117574615795

Государственная нефтегазовая компания Республики Дагестан (ГНКРД) объявила о планах войти в число российских лидеров в своей отрасли. В ближайшие годы компания собирается с нуля нарастить годовую добычу нефти до 6-7 млн. тонн, газа – до 5-7 млрд. кубометров и газового конденсата – до 0,5 млн. тонн.

Ольга Мамедова

Реализацией столь амбициозных намерений ГНКРД, созданная в этом году по поручению главы Дагестана Рамазана Абдулатипова, займется под руководством Льва Юсуфова – брата бывшего министра энергетики России Игоря Юсуфова, уроженца Дербента.

В пресс-релизе ГНКРД, распространенном 10 декабря, со ссылкой на Льва Юсуфова говорится, что уже в следующем году ожидается перевод на баланс компаний через конкурсные мероприятия имеющегося в Дагестане фонда нераспределенных лицензий шельфа и суши. Это позволит увеличить капитализацию (рыночную стоимость) ГНКРД до 6,5-7 млрд. рублей до конца 2015 года и до 18 млрд. рублей в течение 2016 года. В настоящее время уставный капитал компании составляет 10 млн. рублей.

О скрытых нефтегазовых сокровищах дагестанского шельфа говорится не первое десятилетие, но промышленная добыча каспийской нефти так до сих пор и не началась, а сухопутные месторождения северной части республики с каждым годом приносят все меньше углеводородов. Так, за 11 месяцев прошлого года в Дагестане добыли всего 158,9 тысячи тонн нефти (или на 5,8 % меньше, чем за тот же период годом ранее) и 290,7 млн. кубометров газа (на 2,9 % меньше, чем в январе 2012 года). В этом году показатели добычи также падали.

Что же касается шельфовой нефти, то по этому поводу существует широкий разброс мнений – от сверхоптимистических (порядка 340 млн. тонн) до резко скептических. Например, еще несколько лет назад известный эксперт по дагестанской экономике Михаил Чернышов опубликовал большую статью, основной вывод которой гласил, что представление о Дагестане как о «втором Кувейте» – это миф. В частности, Чернышов указывал, что «шельфовые месторождения республики неинтересны крупным компаниям и технологически недоступны для мелких игроков».

О скрытых нефтегазовых сокровищах дагестанского шельфа говорится не первое десятилетие, но промышленная добыча каспийской нефти так до сих пор и не началась…

Тем не менее с назначением главой Дагестана Рамазана Абдулатипова планы по освоению каспийского шельфа были вновь актуализированы. «Республика располагает достаточным количеством запасов нефти и газа. Однако этот фактор никоим образом не сказывается на благополучии и состоянии жителей республики», – заявил он в январе в послании Народному Собранию Дагестана, предложив создать в регионе собственную нефтегазовую компанию.

Уже летом этого года было зарегистрировано ОАО «Государственная нефтегазовая компания Республики Дагестан», 100 % его уставного капитала (10 млн. рублей) принадлежит региональному Мингосимущества. Кроме трех дочерних компаний – ОАО «ГНК-Геология», ООО «ГНК-Ресурс» и ООО «ГНК-Шельф» – в структуру формируемого нефтегазового холдинга Дагестана войдет еще одна компания – «ГНК-Терминал», которая уже заявила о планах к октябрю 2015 года построить в районе Махачкалинского порта нефтяной терминал с объемом перевалки до 2 млн. тонн в год.

В начале года похожий проект строительства мощностей по хранению 10 млн. тонн нефти и 3 млн. тонн нефтепродуктов в год заявлялся и группой «Сумма» Зиявудина Магомедова. (Рецидив нефтегазовых амбиций» http://kavpolit.com).

«В феврале, комментируя для «Кавказской политики» инициативу Рамазана Абдулатипова по созданию в республике собственной нефтегазовой компании, дагестанский экономист Маир Пашаев оценил объем необходимых инвестиций в этот проект в размере 3-5 млрд. долларов.

Хочется знать, откуда республика возьмет столько денег на проект? Да и стоит ли это делать?! Тем более в республике уже есть пример того, как интересные разработки ученых, скрупулезная работа инженеров и техников, огромные деньги, истраченные на эти разработки, превращаются в пустой звук, хотя они были одобрены и признаны международным сообществом, несмотря на то, что в комитетах Государственной Думы получили одобрение политиков.

Наука плюс-минус производство, или Есть ли будущее у геотермии?

