i

Неравенство полов… Эта тема будет актуальна до тех пор, пока эти самые полы будут существовать…

Багаудин Узунаев

Но лично для меня в этом вопросе важно другое. Если в языке есть выражение «неравенство полов», то оно есть и в реальности. А я за равенство. И не только полов. Но я человек терпеливый и смотрю на этот фактор философски. А вот Шекспир, например, был настолько шокирован им, что даже призывал смерть (см. 66-й сонет: «Зову я смерть!/Мне видеть невтерпёж,/Достоинство, что просит подаянья,/Над простотой глумящуюся ложь,/ Ничтожество в роскошном одеянье./И совершенству ложный приговор и т.д.»)

К «приговору» мы еще вернемся. А пока – неравенство полов. Вот Запад, который мы, россияне, ненавидим (и заслуженно!), он стремится изжить неравенство полов. Особенно далеко в этом процессе продвинулись американцы. У них есть понятие «сексизм», оно – синоним слова дискриминация – женщин по половому признаку. Доходит до курьезов. Мужчина, который услужливо распахнет перед женщиной дверь, подвинет ей стул и т. п., рискует быть обвиненным в сексизме. То, что у нас сочтут проявлением джентльменства, у них – дискриминация женщины, подчеркивание ее принадлежности к «слабому полу». Тем самым американки, да и европейки тоже как бы говорят: мол, мы сами с усами, сами можем и дверь открыть, и стул подвинуть… Забудьте про то, что мы – слабый пол! В социальной сфере, конечно… С нас довольно и различий в физической…

Но это все реалии. Важней вопрос: хорошо это или плохо? Правильно ли стремиться к равенству полов или пусть все остается так, как есть (имея в виду Россию и весь остальной восток)? В России, где всегда были сильны традиционалистские, православные, мусульманские подходы к этому вопросу, равенство полов, безусловно, отрицается. На практике. На словах оно одобряется как будущность, как перспектива, правда очень далекая. Свежий пример. Вот недавно сняли, наконец, с поста председателя ЦИК ненавидимого либералами г-на Чурова. Заменит его, как уверены все, госпожа Элла Памфилова. Не последнюю роль в этом назначении играет гендерный аспект: мол, видите, у нас в России женщины тоже на коне, тоже могут сделать большую карьеру… На коне-то они недавно, до сих пор у них было право лишь останавливать «коней на скаку», да еще входить «в горящие избы»… А теперь вот, поди ж ты, в председатели ЦИК выбиваются! Правда, независимые эксперты уверены, что госпожа будет таким главой ЦИК, как госпожа Матвиенко, глава сената, – чисто номинальным. Да и госпожа Набиуллина недалеко от нее ушла. В самом деле, ну какой из Матвиенко глава сената?! Путин еще не успел толком попросить разрешить ему ввести войска в Крым, а она уже обеими руками «за»! Понятно, что вся Россия не против того, чтобы он ввел… Но хоть бы ради приличия посопротивлялась, что ли… А Набиуллина? На недавнем экономическом форуме все деловое сообщество просит напечатать миллиардов 400 рублей, чтобы поддержать российскую экономику… И кого просит? Путина! Он артачится, возражает… Хотя артачиться и возражать должна бы Набиуллина, так как эмиссия – прерогатива ЦБ…

А все потому, что не было в России настоящего, непоказного сексизма, не выработалось здесь у мужчин органического, а не формального отношения к женщинам как к равным. Только верхи усвоили, а до корней не дошли. Скажут, а что, на Западе по-другому? Среди 44 американских президентов не было ни одной женщины! Это верно, но… там всегда был институт «первой леди». Особенно ее роль усилилась в 20 столетии. Об этом прямо сказано в книге «Американские президенты»: «… президент США опирался на членов кабинета и на официальных и неофициальных советников (ко вторым в последнем столетии относилась жена)?» А сегодня им, президентом, может стать и женщина, жена 42-го президента США Билла Клинтона Хиллари Клинтон. И я вас уверяю, что она не будет вести себя так, как Матвиенко или Набиуллина…

Выше я обещал высказаться по «приговору», имея в виду дело Надежды Савченко, так как она, если только останется жива, тоже может оказаться на вершине власти. Я осуждаю ее в той мере, в какой осуждаю любого врага России. Но не могу скрыть своего восхищения тем, как она ведет себя в том положении, в котором оказалась. С этим согласен и писатель Михаил Веллер. «Я полагаю, что каждый офицер должен так же стойко придерживаться присяги и любви к своей Родине, как это делает украинский офицер Надежда Савченко. Это относится, повторяю, к офицерам любой страны. Если ты не уважаешь других, никто не будет уважать тебя, будь спокоен…» А основатель телекомпании РЕН ТВ Ирена Лесневская даже взяла на себя смелость обратиться по этому вопросу к самому Путину. «Господин президент… На глазах всего мира в российской тюрьме, объявив сухую голодовку, умирает отважная женщина Надежда Савченко! Я прошу, я взываю к чему-то человеческому, христианскому, мужскому, в конце концов, в вас, чтобы остановить этот беспредел и немедленно обменять Надежду на российских военнопленных или амнистировать своим указом! Не унижайте Россию, её мужчин, её офицеров, у которых еще остались представления о чести! И даже если вы считаете украинского офицера, защищающую суверенитет своей страны, – врагом, – уважайте врага! Я тоже считаю вас своим идейным врагом, но позвольте, по крайней мере, считать президента моей страны – мужчиной!»

Если женщина просит… тем более за другую женщину…