Возможно, это плод моего творческого воображения, но после возвращения меня не отпускает ощущение, что мы на пороге каких-то больших катаклизмов. Мне кажется, что я уже слышу шум трескающихся по месту скреп каркасов нашего общества. Семнадцатый год для нашей страны – особенный. Когда Хазанов дарит Путину императорскую корону и плюс анекдот от президента про чёрную полоcу, то это уже какой-то сюрр. Похоже, мы не заслужили даже маленькой надежды…

Заур Газиев

БЕЗ ПАНИКИ

И на этом фоне необдуманное заявление Игоря Баринова – ещё один признак театра абсурда, в котором мы оказались. Не буду откладывать это на потом, напишу сразу: одним своим заявлением Игорь Баринов рассказал о себе больше, чем хотел бы. Назвав три дагестанских еженедельника врагами государства, господин Баринов с шиком продемонстрировал свою полную некомпетентность в вопросах, которыми занимается.

Прежде всего хотелось бы знать, на основании чего сделаны такие выводы. Давайте не будем играть в «Угадай мелодию»; хотелось бы услышать, в чём состоят обвинения в наш адрес. А пока нам не ответили из офиса господина Баринова, попробую сказать, что я по поводу всего этого думаю.

По моему мнению, человек, в чьей епархии находятся межнациональные отношения, должен обладать пониманием, что есть тонкие материи и деликатные вопросы, к которым и подходить нужно деликатно. Здесь не принято ходить в тяжелых альфовских берцах и махать шашкой. Нельзя делать врагами людей, которые могут быть союзниками. Нельзя озвучивать первое, что пришло в голову. Господину Баринову нелишне знать, что Дагестан – это очень сложно устроенное, жестко сегментированное общество, где слои социального пирога практически не соприкасаются друг с другом. Мы, независимые издания, служим своеобразной коммуникативной прослойкой между самыми разными людьми. Раньше вместе с нами эти функции выполняло, как ни странно, РГВК, но сегодня благодаря некомпетентному руководству компания просто лежит, являя собой труп, который доедает его руководство. Я многое мог бы рассказать господину Баринову про то, почему вдруг главный государственный орган оказался в недееспособном состоянии, но сомневаюсь, что ему будет интересно.

С другой стороны, что думает Баринов сейчас, уже не суть важно. На фоне миллионных просмотров «Чайки», грабительского «Платона», тихого саботажа выплат на капремонт многоэтажек, санкций и обесценившегося в разы рубля заявление Баринова – такая мелочь, которую мы сами раздуваем по причине отсутствия интересных новостей. Тем более что знающие истинное положение вещей прекрасно всё поняли! Подумаешь, человек сначала сказал, не подумав, а потом послал свои извинения «Черновику» и «Новому Делу». Да ради бога! Просто мужик, который на пару лет младше меня, уже мог бы по факту своего возраста не торопиться с выводами. Я больше чем уверен, что, называя независимые дагестанские СМИ врагами и оппозиционерами, он даже в руки не взял ни одной из газет. Если бы он вдруг почитал наших авторов, непременно захотел бы поговорить и, возможно, задать нам свои вопросы. И я уверен, что, получая ответы, вопросов у него становилось бы всё больше и больше… Так бывает, когда ты хочешь докопаться до истины. Во многие мудрости многие печали. Может, и прав Баринов, что не заморачивается по поводу тщательного анализа происходящего, – он живёт в полной счастья и гармонии стране, ему не нужно разрушать этот миф! Полагаю, если бы его интересовало действительное положение вещей, он смог бы найти возможность и поговорить с теми, чьей работой является информация и её анализ. Как подсказывает жизненный опыт обычного человека (без рэмбовского опыта), чтобы иметь объективную картину – выслушать нужно всех. Но это если вас на самом деле интересует правда.

К сведению Баринова, Дагестан сложен не только наличием разных народностей со столь же разными интересами, не только присутствием внутриисламского конфликта, но и тем, что здесь достаточно высокий процент думающего населения, да еще и с чувством собственного достоинства! А с такими людьми всегда трудно. С ними нельзя поступать, как со скотиной. Они начинают искать правду. И не всегда её поиски приводят туда, где сегодня находится господин Баринов; некоторых они завели в непроходимые леса и пустыни… Это кто-нибудь рассказал Баринову? Или он всё ещё думает, что к «лесным» братьям уходят только за американские деньги? Ну не получается у дагов быть послушными рабами и бездумной скотиной, у нас другая история, нам важно задавать вопросы, сомневаться, выражать свою позицию.

А ещё кто-то должен рассказать Баринову, что мы научились жить бок о бок с теми, кто думает иначе, чем мы, но при этом мы умеем находить друг с другом общий язык и понимание. Дагестан в плане развития гражданского общества пошел дальше, чем большинство регионов нашей страны. Мы этим гордимся. Для многонациональной страны – это бесценный опыт, и господину Баринову хорошо бы познакомиться с этим опытом поближе: возможно, это несколько расширило бы его кругозор.

Дагестан – особая территория; здесь много неправильного и откровенно несуразного, но здесь есть настоящая свобода слова, и мы, дагестанцы, ею дорожим. Много раз было так, когда последней инстанцией, на которую люди надеялись, были наши независимые газеты; мы работали и как правозащитные центры, и как психологическая помощь, и как последняя надежда для тех, кто был в шаге от отчаяния. И это не имеет никакого отношения к оппозиционной деятельности. Не можем мы назвать чёрное белым, а белое — чёрным. Нас читатели не поймут. И это не связано с какими-то персоналиями. Это чётко работающая система! Мы не пишем правду назло кому-то, мы пишем правду, потому что иначе не можем.

