Во времена холодной войны в США, примерно в 1970 годы, было такое расхожее клише: «Русские идут!» Типа спасайся кто может. Так создавался имидж под названием «лицо врага», которым оправдывались расходы на гонку вооружений. Наша сторона делала то же самое, изображая из американцев каких-то патологических агрессоров. В моем детстве, в 1960-е годы, по радио часто употребляли термины «немецкие оккупанты», «американские агрессоры». Американцы тогда проявляли свою агрессию в Северном Вьетнаме.

Теймур Абдуллаев

Русские идут. Все время они куда-то идут. После развала СССР они шли в центростремительном направлении, с окраин погибшей империи в центр, туда, где их никто не ждал. Наши недалекие власти были не готовы принять миллионы мигрантов с окраин империи. Из Таджикистана, Узбекистана, Армении. Всех мест перечислять не буду. Развалить страну получилось, а позаботиться о своих одноязычных согражданах у них не было ни желания, ни возможности. Большинство русских уехало также из Чечено-Ингушетии и Дагестана. Причем из Дагестана – без объективных к тому предпосылок. Просто молодежь, многие были из моего поколения, вдруг осознала, что в центральной России больше перспектив, больше возможности для самореализации, чем у нас.

Душанбе был культурной столицей Средней Азии – в основном благодаря присутствию там немалой русской диаспоры и древним традициям фарсийского народа. Я помню рассказы людей, уехавших оттуда. Культурный уровень этого города был вполне сопоставим с Ленинградом, Москвой и Махачкалой. Я помню дагестанцев, которые покидали города Узбекистана, Таджикистана, Киргизстана. Они прожили там многие десятилетия, но вынуждены были уехать в поисках более комфортных условий проживания. Уезжали при этом не только в Дагестан, но и в Калининград, Ростов, Липецк, Ленинград. Уезжали, продавая свое кровное жилье за сущие копейки, на которые они не могли ничего купить в России. Власть имущие не озадачивались их трудностями. У них в это время были свои проблемы – перевода капиталов в офшоры.

Попробую напомнить вам Буйнакск моего детства. Про интернациональность и говорить нечего. Интернациональными были все города Дагестана без исключения. В Буйнакске тоже были общие дворы, как и в Махачкале, правда, их было намного меньше. В одном из таких дворов умещалось до семнадцати семей разных национальностей. Кроме коренных кумыков, были аварцы, испанцы (потомки детей, вывезенных из Испании в 1930 годах), греки, армяне, горские евреи, русские. Всех не перечислишь. Это был город добрых соседей, в котором никому не было никакого дела до национальности живущих рядом людей. У моего брата был школьный друг, ныне покойный Андрей Шилин, мать которого, тетя Алла, происходила из старинного дворянского рода. Дочь генерала, она всю жизнь проработала в городской аптеке, а отец его преподавал физику и математику в первой школе.

В Библии сказано примерно следующее: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться и время умирать, время убивать и время врачевать, время разбрасывать камни, и время собирать камни». Мы в последние 30 лет разбросали немало камней, и, по-моему, пора уже начинать их собирать.

В середине июля выдалась пара прохладных дней с температурой в 23-26 градусов, а не с обычными 36, которыми нас услаждает летняя погода. Мне довелось в один из этих дней пройти по городу, по ул. Ленина, с ее конца и до начала. Я встретил по дороге не меньше двадцати групп из двух-трех человек, которых я определенно могу назвать русскими или, если уж быть точными, славянами. Это были или пары женщин, или семейные пары с детьми, одетые в основном в соответствии с пляжными требованиями. Отдыхающие. Кто они, как их сюда занесло в разгар месяца Рамадан? Возможно, семьи военнослужащих, возможно, беженцы из восточных областей Украины, возможно, те, кто когда-то покинул свою родину Дагестан и приехал сейчас на лето к своим родственникам. Мой глаз отдыхал на них. А они, по-моему, не испытывали никакого дискомфорта от окружающей обстановки; мне кажется, что они даже испытывали удовлетворение от того, что их ожидания от этого отдыха оказались лучше собственных прогнозов и предостережений друзей. И это заслуга наша, дагестанцев, которые всегда умели вести себя деликатно по отношению к гостям.

На моей личной памяти никогда не было предпосылок к «русофобии». Не знаю, как другие народы нашей бывшей империи, узбеки, таджики, буряты, но у нас в Дагестане не было заложено в исторической памяти каких-то обид или претензий. Россия принесла нам европейское право, образование, промышленность, медицину. Подтянула нас до современной цивилизации во всех смыслах этого слова.

Видимо, поэтому мне было так приятно видеть этих людей, праздно гуляющих по центру города. Мне их до сих пор очень не хватает в нашей многонациональной республике. Так и хочется сказать: «Русские, возвращайтесь, вы нам нужны!»