15871921710

«Для благородного человека само сознание того, что он поступил благородно, является лучшей наградой для совершения гуманных поступков. И никакие божьи награды и божьи кары приличному человеку не нужны»

Сцепион

Великие цивилизации завораживают. А Римская империя завораживает более всех. Почему? Внимательно прочитайте нижеследующие слова. Есть ли среди них хотя бы одно, не знакомое вам? Популярность. Амфитеатр. Коллегия. Факультет. Стипендия. Республика. Магистр. Регистратура. Ректор. Консул. Диктатор. Империя. Цензор. Лектор. Сенат. Плебей. Аудитория. Пролетарий. Декор. Цивилизация … и так далее… Знакомые слова? Этой страны уже нет полторы тысячи лет, а след ее остался…

Шамиль Гамидов

Римский мир

Почти все крупные современные города Европы были основаны римлянами. Париж, Лондон, Будапешт, Вена, Белград, Орлеан, София, Милан, Турин, Берлин – все это бывшие римские поселения. В Римской империи было 1500-1800 городов. Для сравнения: в России начала ХХ века – около 700. При гораздо большей территории. Население города Рима на пике его могущества составляло миллион человек. После крушения Империи человечеству понадобилось около двух тысяч лет, чтобы выйти на тот же уровень урбанизации – лишь в начале ХХ века население некоторых европейских городов перевалило за миллион… То есть даже мы до сих пор частично говорим на латыни. И живем в мире, основой которого стало римское право. И во многом продолжаем думать так, как римляне. Цель этого проекта – описание прошлого, удивительно совпадающего с «настоящим». Множество сюжетов из истории возвышения и упадка великой империи и, в частности, события, этому предшествующие, до удивления покажутся вам знакомыми. И это не «эхо» накопленных знаний в прошлом, а реальные картины, которые вам приходилось видеть в настоящем. Надеемся, что данный проект расширит границы вашего мироощущения…

Как справедливо отмечает один из историков, «если бы римлянина периода империи можно было перенести на 18 веков вперед во времени, он оказался бы в обществе, которое смог бы понять без больших трудностей». Современная цивилизация – это цивилизация Города. Недаром Римская империя, в отличие от деревенских восточных империй, даже название свое получила от названия города. Рассмотрим, какими качествами обладал народ, достигших таких высот, чтобы в итоге, к концу пятого века, пасть и стать «питательной почвой» для идей будущих поколений. Так что дала миру Римская цивилизация? «Иудея начала эры. На подпольной сходке собрались зелоты – палестинские террористы, борцы с оккупантами-римлянами. И заводят себя разговорами о проклятых оккупантах, которые завоевали их родину и принесли ей столько зла. – Что хорошего мы видели от этих захватчиков!? Что принесли они нам, кроме горя!? – патетически восклицает заводила под гулкое одобрение собравшихся. – Водопровод! – внезапно не в кассу вспоминает один из собравшихся. – Хорошо, водопровод, – сбившись, соглашается оратор. – Но что еще, кроме водопровода, принесли нашему народу эти… – Канализацию! – опять, сбивая волну патриотического пафоса, восклицает комедийный герой. – Хорошо, канализацию, водопровод… Но кроме этого и моря страданий, что принесли нам проклятые… – Бани! – Бани! – Но кроме бань, водопровода и канализации, что получил наш народ, помимо горя… – Дороги! – Окей, ладно, ладно… Но кроме дорог, бань, водопровода, канализации, что вынужден терпеть каждый день наш народ?! – Дисциплину и порядок! – Медицину! – Общественные уборные! – Правосудие! – Грамотность! – Культуру!.. Проклятые оккупанты!»

За 250 лет римский меч и римский образ жизни объединили под своими знаменами весь «Апеннинский сапог». А потом Рим начал, потрескивая, расползаться по всей карте Средиземноморья, образуя единое культурное пространство римского мира. Процесс культурной стандартизации проходил двояко. Во-первых, земли, присоединенные к Риму мечом, римляне «завоевывали» потом повторно – плугом. Завоеванная у противника земля частью становилась государственной собственностью Рима, частью раздавалась римским солдатам. Римские колонии, в отличие от греческих, не становились самостоятельными образованиями, они жили по законам Рима, были его малюсенькой копией. Во-вторых, те города Средиземноморья и Западной Европы, которые присоединялись к Риму добровольно, получали такие же права, которыми пользовались римские граждане, и начинали жить по римским законам. То есть, по сути, римляне задолго до Христа предложили свой вариант формулы «несть ни эллина, ни иудея» – иной вариант идентичности людей. Не племенной, как раньше. И не религиозный, предложенный чуть позже Востоком (Христом). Римский вариант был абсолютно светским и основанным на Законе. Белый ты, черный, италик по происхождению или иудей – неважно. Важно, гражданин ты или нет. Принцип гражданства, возможно, самое гениальное изобретение римлян. Гражданство, то есть принадлежность к сообществу, основанная не на родственно-культурных связях (этничность). И не на одинаковости мировоззрения, то есть идентичности взглядов на происхождение и устройство мира (религиозная парадигма), а на конкретной, практической жизни мегаполиса, которая регулируется писаным законом.