ГЛАЗАМИ ПЯТОЙ КОЛОННЫ

Мне трудно представить себе, какое образование у господина Баринова, какие книги он читал, какие фильмы его вдохновляли, но я лично посоветовал бы ему посмотреть классику американского кино, фильм Орсона Уэлса «Гражданин Кейн», где в доступной для грамотного человека форме объясняются многие вещи, без которых цивилизованное государство просто не может существовать. Если люди при власти не хотят слышать своих сограждан, то страна превращается в диктатуру или полицейское государство. Оппозиция в нормальном государстве – это не ругательство, это не враги и не предатели, это те, кто наблюдает за вами со стороны и указывает вам на ваши ошибки. Радуйтесь их присутствию, так как, исправляя ошибки, страна делается сильнее.

Между мной и Бариновым лежит огромная пропасть, но я, как и он, не хочу, чтобы наша страна развалилась, чтобы трудные годы превратились в мрачное инквизиторское средневековье. Хочу, чтобы страна развивалась, богатела; хочу, чтобы люди не чувствовали себя, как в клетке, и Российская Федерация была частью цивилизованного мира, строя гармоничные отношения с соседями. Хочу, чтобы наши люди строили большие и красивые дома и в семьях росли счастливые здоровые дети. Хочу, чтобы мы жили за счёт своего труда, а не за счёт продажи энергоносителей. Хочу, чтобы закон был одинаковым для всех, а если и делались бы исключения, то только для тех, кому трудно – детей, стариков, инвалидов. Ещё раз подчеркну: я хочу, чтобы соблюдался закон! И всё! Если эти желания есть предательство и происки врага, то я вообще не понимаю, где в свои 48 лет оказался!

В минувшие выходные проехался по Махачкале в маршрутке, а потом ещё и прошелся по городу: такого количества нищих, как сейчас, я не видел никогда! Сомневаюсь, что господин Баринов ездил или гулял по Махачкале теми же маршрутами, что и я… Кстати, в последний раз так много, как в эти выходные, я гулял по Брюсселю и Кёльну… Ну так вот, после прогулки по Махачкале остаётся ощущение, что у нас в стране какая-то большая беда. Унылые бестротуарные улицы, люди с лицами, повёрнутыми в себя, убогая совковая и безвкусная постсовковая архитектура, недостроенные остовы зданий, раздолбанные дороги, торговцы, у которых на лице написано, что они хотят тебя обмануть… Если бы кто-то хотел нас захватить, одной прогулки по Махачкале ему бы хватило, чтобы сбежать отсюда и, переплыв Березину, забыть о нас. Глядя на Махачкалу, хочется жалеть и жалеть людей, живущих в этом зазеркалье. У нас ведь на самом деле живут очень хорошие люди… Но город у моря вместо многокилометровых пляжей имеет беспросветную, бесконечную бетонную помойку. Это ещё я не был за троллейбусным кольцом… Вот где архитектурный и транспортный ад! Не злюсь и не обижаюсь я на Баринова, просто он не в нашей шкуре…

ВДОГОНКУ…

От споров последних двух лет у нас, кажется, уже души сгорели… Никогда российское общество не было в таком состоянии растерянности и опустошенности, как сейчас. Крымская эйфория незаметно сменилась временами злобой, временами состоянием подавленности. Нет никаких сил на споры и объяснение своей позиции. Наших сограждан уже как будто не трогают ни горы трупов сирийских детей, ни кущёвские Цапки, каким-то образом оказавшиеся на инаугурации президента России, ни коммунальный ад, ни очередной скачок доллара. Даже антитурецкие настроения продержались недолго. Сняли турецкие флаги, проорали и залегли на дно. И только бесконечный поток фальшивого оптимизма с федеральных каналов окончательно превращает всё в какой-то безумный карнавал, от которого хочется бежать куда подальше. А тут ещё Баринов, как будто на машине времени прилетевший к нам из 1937 года с рассказом о предателях и врагах…

А я думал, что враги страны – это те, кто нарушает её законы, разрушает её будущее, грабит её, обогащая только своих детей. Я думал, что враги нашей страны – это те, кто, имея миллиарды долларов, не построил дорог, детских садов, не реформировал систему образования и здравоохранения.

 На днях посмотрел потрясающий фильм Стивена Спилберга с Томом Хенксом в главной роли – «Шпионский мост», кстати, очень рекомендую его господину Баринову. Там есть потрясающий диалог адвоката и цээрушника в баре. В конце диалога звучит следующее:

– Ваша фамилия Хофман, так?

– Да!

– У вас немецкие корни.

– Да, и что?

– Моя фамилия Донован. Я – ирландец. Как мои мать и отец. Но что делает нас американцами? Только одно! Одно, одно, одно! Свод правил. Называется Конституция. Мы соглашаемся с правилами, и это делает нас американцами. Только это!!! Так что не говори мне, что нет правил, и не кивай мне, сукин сын!!!

Я тоже так хочу сказать про свою страну. Я хочу, чтобы голос граждан был слышен, я хочу, чтобы наша большая страна с очень сложной историей, в конце концов, вошла в белую полосу стабильности и подчинялась не прихоти власть имущих, а своим же собственным законам!