125729211725

Нравится это кому-то или нет, но человека нужно награждать за какие-то конкретные заслуги. Это должны быть достижения, которые меняют нашу жизнь к лучшему или становятся предметом обсуждения в большой части нашего общества. Это могут быть открытия, достижения, победы. Но это не должно быть личное знакомство или какие-то личные симпатии организаторов, в этом случае это просто обычная афера, чтобы срубить капустки от наивных номинантов.

Рустам Курбанов

В среде людей, понимающих, что на самом деле происходит в последние несколько недель, на проект «Человек года» обрушился просто шквал критики. Возможно, этого не поняли наивные и неискушенные в такого рода пиар-акциях номинанты, но в социальных сетях конкурс, организованный недоучившимся журналистом ННТ Исрафилом Исрафиловым, не пнул только ленивый. Стало любопытно, что это такое: я поискал в Интернете информацию о проекте и… ничего не нашел. Кроме красивого сайта…

«ЧЕЛОВЕК ГОДА»

Согласно заявке организаторов, конкурс организован для того, чтобы открыть новые имена в самых различных сферах общественной жизни Республики Дагестан. «Ежегодная независимая народная премия «Человек года-2015» проводится с целью выявления лиц, чьи достижения, вклад в развитие организации или отрасли, города и республики субъекта заслуживают высочайшего признания со стороны профессионального сообщества и широкой общественности». Именно так говорится об этой премии на сайте.

Итак, «Человек года-2015» – это уже вторая выдача данной премии. Первая проходила в 2014, победили в том году, по информации РИА «Дагестан», 10 человек в 10 различных номинациях. Не хотелось бы нагружать читателей информацией обо всех победителях, но, думаю, кому-то она будет интересна.

«Женщина года-2014»: Татьяна Гамалей – министр по национальной политике РД;

«Спортсмен года-2014»: Хабиб Нурмагомедов – боец смешанных единоборств;

«Министр года-2014»: Зарема Бутаева – министр культуры РД;

«Муниципальный руководитель года-2014»: Саид Юсупов – глава Хунзахского района;

«Музыкальный исполнитель года-2014»: Лаурита;

«Студент года-2014»: Халетдин Курбанов – студент Дагестанского государственного университета;

«Фотограф года-2014»: Магомед Шапиев;

«Общественный деятель года-2014»: Магомедсултан Алиев – вице-президент боевого самбо РФ;

«Блогер года-2014»: Наиля Эмирханова – сотрудник журнала «Женщина Дагестана»; «Журналист года-2014»: Арслан Доциев – автор и ведущий программы «Мастер спорта»;

«СМИ года-2014»: телеканал «Гелиос» Хасавюрт.

По всем победителям вопросов более чем достаточно. Несмотря на то, что не хочется ворошить прошлое, приходится напомнить, что как раз в конце прошлого года разгорелся скандал, связанный с очень сомнительной аферой в Министерстве по национальной политике, возглавляемом Т. Гамалей (речь идёт о сомнительных курсах по повышению межнационального понимания на 3 млн. рублей). Хищения, от которых волосы дыбом встают, обнаружились и в Министерстве культуры у Заремы Бутаевой. (7,5 млн. рублей на подготовку к написанию сценария к юбилею Дербента). Этим прокуратура должна интересоваться и следственные органы, а не те, кто занимается раздачей слонов. У Хабиба Нурмагомедова вообще в этот период была чёрная полоса: последний удачный бой был в апреле 2014 года, а потом пошла череда травм, он практически не выступал. Наиля Эмирханова опубликовала в журнале «Женщина Дагестана» пару статей, что никак не делает ее сотрудником этого издания. Кстати, в журнале ее никто никогда не видел. Лучший блогер, известный в очень узком кругу, – это очень «серьёзная» заявка. Ещё один тайный герой, названный общественным деятелем, – Магомедсултан Алиев. Ребята, вы совсем с дуба рухнули? По какому общественно важному вопросу он выступил? Какую общественную проблему разрулил? Где его фото в газетах и сюжеты на ТВ? Если он такой важный человек, не могла его не заметить наша вездесущая пресса! Какой он общественный деятель?! Может, мужик он хороший, но общественный деятель он никакой! И Арслан Доциев. Это без комментариев. Возможно, Исрафил не знает, но главным критерием в оценке деятельности журналиста является количество его аудитории. Какая аудитория у Арслана Доциева? Хас и его окрестности? Может, он тоже человек хороший, но на журналиста года никак не тянет!

С другой стороны, пусть люди, которые получили эту премию заслуженно или нет, думают сами, достойны ли они столь высокого звания?! Мне как-то сказали очень правильные слова: «Кого можно назвать человеком года? А вы скажите, сделал ли этот «человек года» что-то, чего не делали до него, и какую пользу это принесло обществу? Что он сказал такого, чего не говорили до него? Он сделал какие-то научные открытия? Он спасал или лечил людей? Занимался благотворительностью? Есть что-то такое? Определенно – нет!» Вот и думайте теперь, каким боком вы «человек года».

ПРЕПАРАЦИЯ…

Эту премию назвали «ярмаркой тщеславия». Так ли это?