Греческое удивление…

Вернемся, однако, к вопросу, которым задавались куль­турные греки после того, как неожиданно для всей тогдашней цивилизованной Европы Рим стал повелителем стран и народов: почему именно римлян волна истории вынесла вверх? И продолжим на него отвечать. Это будет несложно, поскольку частично мы уже ответили: римляне были твердыми прагматиками с четким логическим мышлением и предельно жесткой моралью. Еще одна немаловажная основа – «Римская дисциплина» – была в буквальном смысле палочной. Телесным наказаниям и казни полководец мог подвергнуть не только солдата, но и старших офицеров. Власть полководца была непререкаемой. Провинившегося подвергали фустуарию – до смерти забивали палками или камнями. Забивали за самые разные провинности. Например, за то, что солдат ради получения награды приписал себе какой-нибудь лишний подвиг! Или в пылу битвы потерял оружие. Вот как рассказывает об этом Полибий: «… Из страха наказания… потеряв в сражении щит или меч или какое-нибудь иное оружие, кидаются они, как безумные, в ряды неприятелей или в надежде обрести потерянное, или в сознании, что только смерть может избавить их…» Только понимание значения слова «фустуарий» может объяснить неподготовленному читателю эпизод с одним из героев Юлия Цезаря. Этот отважный солдат прикрывал отход главных сил, в одиночку сдерживая превосходящие силы противника перед входом на мост, пока за его спиной другие солдаты этот мост разрушали – чтобы не дать противнику возможность быстро переправиться. Отбивался Воин до тех пор, пока солдаты не разрушили за его спиной мост. Тогда раненый герой прыгнул в воду и вплавь, под градом стрел, переправился на ту сторону. Уцелел! А вот огромный щит у него быстрым течением из рук вырвало. Солдат, выскочив на берег, упал на колени перед Цезарем, умоляя простить его за утраченное имущество. Цезарь простил, разумеется, наградил даже… Но реакция героя весьма показательна.

А какие полководцы… Маний Курий Дентат – знатный римский патриций, трижды бывший консулом, известный полководец, разбивший войско самнитов, сам пахал свое маленькие поле, когда к нему пришли с какой-то просьбой послы от разбитых им самнитов и принесли в качестве взятки золото. Внимательно выслушав послов, Дентат поманил их заскорузлым пальцем в свой кривой домишко и показал стоявший на огне горшок, в котором булькала репа. – Пока меня устраивает такой обед, – сказал экс-консул, – мне не нужно золота. Золоту я предпочитаю власть над теми, кто имеет золото.

340 год до нашей эры. Консул Тит Манлий во главе римской армии в войне с соседним народом латинов. Укрепляя дисциплину, он строго-настрого запретил своим частям без приказа вступать с врагом в отдельные стычки. Одним из конных отрядов римлян командовал сын Манлия. Горячий парень ослушался приказа отца и вступил в стычку с разъездом противника. Победил и довольный поскакал к своим. Тит Манлий построил войско. Поставил перед строем сына и прославился следующей речью: «Раз ты, не почитая ни консульской, ни отцовской власти, вопреки запрету, без приказа сразился с врагом и тем самым подорвал дисциплину, на которой доселе основывалось римское государство, ты поставил меня перед выбором – или пренебречь интересами государства, или забыть о себе и своих близких. Но пусть лучше мы поплатимся за совершенное преступление, чем государство. Пусть это будет всем суровым уроком на будущее… Надо либо твоей смертью скрепить священную власть консулов, либо подорвать ее раз и навсегда, оставив тебя безнаказанным. И приказал отрубить сыну голову».

***

Друг Сцепиона, увлекающийся астрономией, успокаивал солдат, потрясенных солнечным затмением, и говорил, что никакие боги и дурные знамения тут ни при чем, дело здесь только в природном явлении. Убедил…

Сцепион же полагал, что для благородного человека само сознание того, что он поступил благородно, является лучшей наградой для совершения гуманных поступков. И никакие божьи награды и божьи кары приличному человеку не нужны.

***

Первая Пуническая война. Римский полководец Клавдий Пульхр собрался дать морской бой противнику. Условия для римлян благоприятные – надо нападать! Нельзя? Почему? Ах да, невозможно начинать сражения без курогадания… Ну выпускай быстрее своих кур, жрец! Авгур выпускает из клетки кур, а те не клюют зерно. Ах, твари!

– Не хотят жрать, так пускай напьются! – рявкает Клавдий и велит выкинуть поганых кур за борт. После чего начинает сражение. Но все римские воины видели, что куры зерно клевать не стали. Значит, боги отвернутся от римлян, и тогда чего ж зря кровь проливать?! С таким настроем римляне бой, конечно, проиграли. Это было первое и последнее крупное поражение римлян в морском бою. Больше куры судьбу людей не решали!

***

От редакции: Мы начинаем серию материалов Шамиля Гамидова под рубрикой «Письма римского друга». Этот замечательный автор, изучая историю Рима, увидел много интересных параллелей, которые не могут не заинтересовать и нашего пытливого читателя! Это наша первая публикация. Читайте сами и дайте почитать своим детям! Мы очень надеемся, что и им это будет интересно!