51280416337

Хотелось бы знать, анализируют ли те, кто заводит уголовные дела, их перспективы? Или главная цель – нервы потрепать? Им совсем нет дела, как это уголовное дело закончится и насколько на их репутации отразится то, что они делают? Им совсем не интересно, что они откровенно вредят государству и идут вразрез с государственной линией на импортозамещение? Удивляться и задавать вопросы по делу «Кизлярагрокомплекса» можно бесконечно, но до финала еще далеко …

Полина Михеева, Заур Газиев

Месяц назад руководителя открытого акционерного общества «Кизлярагрокомплекс» Магомеда Тукуева обвинили, говоря языком следователей, в легализации незаконно полученных денежных средств.

Посчитав, что предприятие, производящее молоко, творог масло и сосиски, не является сельскохозяйственным, следователи напирали на то, что субсидии, предназначенные только для сельхозпроизводителей, получены незаконно. Да и оборудование было куплено на несколько лет раньше получения денежной дотации. В начале июня 8 томов материалов были отправлены в прокуратуру для утверждения обвинительного заключения. А пока Магомед Тукуев, выплативший 700 тысяч залога, чтобы избежать домашнего ареста, продолжает работать. Как развивается ситуация, нашей газете рассказал адвокат Магомеда Тукуева Мирза Мирзоев.

– Дело было направленно напрямую в прокуратуру Советского района Махачкалы, и потянулись напряженные дни ожидания. Варианта было два. Первый – внять убедительным доводам защиты и вернуть дело за неимением доказательств вины Магомеда Тукуева. Второй – утвердить обвинительное заключение, а это значит – задержание и суд. Глава агрокомплекса, которому на время следствия была избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, не захотел, да и не мог себе позволить бросить предприятие в период уборки кормовых и сдачи молока. После ходатайства защиты суд потребовал от Тукуева выплатить залог, и директор отправился на работу, пока в прокуратуре решали, соглашаться ли с доводами следователей.

Ожидание растянулось больше чем на месяц (8 томов все-таки), но 23 июля дело было возвращено руководителю Следственного комитета по республике без утверждения обвинительного заключения. Да, в прокуратуре согласились, что доказательств виновности Магомеда Тукуева попросту нет, а субсидии были получены честно, несмотря на все, к чему придиралось следствие. Пусть Тукуев приобретал оборудование в 2009 году, а деньги от Министерства сельского хозяйства республики получил в 2012. Но потрачены они на оборудование, которое, кстати говоря, он докупал в том же 2012 году. И стоимость всего купленного в 2009 и 2012 гг. – больше полученных от государства денег. Считать «Кизлярагрокомплекс» несельскохозяйственным предприятием, потому что в налоговой по форме отчетности предприятие зарегистрировано как переработчик, – не самый убедительный довод в пользу виновности Магомеда Магомедовича.

Таким образом, «доказательств виновности Тукуева в получении субсидий путем обмана и хищения не найдено», – гласят официальные документы.

***

Что интересно в этой истории – почему вопросы задаются тому, кто получил деньги, а не тому, кто их выдавал? Прежде чем получить деньги, кизлярцы, наверное, оформили кучу документов, подтверждающих то, что они подходят под условия, необходимые для получения субсидий. И сделку, наверняка, анализировали эксперты Министерства сельского хозяйства республики, которое и отвечает за эти средства. Почему вдруг спустя столько лет следственные органы заинтересовались именно «Кизлярагрокомплексом», а не, к примеру, другими получателями субсидий, эффективность которых равна нулю? Вместо того чтобы поддержать одного из немногих дагестанских товаропроизводителей, его пытаются замочить. В прошлом году глава республики побывал в Кизилюртовском районе, в селе Стальское, на открытии цеха по переработке молочной продукции. Сейчас этот цех стоит… Почему никому не интересно, что произошло и почему государственные деньги были потрачены впустую.

