5716952837

Один мой приятель считает меня заядлым приверженцем «совка» (так некоторые называют государство, которое просуществовало 70 с небольшим лет, и 98-ую годовщину которого будут отмечать 7 ноября). Я никогда не называл таким словом страну, в которой родился, получил образование и работу. Чрезмерная политизированность нашего бытия сыграла с нами плохую шутку: мы с легкостью развешиваем ярлыки, даже не давая себе труда задуматься о том, что политическое устройство отдельного государства и обыденная жизнь каждого его гражданина – две большие разницы.

Теймур Абдуллаев

Допустим, политика – это выражение экономики, а экономика – способ хозяйствования, принятый в данном государстве. Не это определяет наше отношение к стране, в которой мы родились и проживаем.

Главное отличие социализма от капитализма в том, что при социализме собственность на средства производства принадлежит государству. Вот и все. Потом туда же зачем-то присовокупили атеизм или агностицизм. Других принципиальных различий в этих двух общественно-экономических формациях нет.

КАПИТАЛИЗМ С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЛИЦОМ

Бывает капитализм с человеческим лицом, а бывает и социализм с нечеловеческим, например, северокорейский социализм – самый нечеловеческий, а вот кубинская форма социализма вызывает у многих симпатию. Во всяком случае, от кубинцев угрозы человечеству ожидать не приходится. Это зависит от самой страны, от степени развития общества, от возраста самого этноса, от окружающих страну соседей и от многого другого.

Со времен реформации Римско-католической церкви, со времен инквизиции, со времен Ренессанса Голландия, Фландрия, Фламандия, то есть то, что мы сейчас называем общим названием Бенилюкс, была местом комфортного проживания свободных граждан. Любек, Гамбург, Гент, Данциг и еще около 200 городов входили в так называемый Ганзейский союз, объединяющий северо-западную Европу, в том числе Голландию, Германию, Польшу и многие другие страны, в единое экономическое пространство. Сбросив тормозящее воздействие папского престола и католической Испании, страны протестантских вероисповеданий, лютеране, англикане, реформаты, анабалиты, еще в те времена начали строить то, что мы сегодня считаем завоеванием социализма. Свободные граждане, не отягощенные сословными или имущественными границами, жившие в городах Ганзейского союза, объединялись по профессиональному признаку в цеховые организации, которые были своеобразными профсоюзами тех лет. Цех угольщиков, цех мебельщиков, цех ткачей. Каждый из цехов заботился о своих членах, о том, чтобы у всех была работа, инструменты, крыша над головой. В случае если происходила утрата кормильца, цех помогал осиротевшей семье. Детей, оставшихся без отца, принимали в цех, обучали профессии. Чем это вам не социализм? Европа уже примерно с 17 века была социально-ориентированным образованием.

Россия во все времена жила иначе. Если мы вспомним рубеж 19 и 20 веков, то увидим, что население всей страны жило по законам рабства. Исключение составляли горцы, вольные казаки Тихого Дона, буйного Терека, днепровского Запорожья и, пожалуй, сибирские крестьяне. Великий Лермонтов очень метко написал:

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Быть может, за хребтом Кавказа

Укроюсь от твоих царей,

От их всевидящего глаза,

От их всеслышащих ушей.

Во времена Кавказской войны очень многие русские солдаты и даже офицеры (а офицерское звание тогда было доступно почти лишь исключительно лицам дворянского происхождения) перебегали к горцам. Руководство Имамата выделяло им землю, помогало стать на ноги. Для тех, кто принимал ислам, возможны были браки с местными женщинами. Перебегали они не для спасения своей жизни, а потому, что видели, насколько правильней и справедливей было устроено горское общество, общество свободных и равных узденей.

Россия большую часть своей истории была страной рабов и господ, и лучшие люди это видели и пытались бороться с таким положением дел. Российская монархия деструктивно влияла на свой народ, именно поэтому, начиная с восстания декабристов, главной целью всех революционеров было свержение монархии или ввод ее в конституционное русло и построение свободной республики. Болезни монархии, такие как казнокрадство, коррупция, правовое неравенство перед законом граждан (помните поговорку с сильным не дерись, с богатым не судись?) и многое другое было непереносимым для людей, имеющих собственное достоинство. Это и явилось причиной того, что народ в целом поддержал революцию. Как причиной гражданской войны в Сирии сегодня послужило деспотичное правление клики Асада.

Этот текст – не песнь о революции. Я сам консервативен до мозга костей, и всякие резкие преобразования противны моему сердцу, но факт, который невозможно отрицать, заключается в том, что 74 года страна небезуспешно пыталась бороться с вышеназванными недостатками монархии, а в последние четверть века они вернулись к нам в полном объеме. Пожалуй, даже и похлеще, чем при Николае II, особенно в части коррупции и казнокрадства. Давайте попробуем вспомнить, что получилось и что не получилось в СССР.

ПОЛУЧИЛОСЬ

Индустриализация страны, определенно, получилась. Вся индустрия раньше была сконцентрирована в Москве и Петербурге и некоторых регионах: Иваново, Южный Урал, бакинские нефтепромыслы и так далее. Невозможно отрицать, что при советской власти вся страна была радикально индустриализирована. Вспомните только наши предприятия – махачкалинские, каспийские, буйнакские и кизлярские заводы, которые в большинстве своем на сегодняшний день оказались в разрушенном и нерабочем состоянии, с устаревшим оборудованием и утраченным кадровым потенциалом.

