появления в той или иной форме в стенах Кумыкского театра. Кумыкский театр, обосновывали выступающие, сегодня последний очаг кумыкской культуры и языка, попытки реализовать на его подмостках некие шоу-проекты, которые Бабатов неизбежно будет предпринимать, были бы нежелательны…

Неизбежность таких попыток предвидеть нетрудно: даже при далеком от шоу-бизнеса Махаче Бабатове помещение театра постоянно сдавалось в аренду под разные непрофильные мероприятия. Понятно, что театр на этом зарабатывает, но звучали опасения, чтобы он под руководством шоу-предпринимателя не превратился окончательно в центр выявления всякого рода красавиц, и мисс Махачкалы и Дагестана!

О семенах раздора

Мы уже указали на роль властного худрука в делах Кумыкского театра. Бывший директор Махач Бабатов, которого все характеризуют как исключительно хорошего человека, конечно, не мог тягаться с худруком в плане держания скипетра власти над театром в своих руках – он полностью уступил ему все рычаги управления. Да у него и в мыслях этого не было! Должность директора театра – это, используя уже забытый термин, синекура, которая позволяет ее обладателю, получая весьма приличное жалование, ничего не делать и даже не бывать на рабочем месте. Кстати, Махач Бабатов, как мне было сказано многими в коллективе, так и поступал: на работе бывал редко, а бывая, вел себя крайне пассивно. Это происходило как по причине мягкости и уступчивости характера самого директора, так и по причине полностью подавлявшей его своим авторитаризмом фигуры Айгума Айгумова. Это, конечно, плохо. Но представьте, что на месте Махача Бабатова стояла бы фигура, равная по авторитаризму худруку, и между ними сложились бы отношения, хорошо выраженные поговоркой «нашла коса на камень»?! Пошли бы на пользу театру постоянные «бои без правил», которые, несомненно, происходили бы между двумя такими фигурами? Конечно, нет. Удастся ли новому Бабатову избежать конфликтов с могущественным худруком? Да, если он будет вести себя так, как вел его предшественник, т. е. сидеть тише воды, ниже травы… На собрании коллектива, происходившем уже после представления нового директора, прозвучала фраза худрука, которой он недвусмысленно дал понять, кто является хозяином в доме, называемом Кумыкский театр. На вопрос одного из актеров о том, что делать, если новый директор, как это часто бывало при старом, не сможет решить ту или иную проблему труппы, Айгум Эльдарович грозно ответил: «Тогда обращайтесь ко мне! Я решу любую вашу проблему…»

То есть налицо готовность подменить собой директора, если тот подаст малейший повод для этого. В том, что такие поводы будут, у меня лично нет сомнений. И вовсе не по причине личностных свойств г-на Заурбека Бабатова. Он, кстати, человек примерно такого же склада, как его однофамилец-предшественник: мягкий, предупредительный, уступчивый. Я даже удивляюсь, как при таком характере он смог добиться успехов в шоу-бизнесе, да еще в Дагестане, где волк на волке сидит и волком погоняет?! Возникают подозрения, что за спиной этого улыбчивого парня с пухлыми ручками стоят грозные фигуры представителей правящего этноса, готовые в любой момент выйти из-за его спины и показать его обидчикам, с кем они на самом деле связались… Кстати, на реальность такого предположения указывает следующая деталь. Во время представления Заурбека Бабатова коллективу театра ему было дано слово, и он начал речь с выражения глубочайшей благодарности господам Абдулатипову и Шихсаидову (именно в такой последовательности), которые сделали ему такой щедрый подарок. Министр культуры при этом даже не был упомянут… (От артистов, с которыми я беседовал, знаю, что она с пониманием отнеслась к позиции коллектива театра. Но при этом призналась в своем полном бессилии противостоять решению первых лиц). То, что это назначение – подарок для Бабатова, несомненно. Но подарок ли это для Кумыкского театра? Для дагестанского искусства в целом? В этом у меня лично есть серьезные сомнения. И не только у меня.

Что касается семян раздора, которые могут противопоставить нового директора и худрука, то это — власть. Айгум Айгумов, насколько я знаю этого человека, не готов делить ее с кем бы то ни было, особенно с юношей, явившимся в его владения практически с улицы. И речь идет не о власти в области художественной – тут Бабатову вообще ловить нечего, а в области материальной: многими были высказаны догадки, что новичок рассчитывает повысить доходность своего шоу-бизнеса, бесплатно используя для этого просторные и комфортные помещения Кумыкского театра…

Продажность паче трусости?

Итак, мы подходим к кульминации этой истории – к собственно «бунту». Он должен был произойти в ходе представления нового директора, которое состоялось во внутреннем фойе театра. В президиуме сидели Мурад Гаджиев, Айгум Айгумов и Ислам Казиев. Айгум Эльдарович начал с того, что ему известно о настроениях в коллективе, что у того есть своя кандидатура на эту должность, но, как бы сожалея, он добавил: должность эта назначается сверху, вмешиваться в эту процедуру коллектив не имеет права…

Казалось, что лучшего момента для начала «бунта» не может быть, что самое время сказать коллективу слово, предъявить свои претензии… Однако никто не встал с места, не озвучил высказанные в пресловутом бунтарском письме пожелания и предложения. Сидя по периметру, коллектив молча слушал своего «лидера». А когда он объявил цену отказа от «бунта», все даже как-то выпрямились, приосанились, делая вид, что задний ход они дали не из трусости, а в результате закулисного торга с первыми лицами. Видимо, продажность в их глазах – порок менее позорный, чем трусость…

А обезоружил наших «бунтарей» глава Дагестана следующими заочными обещаниями: повысить труппе зарплаты, снабдить новым транспортом и сделать для нее еще что-то такое, что не было названо по имени…

Так закончился «бунт» в Кумыкском театре. Прагматизм взял верх над гражданской позицией, что, впрочем, в Дагестане встречается на каждом шагу.

P.S. Поздравляем Кумыкский театр с первым директором, не знающим кумыкского языка!

 

Подпись под фото: Заурбек Бабатов (стоит) в момент представления коллективу Кумыкского театра