148758219366

В силу юридического статуса нашей маленькой родины, Дагестана, законодатели существенно ограничены в своих возможностях по сравнению с деятельностью Государственной Думы в Москве. Действительно, мы же не можем противоречить законам сюзерена. Мы можем только шлифовать их с ювелирной дотошностью, адаптируя к местным нюансам.

Теймур Абдуллаев

Тем не менее есть одно ежегодное мероприятие, которое нельзя назвать обязательным в деятельности дагестанского парламента, но оно стало традиционным, и все главы нашей республики поддерживают эту традицию. Это послание главы республики Народному Собранию. Народное Собрание Республики Дагестан – законодательный однопалатный орган государственной власти республики. В заседании также участвовали депутаты Госдумы, представители органов исполнительной власти, представители духовенства, общественных организаций и СМИ. По своей сути это был своеобразный годовой отчет о проделанной работе и рекомендации (читай – приказы) для работы на следующий год.

***

Английское слово «show» является и глаголом, и существительным и означает «показывать» и «зрелище». Все, что мы воспринимаем с помощью зрения, является шоу. В этом смысле любое выступление любого политика является шоу. В последние десять лет советской власти это было унылое шоу. Кремлевские старцы, передававшие скипетр и державу, атрибуты власти, из одних дрожащих рук в другие, в силу своего возраста уже неспособны были ни на какое хоть сколько-нибудь занятное шоу. Именно поэтому народы СССР так горячо восприняли восхождение Горбачева на престол. Каждое выступление 54-летнего генсека, который совсем не пользовался написанным для него текстом, выгодно отличало его от предыдущих слегка маразматичных лидеров, которые и по бумажке несли нам какую-то унылую бодягу. Эту бодягу никто, кроме парторгов, наверное, и не слушал, да и те только по служебному долгу. Наш нынешний глава республики отличается от многих глав других регионов России. Шоу, в которых он участвует, всегда отличаются занятностью и притягательностью для зрителя, следовательно и для электората). Его преподавательское прошлое, видимо, играет ему на руку, ведь каждый хороший преподаватель должен обладать определенным артистизмом. Артистичному руководителю люди прощают мелкие огрехи в выступлениях. Никто ведь всерьез не воспринял гиперболу о нашем одномоментном избавлении от рабства, все прекрасно понимают, что для этого надо пройти гораздо более длинную дорогу…

Огрехи, которые народ легко прощает, касаются внешней, образной части выступления политиков, но есть моменты, в которых выступающему необходимо придерживаться точной буквы и цифры. Большинство народа прекрасно понимает ситуацию, тем более что сейчас Интернет предоставляет лавину информации, из которой нетрудно отсеять реальные сведения. Глава говорит, что уровень преступности у нас в три раза меньше, чем по РФ, в полтора раза меньше, чем по СКФО. Это чистая правда. Но такая ситуация была всегда, потому что основной вал преступности в России создают не бандиты, не террористы и не казнокрады. Наибольшее число преступлений совершается на почве хулиганства и пьянства, и здесь у нас, действительно, намного здоровее атмосфера, нежели в целом по стране. Но так было и раньше, в прошлые годы. Особой заслуги наших органов правопорядка тут нет, хотя и за их нынешний труд спасибо. Действительно, за прошедший год я не помню террористических актов на территории республики. Вот за это и надо благодарить органы и специальные службы. И не думайте, что народ этого не заметил. Мы все замечаем! Кроме того, Абдулатипов говорит, что обеспечена поддержка деятельности силовых органов со стороны дагестанского общества. Это тоже чистая правда: отношение в народе к органам в корне изменилось. Сегодня уже служба в полиции не считается каким-то неблаговидным занятием, молодежь с удовольствием устраивается на работу в МВД.

***

Есть моменты в послании, которые мы можем оспорить. Например, когда говорится о том, что достигнуты успехи в жилищном строительстве и в развитии сельского хозяйства. Я знаю некоторых застройщиков и в курсе этой темы. Насколько мне известно, застройщики не получают никакой помощи от государства, строительный бум в республике – это исключительно их заслуга. Государство в лице отдельных нерадивых функционеров, которые вымогают с застройщиков мзду за подписи, ничем больше не участвует в этом процессе. А должно было бы, и не в виде материальной помощи, а в виде архитектурного сопровождения, в котором была бы прописана планировка застройки в соответствии с СНИПами. Один застройщик показал мне как-то штук 8 «зеленок» на участки, которыми он владел. С содроганием могу представить, что он там натворит. Вспомните только микрорайон возле Железного рынка, около ул. Кирова.

Еще момент, касающийся сельского хозяйства. Мне кажется, что все сельское хозяйство сейчас находится в частных руках. Оно развивается не лучше и не хуже, чем где-либо. В чем заключается государственное участие, я не пойму. Лет 8-10 назад существовала практика предоставления сельхозкредитов (беспроцентных), но полученные гражданами кредиты инвестировались куда угодно, не только в сельское хозяйство, но и в розничную торговлю и пр. В условиях фермерского хозяйствования особой помощи труженикам не окажешь. Разве что создание МТС, пунктов приема сельхоз продукции: молока, мяса, винограда. Того, что трудно сохранить.

И, конечно, абсолютной прерогативой государства было, есть и будет здравоохранение и образование. Успехи в этих сферах нашей жизни, кстати, заложены прежними руководителями министерств образования и здравоохранения, и то, что делают нынешние руководители, находится в русле деяний предыдущих. О деятельности сегодняшнего Минздрава хочу сказать то, что невооруженным глазом виден один печальный результат: в сфере медицинских услуг увеличивается частный, платный сектор. А большинству населения платная медицина недоступна. Социальное напряжение в этой области может вылезти в самом неожиданном месте. Над этим надо задуматься, пока не поздно.

А в целом результаты этого года не намного хуже, чем итоги предыдущего.