Ликвидация безграмотности и всеобщее образование, безусловно, получились. Кроме того, всеобщее среднее образование создало среду для получения необходимого количества специалистов с высшим образованием, которые взяли на себя руководство народным хозяйством в центре и на местах. Советские ученые по своему уровню и ценности изысканий не уступали мировым научным центрам. Кстати, если кто не знает, именно советские ученые заложили основы двух таких важных сегодня наук, как генетика и кибернетика. Правда, глупость политического руководства страны затормозила их развитие в нашей стране. Обе эти науки были признаны почему-то «буржуазными» и вредными, со всеми вытекающими последствиями.

Благодаря индустриализации и образованию стали возможными такие достижения, как покорение космоса. Само по себе не всем понятно, а на кой нам нужно это самое покорение? Так можно было бы думать когда-то. Но, во-первых, это было статусное достижение, выводящее нас в закрытый для многих клуб супердержав. Во-вторых, сегодня космическая индустрия – это серьезный бизнес. Вывод на орбиту и последующая эксплуатация спутников связи, погоды приносит немалые деньги для страны и удобства для всего человечества. Еще в 1970-е годы судоводители определялись в открытом океане с помощью секстанта, изобретенного Исааком Ньютоном еще в 1699 году. Для судов, расположенных более-менее близко к берегу, возможно было запрашивать радиопеленг с береговых радиомаяков за определенную сумму. Сегодня каждое судно, каждый самолет и даже отдельный человек могут узнать свои координаты с помощью спутниковой навигации. Это большой космос, ребята, 21 век!

Участие в клубе космических держав и в ядерном клубе позволяло Советскому Союзу быть государством, с которым в мире считались. Нужно ли нам это было? Мы оказывали влияние на половину Африки, в том числе и Северной Африки, которая сегодня полыхает огнем твиттерных революций и гражданских войн. Раньше, когда мы были супердержавой, мы могли бы не допустить этой трагедии. Мы оказывали влияние на половину Европы, находясь со многими странами в союзе и состоя с ними в едином Варшавском военном договоре и Совете экономической взаимопомощи. Кто-нибудь мне может сказать, что все наши друзья перебежали в стан противника – в НАТО. Не будьте наивными, между странами не бывает дружбы, бывают только взаимные интересы, бывает только выгодно или невыгодно. Там сегодня хлеба и колбасы больше, поэтому даже болгары, которых наша армия спасла когда-то от геноцида со стороны Османской империи, дружат с Германией против России. Если бы мы сумели показать более-менее длительное время, что мы богаче и стабильней, все наши союзники вернулись бы к нам моментально.

СССР был первым государством с бесплатной всеобщей медициной. Даже такая отдельная отрасль медицины, как зубное протезирование из драгоценных металлов, было для ветеранов войны и труда бесплатным. Плохая медицина была или нет, по-вашему? Мне сравнивать не с чем, я только здесь и пользовался ее услугами. Моих знакомых и родственников эта медицина спасала от смерти и врачевала. Меня она вполне устраивала. Уровень медицины сегодня в Махачкале просто ужасный. Многие врачи превратились в бизнесменов, причем не в респектабельных бизнесменов, а в фарцовщиков из подворотни, которые выписывают рецепты в «свои» аптеки и дают направления в платный диагностический центр. Кроме того, система профсоюзов позволяла всем желающим ездить по путевкам в санатории и другие виды здравниц. В моей семье не принято было пользоваться общественными фондами потребления, но мои знакомые и соседи вовсю этим пользовались.

Спасти мир от фашистской угрозы однозначно получилось. Получилось бы и без союзников в лице британцев и американцев. То, что эту заразу надо было стереть с лица Земли, не вызывает ни у кого сомнения. Кто-нибудь скажет, что Сталин там кого-то уничтожил, создал ГУЛАГ и так далее. Не путайте понятия! В Освенциме было уничтожено 4 миллиона человек по одной причине – за то, что были евреями. Может быть, Сталин сжег в печах 4 миллиона евреев, или 4 миллиона учителей, или 4 миллиона христиан? Даже идеологи горбачевской перестройки, создавшие жупел сталинизма, не посмели опуститься до подобной лжи.

ЧТО НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ?

Самое главное, что не получилось у СССР, – это стать самой богатой, процветающей и стабильной страной. Именно примат государственной собственности на средства производства помешал этого достигнуть. Частники всегда будут лучшими управленцами, нежели государственные назначенцы. Не получилось создать реальной демократии. Наше всеобщее избирательное право было смехотворной, опереточной фикцией. Как примерно являются фикцией 90-процентные рейтинги нашего президента. Мы это знали и тогда, в СССР, знаем и сейчас про современные выборы. Не получилось сохранить государство в прежних границах. Миллионы беженцев и вынужденных переселенцев – это миллионы исковерканных судеб. Актриса из душанбинской русской драмы, вынужденная торговать редиской на рынке в Твери, или доктор филологических наук из Ташкента, ставший автослесарем в Витебске, – это реальные судьбы и несть им числа. Но прав был один обозреватель, сказавший, что такие разноплановые страны, как Туркмения и Эстония, к примеру, не могли долго сосуществовать под одной юрисдикцией. Слишком они разные.

Тем не менее опыт создания и существования СССР как единого интернационального государства ценен для человечества в целом. Сегодня миллионы арабов и прочих людей идут в Европу, и скорбный исход их приобрел поистине библейские масштабы. А когда он иссякнет, человеческой цивилизации придется что-то делать с этой новой образовавшейся общностью людей. По-крайней мере, у СССР был опыт безконфликтного и панмиктического сосуществования миллионов людей, принадлежащих разным этносам. А этим разбрасываться не приходится.