Фото_митинг по мосту2_www.varlamov.ru

Шум вокруг идеи топонимической комиссии Санкт-Петербурга назвать один из мостов города именем Ахмата Кадырова разрастается – собрано уже более 50 тысяч подписей против этой инициативы городских властей…

Багаудин Узунаев

Такая реакция, кроме всего прочего, выявляет также серьезные противоречия в межнациональных отношениях современной России… Хотя никто и не отрицал их наличия.

Проект этот, насколько я понимаю, был продиктован здравым желанием проложить мост между севером и югом России, между русским и кавказскими народами, история отношений которых, увы, оставляет желать лучшего. То есть мост имени Кадырова должен был стать очередной «скрепой», еще одним шагом в сторону гармонизации отношений народов России… Но, как видим, понимания со стороны санкт-петербуржцев он не встретил…

Слово противоречия применительно к межнациональным отношениям в России – здесь не просто фигура речи. Вспомним, какая буря (в стакане воды) поднялась у нас в Дагестане, когда в 2006 году было принято решение о переименовании проспекта им. И. Насрутдинова в проспект им. Петра I?! Даже в дагестанском парламенте, который вряд ли можно заподозрить в русофобии, звучали речи о недопустимости присвоения имени «кровавого завоевателя» Дагестана одной из центральных улиц его столицы!..

Тем не менее, решение было утверждено, и сегодня мы, махачкалинцы, имеем возможность ежедневно лицезреть образ Петра I, хотя он действительно не церемонился с попадавшимися на его пути народцами во время своего знаменитого Персидского похода. Особенно с теми, которые пытались встать на его пути. Вот один пример. Участник этого В. Комаров пишет: «При движении из Тарков на Дербент войска наши потерпели урон от неприязненных действий уцмия Каракайтагского и Султан-Махмуда Утемышского… Его позиция во многом носила выжидательный характер, так как он не знал истинных намерений русского государя, но был наслышан о его крутом нраве… Состоявшее из 10 тыс. человек своих и из 6000 тыс. усмеевых войско хотело нечаянно напасть на русское войско. Но было разбито и преследуемо до самого Утемыша, который был превращен в пепел. То же самое учинено и с шестью другими его владениями». При этом, по сведениям того же источника, было угнано семь тысяч быков и до 10 тыс. овец. То есть войско Петра занималось в Дагестане и прямым грабежом! На самом деле злодеяния того похода были гораздо масштабнее, но дело не в масштабах прошлых преступлений, а в той толерантности, которую современные дагестанцы проявили в отношении увековечения памяти политического деятеля, который нанес их предкам довольно ощутимые моральные и материальные травмы. Я не помню, чтобы в Махачкале в тот период происходили митинги против памятника Петру I вроде тех, что сегодня происходят в Санкт-Петербурге против наименования какого-то моста в честь Ахмат-хаджи Кадырова.

Почему же санкт-петербуржцы не хотят проявить такую или, хотя бы несколько меньшую толерантность и согласиться с наименованием всего лишь одного моста в их городе именем Ахмата-хаджи Кадырова? Ведь муфтий Чечни не нанес их городу того вреда, который Петр нанес Кавказу в целом и Дагестану и Чечне в частности.

Может, причина та же, по которой руководством питерского «Зенита» до недавних пор была принята негласная установка не брать в команду чернокожих игроков, то есть расизм? Да вроде бы они не потомки англосаксов или германцев, которые в силу своего лидерства по шкале современной цивилизации еще могли бы упирать на этот элемент. Сам Пушкин писал в «Медном всаднике» про этот край: «Приют убого чухонца…» Действительно, места, которые тот же Петр выбрал для прорубания «окна в Европу», являлись территорией исконного проживания финно-угорских племен, которые впоследствии были успешно истреблены или ассимилированы славянским элементом.

А может, дело в имперских амбициях санкт-петербуржцев: мол, куда вы со свиным рылом да в калашный ряд? В колыбели последнего прибежища византийского имперского величия нет места для имени какого-то чеченского муфтия?!.. Тем более такого, который в свое время воевал против российских войск…

Но Романовы, которые, можно сказать, основали этот город, перенеся в него все атрибуты византийской политической культуры, в большей мере были немцами, чем греками. Это и дало повод Гитлеру заявить в свое время, что, мол, государственность русским дали мы, немцы! Если учесть, что в России политическая повестка во все века формировалась только исключительно властями предержащими, то такое мнение тоже имеет право на существование…

Или причина проще: желание сберечь мосты и улицы для своих, местных, героев? На плакатах, с которыми санкт-петербуржцы вышли на митинг против наименования моста через Дудергофский канал, звучал и этот аргумент. Причем на них были перечислены имена целой группы знаменитых уроженцев Северной столицы.

Тут я хочу привести мнение уважаемого мною писателя Веллера, который в шуточной форме высказал довольно здравую мысль. «Вот шумят, кричат: как? Чего? Хотят назвать мост в честь Кадырова? Ну, да, ну, мост… Даже не улица. Через год все забудут, как этот мост называется, или придумают ему другое, «правильное» имя. Фамилия Кадыров сильно к этому располагает…»

Вот этот аргумент, что мосту обязательно прицепят «правильное» имя, должен был, прежде всего, прийти в голову самому Рамзану Кадырову. Ведь известно, что насильно мил не будешь, и именно он сам должен был закрыть эту тему, как только санкт-петербуржцы начали галдеж против этого проекта.

В свое время в том же Санкт-Петербурге была улица Грязная, которую затем переименовали в Николаевскую. Но от этого она не стала чище: имя Николая I, как и любого другого властителя, не обладает магической способностью очищать улицы…

Так что и имя Ахмат-хаджи Кадырова не добавит святости ни этому мосту, ни городу в целом.

А если так, то чего туда вообще соваться?!