В этом году 15 номинаций, и почти по каждой уже есть по 3 лидера. На сайте, в разделе «О проекте», есть информация о том, как именно должны выбираться победители в номинациях. Итак, основными целями проведения конкурса в нынешнем году, согласно условиям, являются:

1. «Анализ и мониторинг общественного мнения в отношении личностей и событий, находящихся в центре внимания в течение текущего года».

Общественное мнение – форма выражения массового сознания, где открывается отношение людей к процессам и событиям, затрагивающим их интересы и потребности. И такие проекты для мониторинга его – дело очень сомнительно. Вам достаточно собрать своих знакомых и попросить их за вас проголосовать. К сожалению, сомневаются, наверное, даже организаторы, не то что претенденты. Более того, агитационные действа вокруг «человека года» широко раскинулись по социальным сетям. И, как я убедился, делается все это весьма и весьма активно. Но об это позже…

2. «Привлечение внимания к фигурам, оказывающим значительное влияние на развитие своих профессиональных сфер, в том числе открытие новых имен в общественной жизни, политике, культуре».

Я пролистал списки претендентов, и, на мой взгляд, по второму пункту не подходят около 80 % участников. Никакого влияния на журналистику, например, не имеет Гусейн Гусейнов (1 место), журналист телеканала ННТ и, к слову, коллега и давний приятель организатора проекта (Исрафила Исрафилова). Аудитория его – 3 с половиной человека. Из этой статьи о его существовании узнает гораздо больше людей! А если пробьёте на Ютюбе его имя, то увидите и поймёте, что ничего нового и выдающегося этот человек в жанр не вносит – сервильные, комплементарные вопросы и ничего неожиданного. Качество журналиста оценивается количеством его аудитории, а не теми, кто проголосует за него на исрафиловском сайте. На втором месте, странное дело, Алексей Казак. Хотел бы выразить свое мнение. Очень странно, что малоизвестный Гусейнов обходит Казака. Надо сказать, что энергетика, интеллект, эрудиция, смелость, харизма Казака ни в какое сравнение не идут с журналистскими качествами Гусейнова! Бесспорно, именно Алексей в этом году проделал огромную работу по созданию передачи, заслужившей уважение и признательность дагестанцев. Но тем не менее Казак пока второй и отрыв слишком большой.

Также не привнесли никакого «открытия» в год Зарина Пашнина (1 место) и Азим Давыдов (2 место), но они безусловные лидеры в голосованиях. Почему? Взгляните на первый пункт, все станет ясно.

А студентом года, судя по всему, становится тот, у кого друзей больше, ибо человек со стороны не может проголосовать за «студента года»; к сожалению, на сайте нет информации ни о заслугах, но о добрых делах данных студентов. Вы напишите: этот спустил котенка с дерева, а эта бабулю через дорогу перевела – и я выберу, ей богу, выберу! Но из всей информации на сайте голосования – фамилия, имя и место учебы!

3. «Поощрение людей, чья деятельность направлена на благо республики и страны».

Поощрение – это, конечно, замечательно, только вот о делах на благо республики и страны в исполнении номинантов на «Человеке года» я ничего не слышал.

«ЧЕЛОВЕК ЛИ ГОДА?»

В основной номинации «Человек года» на первом и втором месте Сулейман Керимов и Зиявутдин Магомедов соответственно. Кстати, когда Исрафилов на мероприятии с Зиявутдином Магомедовым сообщил ему об этой номинации, Зиявутдин перевёл стрелки на главу республики. Рамазан Гаджимурадович тоже отмежевался от этой затеи. Весьма забавно, не так ли? Как эти люди попали в список претендентов на данную премию – непонятно. По новостям за 2015 год в различных порталах первое и второе их места очень специфичны. З. Магомедов был назначен директором хоккейного клуба из Владивостока, его компания «Сумма» начала проект по развитию транспортного узла в Приморье. В Дагестане построил дом-музей Петра I в Дербенте. Вложил деньги в празднование юбилея Дербента.

У Керимова список дел все же заметно уступает Магомедову. Он явно поменял направление своей деятельности, и первое место тут, видимо, наше общее спасибо за «новую историю» махачкалинского футбола. Кто достоин победы в данной номинации? Из всего списка реальными претендентами можно считать нашего главу Р. Абдулатипова и Хасбулу Магомедова, победителя медицинской премии России «Призвание» в номинации «За верность профессии». Странно, что в списке нет Ирины Сулеймановой, учителя, которого можно считать примером высокого профессионализма, чуткого отношения к детям, любви к учительскому труду.

На первом месте в борьбе за регалии министра года стоит Заур Курбанов, министр по делам молодежи РД.

И так по всем направлениям! Одни самопиарщики типа Булача Чанкалаева и Магомеда Магомедова чего стоят! Люди, профессией которых является фоткаться со знаменитостями и размещать в соцсетях пафосные, ничего не значащие тексты…

На самом деле мы увидели, как замечательная идея народной премии «Человек года» уже испоганена плутоватыми организаторами, которые сделали по-дагестански: где-то пропихнули, где-то продавили, где-то подменили… Людей, которые действительно меняют нашу жизнь к лучшему, я так и не увидел…