***

Однако было бы неверным утверждать, что силовики встали против «Кизлярагрокомплекса» стеной. В данном вопросе вдруг неожиданно начала играть свою партию прокуратура. Там решили, что это и есть логическая точка в деле «Кизлярагрокомплекса». Напомним, это один из наших самых крупных налогоплательщиков, знаменитый еще и тем, что обеспечивает республику продуктами высокого качества. Нет сомнений, что все, кто наполняет свои холодильники молочной продукцией, с этим согласятся. Однако в Следственном комитете России по Дагестану не намерены так быстро сдаваться и стоят на своём. Виновен, как считают следователи. И с решением прокурора Советского района не соглашаются, требуя обжалования его в республиканской прокуратуре. Теперь дело попадает в руки первого заместителя прокурора республики Сергея Белякова и… снова возвращается в Следственный комитет по Республике Дагестан, причем снова без обвинительного заключения. Беляков, рассмотрев возражения представителей Следственного комитета, также вернул дело, указав те же самые основания для отказа выдвижения обвинения против Магомеда Тукуева.

«31 июля 2015 года в удовлетворении жалобы следователя Шуайпова А.М. об отмене постановления прокурора Советского района Махачкалы от 23 июля 2015 года о возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия отказать», – цитирует текст документа адвокат Магомеда Тукуева Мирза Мирзоев.

***

Из документа, составленного первым заместителем прокурора республики, видно, что постановление прокурора Советского района Махачкалы Сабира Казиахмедова является законным и обоснованным. Доказательства, собранные по делу, устанавливают: представленные Тукуевым для получения субсидий в Министерстве сельского хозяйства Республики Дагестан документы не являются поддельными, деньги, полученные в качестве субсидий, он действительно потратил на нужды предприятия. В действиях Тукуева отсутствуют признаки преступления, предусмотренного статьей 159 Уголовного кодекса Российской Федерации – таково мнение прокуратуры республики.

«Нам потрепали нервы, и, думаю, это еще не все. Если подходить формально, то дальше дело можно обжаловать у прокурора республики, не согласившись с мнением Белякова. И, если дело возвращено без обвинительного заключения, снова обжаловать ответ прокурора Республики Дагестан у прокурора Российской Федерации. И только там уже окончательно поставить точку. Обвинить представителей Следственного комитета по республике в злоупотреблении невозможно, потому что действуют они в рамках закона. Но видно невооруженным глазом, что некто пытается продлить агонию этого дела, искусственно растягивая процесс и прогоняя дело по всем возможным инстанциям, хотя, по сути, его давно пора закрыть», – говорит Мирза Мирзоев.

Опять же, если подходить формально, то хождение этих восьми томов по мукам лишь на середине пути. Два неудачных обжалования уже было, сколько будет еще – неизвестно. А зависит это от напористости тех, кто все затеял и продолжает лоббировать дело, несмотря на тщетность попыток. Сейчас защита ставит вопрос о прекращении уголовного преследования Тукуева и меры пресечения в виде залога перед руководителем Следственного комитета Российской Федерации. Мирзоев признается, что пока окончательная точка в последнем томе дела «Кизлярагрокомплекса» не поставлена, но то, что материалы дважды были возвращены следствию, говорит о правоте доводов защиты. Последний раз мы общались с адвокатом после того, как дело ушло в прокуратуру Советского района, и уже тогда он был уверен – вернут без обвинения, ведь доводы следствия достаточно шаткие, выдвигать обвинение на их основании невозможно.

А пока точка не поставлена, предприятие работает в штатном режиме, платит налоги и выпускает свою продукцию.

***

История с «Кизлярагрокомплексом» только набирает свои обороты. Трудно понять, почему вдруг кому-то понадобилось разрушить одно из немногих успешных производств в Дагестане. Может, просто кто-то пытался отжать предприятие на деньги? Очень надеемся, что это только догадки подозрительных и жаждущих сенсаций журналистов.