Хотя разработкам ученых из Дагестана была дана высокая оценка в комитете Госдумы, никто не уверен на сегодняшний день, что они будут служить людям…

История геотермии на берегах Каспийского моря восходит к глубокой древности: к тысячелетиям до нашей эры, когда древние люди, увидев источник горячей воды, купались в ней, согреваясь теплом земли, готовили пищу. Шли века, и вода из недр земли облегчала жизнь многих поколений. Еще при Петре I, как гласит история, в начале XVIII века там, где сегодня республиканская прокуратура, из недр земли вырывался горячий фонтан геотермальной воды. Позднее недалеко от этого петровского фонтана появился источник серной воды, впоследствии нашедший практическое применение в известных на весь Кавказ серных банях. Но практическое применение геотермальных вод в Дагестане началось с 1949 года, когда в Махачкале была введена в эксплуатацию грязелечебница на базе нефтяной скважины, прекратившей подачу нефти и переведенной на термоводоносный горизонт. Нефть и вода, нефтяные скважины и геотермальные – природные богатства Дагестана, связанные друг с другом. Первыми исследователями стали нефтяники. В 1965 г. в Махачкале была пробурена первая специальная скважина на термальную воду, на базе которой сегодня функционирует Республиканская физиотерапевтическая больница. Совершенно новый по всем направлениям этап в освоении глубинного тепла Земли. Вместо разрозненных усилий отдельных энтузиастов и организаций была создана возможность промышленного освоения тепла земных недр.

У истоков дагестанской нефти стоял Магомед Гусейнович Алиев. Почти 20 лет он был одним из руководителей нефтяной отрасли республики – заместителем начальника и главным инженером производственного объединения «Дагнефть». В 1982 году М.Г. Алиев был назначен генеральным директором Всесоюзного научно-производственного объединения по использованию глубинного тепла Земли «Союзбургеотермия», филиалы которого были расположены по всей стране: на Камчатке и в Прибалтике, Грузии и Карпатах, в Мурманской области и в Средней Азии. Под руководством М.Г. Алиева была впервые разработана «Генеральная схема освоения ресурсов термальных вод СССР до 2000 года». Учитывая, что гидротермальные ресурсы являются возобновляемым источником энергии и реально могут занять значительное место в топливно-энергетическом балансе Дагестана, руководство республики обратилось в Совет министров СССР с просьбой о создании специализированной организации для обеспечения использования глубинного тепла Земли в народном хозяйстве. В 1956-60-х годах Дагестанский филиал АН СССР проводит научные исследования по ресурсам термальных вод Дагестана, в которых рассматриваются вопросы геолого-тектонического строения, гидрогеологических и гидротермических условий осадочной толщи Дагестана.

Эти исследования позволили выявить ряд высокоперспективных бассейнов и месторождений термальных вод. В 1964 году Министерство газовой промышленности СССР организует Северо-Кавказскую разведочную экспедицию, базирующуюся в Махачкале, в задачу которой входит проведение геологических работ на термальные воды в пределах Северного Кавказа. С 1974 года Кавказское промысловое управление проводит геологоразведочные работы на термальные воды в пределах Дагестана, буровые работы, выполняемые Северо-Кавказским управлением разведочного бурения и Махачкалинским управлением буровых работ. С 1985 года управлением «Дагбургеотермия» открыты новые месторождения: Крайновское, Кардановское, Северо-Кизлярское, Речнинское в Кизлярском районе и Калиновское в Тарумовском районе Дагестана… Как выяснили ученые, прогнозные ресурсы геотермальных вод Дагестана при фонтанной эксплуатации составляют 278 тысяч кубометров в сутки и 400 тысяч кубометров в сутки при эксплуатации в режиме с поддержанием пластового давления… А если учесть, что в 2000 году для теплоснабжения быта и сферы обслуживания потреблялось 5,7 млн. гкал теплоты, то запасов геотермальных вод достаточно было, чтобы покрыть 50 % потребностей республики в низкопотенциальной теплоэнергии… Таким образом, технический потенциал разведанных месторождений, по мнению ученых, составляет 32 % от общей установленной мощности котельных и 46 % от общего теплопотребления по республике.

В начале XXI века ООО «Геотермнефтегаз» является единственным в России предприятием геотермальной отрасли, сохранившей технический, технологический и кадровый потенциал.

