судЕвропейский суд по правам человека приступил к рассмотрению жалобы адвоката из Хасавюрта Адильгерея Омарова на силовиков, в 2008 году произведших в его доме обыск, сообщила представитель семьи Омарова.
«Кавказский узел» сообщал, что в 2008 году при проведении контртеррористической операции в Хасавюртовском районе Дагестана пострадала семья адвоката и федерального судьи.
Как рассказала корреспонденту «Кавказского узла» адвокат Сапият Магомедова, представляющая интересы Адильгерея Омарова и членов его семьи, 6 июля 2008 года следователем Следственного управления ФСБ по Дагестану было вынесено постановление о производстве обыска по адресу г. Хасавюрт, ул. Султанова, 10.
«7 июля 2008 г. в 5 часов 45 минут в моем домовладении по адресу г. Хасавюрт, ул. Султанова, 10 без всяких на то оснований были произведены обыск и спецоперация. Кроме того, обстоятельства этого беспрецедентного обыска и вмешательства не только в частную жизнь, но и в профессиональную деятельность сопровождались актом грубого физического насилия. На заявителя набросились вооруженные люди в камуфлированной форме, уложили на пол, скрутив руки за спину, надели наручники», – говорится в тексте жалобы, поданной в ЕСПЧ.
«Произвол со стороны группы военнослужащих не удалось остановить даже сообщением о том, что заявитель является адвокатом, в доме проживает супруга заявителя – федеральный судья, ее больная мать и дети»,- говорится в жалобе.
Как отмечается в жалобе, обыск продлился два с половиной часа, все это время мать судьи Омаровой – Маматову Айшат, которой на тот момент было 87 лет, держали в полусогнутом состоянии, под прицелом автоматчики.
«То обстоятельство, что мою супругу – судью Омарову З. сопровождали как какую-то преступницу под дулом автомата, окруженную со всех сторон автоматчиками, вызвало недоумение у соседей, которые подумали, что ее в чем-то подозревают, – говорится в тексте жалобы. – На возмущение моей супруги о творимом произволе в ее домовладении и явно проявляемое неуважение к ней и к членам семьи судьи, следователь … заявил: «Радуйтесь, что обошлось без крови».
Как пояснила адвокат Сапият Магомедова, 8 июля 2008 года Советский районный суд Махачкалы производство обыска признал незаконным. Однако прокуратурой Советского района Махачкалы было принесено кассационное представление на данное постановление.
Кассационным определением от 4 августа 2008 года постановление Советского районного суда Махачкалы от 8 июля 2008 года было оставлено без изменения, а кассационное представление прокурора без удовлетворения.

Надзорное представление первого заместителя прокурора РД было оставлено без удовлетворения постановлением Верховного суда РД от 17 октября 2008 года.
В том же 2008 году Адильгерей Омаров обратился в суд с заявлением о возбуждении уголовного дела в отношении лиц, проводивших в его домовладении обыск.

Однако 31 октября 2008 года председатель Верховного суда РД отменил постановление судьи Верховного суда РД от 17 октября 2008 года об отказе в удовлетворении надзорного представления и дело было направлено на новое рассмотрение в Президиум Верховного суда республики. 31 октября 2008 года было отказано в возбуждении уголовного дела в отношении лиц, которые проводили обыск в доме адвоката.

Сапият Магомедова пояснила, что 20 ноября 2008 года президиум Верховного суда РД отменил постановление судьи Советского районного суда Махачкалы от 8 июля 2008 года о признании незаконным обыска в домовладении Адильгерея Магомедова.
Жалоба в ЕСПЧ была подана в этом же, 2008, году.
В мае 2015 года, рассказала Сапият Магомедова, пришло письмо от ЕСПЧ, где сообщается о том, что суд приступает к рассмотрению жалобы Омарова. Сам Адильгерей Омаров скончался в 2014 году, так и не дождавшись рассмотрения жалобы в суде, уточнила Магомедова.
«Пришло письмо (5 мая) о том, что суд приступает к рассмотрению жалобы и просит уточнить заявителя, нет ли каких изменений в деле и актуально ли оно. Так как Адильгерей Омаров скончался, его преемником по данной жалобе будет его сын», – сказала Магомедова.
«Просим вас известить суд до 7 июля обо всех важных изменениях в вашем деле и предоставить копии новых решений национальных властей, если они были приняты», – говорится в письме ЕСПЧ, полученном Магомедовой.
По ее словам, в ближайшее время в ЕСПЧ будет направлен ответ о том, что обстоятельства жалобы актуальны и никаких изменений в его рассмотрении со стороны Российского государства нет.