Фото_с форума

С форума тарковских кумыков

В среду, 20 июля, в Махачкале состоялся IV Гражданский форум «Депортация 1944 года и современные проблемы тарковских кумыков». Сразу скажем, что слово «тарковских» здесь лишь частность, за которой стоят проблемы кумыкского народа в целом.

Багаудин Узунаев

Мероприятие было организовано общественной организацией «Къумукъ халкъ совети» и носил вдвойне мемориальный характер. Во-первых, организаторы поставили цель – вновь вспомнить в своем кругу трагические события апреля 1944 года, а во-вторых, – напомнить властям Дагестана, что таркинские кумыки, как и весь кумыкский народ в целом, ждут от них конкретных действий по этому поводу: признания незаконности данного преступного деяния их коллег из советского прошлого и принесения извинений за это преступление. Сопутствующее требование – восстановление Таркинского района, скорая, буквально вслед за депортацией, ликвидация которого была прямым следствием выселения таркинских кумыков из их исконных поселений. Забегая вперед, скажем, что в некоторых выступлениях звучало мнение, что ликвидация Таркинского района с последующим присвоением городом его земель (более 8 тысяч га!), была не следствием депортации, а ее причиной… Это, конечно, несколько меняет характер деяния, внося в него этническую окраску.

Однако прямых доказательств этого пока нет, есть лишь косвенные. Добавим, что все эти вопросы, никогда не уходившие из поля зрения таркинских активистов, актуализировались и встали в повестку дня в связи с возникновением 4 года назад на Черных камнях «караманского лагеря». О нем тоже вспоминали в ходе форума, он присутствовал как фон, как ружье на стене, как бы символизируя общую взрывоопасность ситуации с таркинскими кумыками…

Добиваясь полной легитимности мероприятия, его организаторы произвели все необходимые в таких случаях процедуры: был избран президиум, где председательствовал глава «Къмукъ халкъ совети» Вагид Вагидов, секретариат, редакционная коллегия и даже ответственный за порядок в ходе форума.

С докладом по теме депортации выступил известный историк, доктор наук Магомедрасул Ибрагимов. Сразу скажем, что название его речи – «Депортация 1944 года и современное состояние кумыкского народа» – несет в себе некий критический замес. Дело в том, что большинство кумыков, за исключением несколько семей, допущенных во власть, недовольно своим положением, прежде всего материальным, из которого проистекают все другие виды их недовольства. Так вот, соотнесение «депортации 1944 года» и «современного состояния кумыков» ставит две эти категории в позицию причины и следствия. Понятно, что деморализация кумыкского народа, «демонтаж» его национального, государственнического самосознания на Кумыкской плоскости, начались гораздо раньше, еще во времена заката Российской империи, и шли постепенно, ступенчато. Империя, как известно, целенаправленно ослабляла, где только могла, тюркский элемент, рассматривая его как наиболее опасный для себя на евразийском пространстве. В этом корень всех проблем кумыков в рамках Дагестана и России. Об этом прямо и даже цинично писал еще «евразиец» Николай Трубецкой в своей работе «О народах Кавказа». Многозначен уже эпиграф, взятый автором из Библии: «Все народы окружили меня, но именем Господним я низложил их…» Это не что иное, как образное выражение доктрины, согласно которой все соседние, да и не соседние тоже, народы созданы ради «освоения» их Россией, как ступени, по которым она взойдет на пьедестал мирового величия…

Перейдя к народам Кавказа, указав на их качества и свойства (исключительно с точки зрения указанной доктрины), Трубецкой говорит про Дагестан следующее: «Положение Дагестана таково, что ему необходимо даровать широкую автономию», – начал за здравие. Но далее звучат уже иные нотки: «Кумыкский язык является международным в Дагестане… господствует в нем от Каспийского моря до Кабарды включительно, как азербайджанский господствует в большей части Закавказья (кроме Черноморского побережья) и, кроме того, в турецкой Армении, Курдистане и в Северной Персии. Оба эти языка – тюркские, … они вытесняют туземные языки: многие аулы в Южном Дагестане уже совершенно «обазербайджанились», что совершенно нельзя допускать, в отличие от обрусения народов Поволжья, Сибири и Карелии). Не в интересах России такая тюркизация Дагестана, ведь если он тюркизируется, то получится сплошная масса тюрков от Казани до Анатолии и Северной Персии… Дагестан должен быть использован как естественный барьер на пути тюркизации этой части Евразии…»

Далее Трубецкой прямо называет народ, который должен быть использован в качестве барьера против кумыкского народа и языка…

Вот истоки российской политики в отношении кумыков, а депортация 1944 года – это как бы гвоздь в гроб кумыкского государставеннического самосознания, вбитый Советской властью (в лице А. Даниялова). И, пока Россия будет смотреть на окружающие ее народы, как на ступени к мировому господству, положение кумыков не изменится к лучшему.

Конечно, в докладе Ибрагимова эти моменты звучали опосредованно, основное внимание было уделено депортации, ее этапам и последствиям. Он привел много цифр, статистики… Но вся эта информация уже неоднократно звучала и в СМИ, и включена в отдельные издания, посвященные трагической дате.

Ярким и эмоциональным было выступление лидера «караманского лагеря» Залимхана Валиева. Он тоже указал на безразличие дагестанских властей ко всем просьбам и обращениям таркинских кумыков. Резко высказался о депутатах-кумыках, которые ни разу и нигде не осмелились поднять эти вопросы, хотя их статус и полномочия позволяют и даже предполагают такую иницитивность с их стороны. «Любой народ, в том числе и кумыкский, – это большая сила, – сказал он, завершая свою речь. – Но мы не хотим пускать в ход силу, мы за созидание, за диалог, за конечный результат. Однако всякому терпению приходит когда-нибудь конец. Стоит ли доводить дело до такого момента?» – сказал он, как бы обращаясь к властям Дагестана.

В финале форума была зачитана резолюция, но принятие ее отложили в связи с несколькими замечаниями и предложениями, поступившими в президиум в ходе обсуждения трагической темы.

 

Подпись под фото: На форуме участвовали и «шершавые» языки плакатов…