«Люди холопского звания – сущие псы иногда: чем тяжелей наказание, тем им милей господа» (Н. А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо»). Моя любимая учительница Алла Петровна часто цитировала именно эти строчки, видимо, желая воспитать в нас, ее учениках, свободолюбие и независимость, которых в нас и так, к счастью, хватало.

Теймур Абдуллаев

Как мы знаем, вигиланты – люди, которые устанавливают законность и порядок своими руками. Те, кто считает, что знают о справедливости больше, чем профессионалы, не справляющиеся со своими обязанностями. Таких людей было в истории нашей цивилизации немало. Любой бунтарь – вигилант по определению.

Людям с кавказской ментальностью симпатична главная идея вигилантов – творить правосудие самостоятельно. Юлия Латынина в романе «Джаханнам» писала: если богатый и сильный властью негодяй обижает жителя, к примеру Тамбова, тот запивает горькую (о подобном случае рассказывал нашумевший в прошлом году фильм «Левиафан»). Кавказец же, вполне вероятно, хотя и не всегда, достанет оружие, продав последнюю корову, и возместит ущерб, материальный или моральный.

Максуд Алиханов-Аварский писал, что после окончания Кавказской войны в генерал-губернаторстве была установлена российская юрисдикция. По селениям и райцентрам были делегированы элементы европейского правосудия. Зачастую местных вигилантов арестовывали, предавали суду и отправляли на каторгу в Сибирь. Наше население относилось к таким осужденным с огромным сочувствием. Римское право с трудом сочеталось в те годы с шариатским судом.

Так получилось, что в начале двадцатого века на всем Северном Кавказе участились случаи ухода горцев в абреки. Местный житель вступал в конфликт с представителями власти, после чего вынужден был уходить от преследования и переходить на нелегальное положение.

После Октябрьской революции в годы Гражданской войны на Северном Кавказе действовали партизанские отряды горцев-абреков. (Кстати, мой двоюродный дед по имени Абдул-Мажид состоял в одном из таких отрядов. В конце тридцатых годов справка о его бывшем краснопартизанстве помогла его выручить из заключения на Колыме, куда он попал по хозяйственной статье.) В 1920 году на Северном Кавказе была установлена советская власть. Командиры этих отрядов были из числа бывших абреков. Например, Кара Караев. Лев Николаевич Гумилев подобных людей называл «людьми длинной воли». В общем-то, такие вигиланты творили во все времена историю (вспомните, например, восстание под руководством Спартака).

Последнего абрека убили в Чечне в 1976 году. Его звали Хасуха Магомадов. После убийства им своего односельчанина Хасуха ушел в абреки. Случилось это в 1939 году. Он был на нелегальном положении 37 лет. За ним числились многие нападения на представителей советской власти. После выселения чеченцев в Казахстан он продолжал оставаться в горах. Удача долго сопутствовала ему, но в 1976 году Магомадов попал в засаду и погиб в возрасте 71 года. Раньше я слышал о том, что существовал такой человек, но только недавно догадался поискать его жизнеописание в Интернете.

История – очень непостоянная дама, которая все время меняет свои взгляды. Историки советских времен считали Магомадова преступником, а с точки зрения тех же самых историков, но наших дней, его можно считать борцом с тиранией. Непреложным фактом можно считать лишь то, что он жил по своим законам, по своим понятиям.

Можно ли сравнить сегодняшних участников НВФ с вигилантами? Это вопрос непростой. Они не пытаются творить правосудие, это – раз, второе – они не пользуются безоговорочной поддержкой населения. Их, скорее всего, можно сравнить с боевой организацией эсеров, которой руководили Борис Викторович Савинков и Евно Азеф. То есть с организацией, имеющей в основном политические цели.

Действия вигилантов очень любят описывать в художественной литературе и экранизировать в телевизионных сериалах. Первую подобную историю я видел в кино. Там вигилантом был герой, которого играл Чарльз Бронсон. Сейчас подобным историям несть числа. Другого, по-моему, уже почти не снимают. На этой неделе канал РенТВ начал показ очередного сериала из жизни байкеров, которых любят как в США, так и в России.

С точки зрения зрелого цивилизованного человека существование в обществе вигилантов – это сигнал о том, что общество нездорово, что в нем не все в порядке со справедливостью, законностью. У нас плохая медицина, но мало кто лечит себя самостоятельно, все равно идут к врачам. Точно так же человек не имеет права на самосуд. Сказано было Иисусом: «Не судите, да не судимы будете». Одной из целей гражданского общества является создание справедливого правосудия. Достигать этой цели надо легитимными средствами, в том числе и с помощью СМИ, справедливых выборов, освещения несправедливых действий властных органов.