Закончено строительство 50 геотермальных скважин, восстановлено из старого нефтяного фонда 80 скважин. Эффективность проведенных геологических работ составляет высокий процент. 95 % пробуренных скважин дали промышленный приток и пополнили эксплуатационный фонд скважин. В настоящее время ОАО «Геотермнефтегаз» является в России предприятием геотермальной отрасли, сохранившей технический, технологический и кадровый потенциал.

Из интервью Расула Магомедовича Алиева – доктора технических наук, генерального директора ОАО «Геотермнефтегаз».

«Мной были разработаны интегрированные методы использования геотермальных вод… Сначала геотермальная вода используется для выработки электроэнергии и отопления, затем используются бальнеологическая и минеральная составляющая геотермальной воды. Эта система в автоматическом режиме последовательно разрабатывается на месторождении Тарнаир, что в пригороде Махачкалы. До внедрения геотермального тепла в Первой Махачкале у самого въезда в город над домами и квартирами поднимались трубы буржуек. Сегодня почти все многоэтажные дома обогреваются геотермальной водой. Наша энергия и сейчас намного дешевле – ее стоимость 70 % от стоимости энергии, вырабатываемой отопительными котельными. Мы уже несколько лет не меняли свою ценовую политику. Я хочу обратить внимание на устойчивость наших цен… Я думаю, что в ближайшее время будет подорожание газа, а, следовательно, и отопления… Мы производим самую дешевую, социальную теплоэнергию… За все время существования мы ни разу не закрывали вентили на наших трубах, хотя должников у нас хватает, только кизлярцы нам должны 18 миллионов рублей…»

Отдали кизлярцы долг в 2006 году, когда я издавала книгу об ОАО «Геотермнефтегазе», или нет – я так и не узнала.

В «Альтернативных источниках энергии» (так называлась небольшая книга с цветными вставками, выпущенная мной в 2008 году) много говорилось о кварталах домов с геотермальным отоплением в Избербаше, Кизляре, Махачкале, о бинарной электростанции, построенной в Махачкале, несмотря на финансовые проблемы, о работниках «Геотермнефтегаза» и многом другом, ведь в геотермальных водах есть не только недорогое тепло и целительная вода, но еще и ценные минералы… Работники ОАО «Геотермнефтегаза» верили в будущее… Как же дела у них сейчас?

С этой целью я отправилась в офис ОАО «Геотермнефтегаз», расположенный недалеко от проспекта Шамиля.

Трехэтажное здание, как ни странно, было окружено металлической изгородью; только я попыталась войти в здание, как ко мне подошел решительный молодой человек и популярно объяснил, что здесь находится частное медицинское предприятие, а, что касается ОАО «Геотермнефтегаза», то оно, по его мнению, переехало в другое место, через две улицы.

Но организации не было и там, даже бойкая продавщица одного из многочисленных киосков, хотя и знала, что это за учреждение, но помочь мне так и не смогла… Я обошла весь квартал: все жили своей жизнью, подъезжали машины, с пакетами и сумками выходили женщины за провизией, возвращались из школы ученики. И никому не было дела, что здесь, в этом квартале, потерялось учреждение, которое могло бы приносить жителям пользу и в дальнейшем, снабжая недорогим и качественным отоплением.

Поиски «Геотермнефтегаза» почти завершились успехом, один из героев моей книжки подсказал новый адрес и новое название организации – ООО «Геоэкопром» по улице Рустамова 64 (бывшая Первомайская)… Но я так и не нашла организации ни под старым, ни под новым названием.

Как я поняла Гасана Басировича Бадавова, советника генерального директора ОАО «Геотермнефтегаз», организация в основном будет заниматься обслуживанием домов, которые отапливаются геотермальной водой. Зачем же в геотермию было вложено столько сил, энергии и разработок? А уж сколько денег потратило государство на внедрение в жизнь исследований ученых за 56 лет – и сказать страшно.

Сегодня в Дагестане муссируются слухи о новых начинаниях, связанным с большими денежными вложениями. Но давайте вспомним историю «Геотермнефтегаза», ученые и практики этого ОАО десятилетиями сочетали научные исследования с внедрением их в жизнь… И добивались положительного результата…

Но это оказалось республике не нужным… Весьма вероятно, что так же, как известный научному бомонду «полигон Солнца», сделанный в свое время по последним мировым разработкам, постепенно превратился в посредственную гостиницу для небогатых туристов. А ведь сколько средств было вложено и туда?!